Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Новое в блогах

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

16 февраля 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.
Лента не найдена
Учредитель Института арт-бизнеса и антиквариата
член рабочей группы по разработке ГОСТ Р 57424 – 2017
Колосова И.А.
кандидат искусствоведения
Матюнина Д.С.

 

1
     Очевидно, что терминологические споры должны занимать важную часть дискуссионного поля в отечественном искусствознании. Однако они остаются за рамками научных дискуссий, становясь в последнее время особенно неистовыми в кулуарах. Мы живем в эпоху постмодернистских интерпретаций значений устоявшихся терминов, в век расслоения искусствоведения на «западников», прямо калькирующих европейскую терминологию, традиционалистов постсоветского образца, придерживающихся часто устаревших терминов, не выдержавших «проверки временем», и попросту неофитов, свободно интерпретирующих научные определения на свое усмотрение. Коллеги из смежных областей, ступающие на общее научное поле с историками искусства и искусствоведами в силу тотальной мультидисциплинарности нашей науки, вносят свой вклад определений и понятий в нашу терминологическую коллекцию. Культ римского Термина (Terminus’а) – бога межей и пограничных межевых знаков, охранителя границ, долгое время остававшийся «живым» в среде специалистов, «охранявших границы» научных понятий, в наш многосмысловой толерантный век становится анахронизмом. Пластичность терминологии, возможности интерпретаций, многозначность и дискуссионность смыслов и определений, с одной стороны, создают богатое поле для исследования и «дают работу» не только современным искусствоведам, но и культурологам, философам, журналистам... Но, с другой стороны, в лабиринте смыслов теряются ориентиры.
     Иллюзия вариативности и свободы интерпретаций вредит не только теоретикам, но, прежде всего, специалистам-прикладникам. Область экспертизы произведений искусства, находящаяся на пересечении искусствоведения и права, оказывается особенно уязвимой при отсутствии единообразно толкуемой терминологии. Долгое время в этой отрасли отсутствовала единая «система координат». Термины возникали и внедрялись «естественным путем» и единообразия в их понимании не было.
     В 2016 году был разработан национальный стандарт «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования», который содержит терминологический раздел. Разработчики Госстандарта 2016 года - Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП «ЦНРПМ»), ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, АНО «Центр независимой оценки», Институт арт-бизнеса и антиквариата, Российский государственный университет правосудия. Стандарт введен, как указывается в его тексте, впервые.
     В Госстандарте предлагаются определения таких понятий, как подлинность, оригинал и подражание, история бытования, эталонные образцы и других. Нужно отметить, что эти «новорожденные» определения весьма уязвимы, т.к. фактически вводятся в научный оборот впервые – нет авторитетных публикаций в прошлом, которые бы раскрывали сущность понятия «подлинность» или «эталонный образец» полностью и без оговорок. Помимо этих, ключевых для экспертов, определений, в стандарт внесены такие, казалось бы, очевидные понятия, как живопись и графика - не с точки зрения задач или способа воздействия этих видов искусства на зрителя, а с сугубо прикладной стороны, т.е. буквально – как при визуальном осмотре определить, живопись перед нами или графика. Все определения адресованы участникам процесса экспертизы живописи и графики и не выходят за рамки поставленных перед разработчиками задач – прояснить терминологию внутри узкоспециальной отрасли. Такой глоссарий – весомый вклад, заполнивший лакуну, и, вероятно, исключающий возможность разночтений в процессе экспертизы произведений искусства. Насколько могут и должны ли конкурировать определения терминологического раздела Стандарта с традиционными определениями – Б.Р. Виппера, В.Г. Власова, словаря «Аполлон» под общей редакцией А. Кантора, В.М. Полевого и др. – вопрос, способный послужить поводом для новых терминологических дискуссий:

 

Раздел «Термины и определения» Национального стандарта Российской федерации «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика». ГОСТ Р 57424 – 2017
3.1 аналоги для сравнения: Сравнительный ряд произведений, сопоставимых с исследуемым объектом по аналогии или по одному, или по нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов в экспертном заключении.
3.2 атрибуция: Процесс установления авторства (автора, школы, мастерской и т. п.), времени и места создания, цельности сборной вещи, функционального назначения произведения живописи и графики, а также результат такого процесса.

3.3 вторичное произведение живописи/графики: Произведение, воспроизводящее полностью или частично уже существующие образцы живописи или графики.

П р и м е ч а н и е – Вторичные произведения подразделяют на копии, подражания, канонические изображения.
3.4 графика: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы с помощью красящих веществ, наносящихся на материальную основу плоскостного типа, выделяемый из других видов изобразительного искусства техникой исполнения, использованием водорастворимых красителей (акварель, гуашь, темпера, акрил и т. п.) и сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина и т. п.).
3.5 живопись: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы преимущественно с помощью плотных пластичных красителей (масляных красок, темперы, акрила и т. п.), наносящихся на материальную основу плоскостного типа.
3.6 искусствоведческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используются искусствоведческие методы с целью анализа изображения и решения вопроса о мере соответствия объекта экспертизы эталонам или аналогам.
3.7 история бытования: Совокупность систематизированных фактов, подтверждающих происхождение и существование произведения живописи и графики в виде событий, явлений, процессов, в которых она находилась.
3.8 источниковедческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используется комплекс научных методов и процедур, направленных на сбор достоверных данных об истории бытования объекта экспертизы.
3.9 каноническое изображение: Произведение живописи или графики, целью которого является воспроизведение конкретного образца или образцов определенной художественной школы, отличающееся от других типов вторичности регламентацией живописных элементов, художественных и технических приемов, подлежащих воспроизведению, и которое наиболее характерно для религиозного искусства.
3.10 комплексное исследование графики: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о графическом произведении и необходимых для мотивированного заключения эксперта.
3.11 комплексное исследование живописи: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о живописном произведении, необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.12 копия произведения живописи или графики (копия): Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является максимально полное повторение уже существующего образца живописи или графики и которое может воспроизводить как произведение целиком с его технологическими особенностями, так и только изображение или фрагмент изображения.

П р и м е ч а н и е – В религиозной канонической живописи также используют термин «список»; для определения копии, выполненной автором оригинала,  термин «авторское повторение»; для определения копии, выполненной с частичным участием автора оригинала,  термин «соавторское повторение». 3.13 оригинальное произведение живописи или графики: Произведение, выполненное автором или авторами для решения самостоятельной творческой задачи, в которой изобразительные элементы, композиционные и колористические решения подчинены авторскому замыслу.
3.14 подлинность: Ценностная категория, указывающая на установленное тождество объекта и его атрибуции, существовавшей или предполагавшейся до предоставления объекта на экспертизу либо выявившейся в процессе ее проведения.
3.15 подражание: Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является имитация некоего художественного течения или творческой манеры конкретного автора, для создания которого используются живописные элементы, художественные и технологические приемы, типичные для творческой манеры конкретного автора или художественного течения и объединенные в самостоятельную композицию.
3.16 технико-технологическое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используют естественнонаучные и технические методы с целью получения объективных данных о материалах, входящих в состав объекта экспертизы, и о технологиях, примененных для его создания.
3.17 эксперт в области живописи и графики (эксперт): Физическое лицо, обладающее необходимыми компетенциями для установления атрибуции произведений живописи и графики, а также опытом работы с культурными ценностями.
3.18 экспертиза произведений живописи и графики: Комплексное исследование произведений живописи и графики, проводимое экспертом в целях установления их подлинности и атрибуции, результаты которого оформляют в виде экспертного заключения.
3.19 экспертное заключение: Документ, в котором эксперт формулирует и обосновывает выводы, сделанные по результатам экспертизы.
3.20 эталонные произведения (эталоны): Подлинные произведения, выбранные экспертом в качестве определения меры сходства или различия с объектом экспертизы.