Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

20 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Матусовская: от американского примитива до реализма

 

К 70-летию со дня рождения

Елены Михайловны Матусовской

 

Есть в истории имена, которые необходимо помнить. Среди тех, кто достоин нашей памяти – Елена Матусовская, безвременно ушедший молодой ученый.

Она родилась в Москве в семье прославленного поэта-песенника Михаила Матусовского в год великой Победы и покинула этот мир в зените профессиональных и творческих сил. С 1964 по 1969 годы Матусовская обучалась на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, по окончании которого начала работать в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. В 1974 году она становится аспирантом сектора классического искусства Запада ВНИИ Искусствознания, весной 1978-го защищает кандидатскую диссертацию на тему «Роберт Генри и “школа мусорных ведер”». В течение полугода стажировалась в США, где занималась сбором материалов для будущей монографии «От Икинса до Уайеса». Весной 1979 года ее не стало.

Формирование Матусовской как искусствоведа-американиста проходило под влиянием крупных советских ученых, историков искусства – Андрея Дмитриевича Чегодаева и Валерия Николаевича Прокофьева, ставшими для нее не формальными наставниками, но друзьями и соратниками. Оставаясь верным последователем и преданной ученицей, она уверенно выбрала свой путь. Десять лет в профессии стали для Елены Матусовской невероятно плодотворными – ей удалось завершить цикл из пяти работ, посвященных различным этапам в истории развития американской реалистической живописи. Очерки Матусовской можно по праву считать одними из лучших, написанных к тому времени в нашей стране[1]. В них молодой исследователь предстает первооткрывателем и знатоком многих черт, присущих национальному искусству Нового Света.

Матусовская первой предложила обстоятельное описание творческого и жизненного пути художника-урбаниста Эдварда Хоппера. Благодаря ей советское искусствознание обогатилось исследованием о «маргинальном» художественном направлении, зародившемся в американском изобразительном искусстве в конце XIX века, «школе мусорных ведер», и судьбе ее отца-основателя Роберта Генри. Матусовская смогла по-новому взглянуть на искусство Джеймса Уистлера, рассмотрев его в одном узле с французскими импрессионистами. Именно она, по оценке Прокофьева, «впервые в европейском искусствознании так полно и так рельефно» разработала вопрос об американских «примитивах»[2]. И наконец, ей принадлежит пальма первенства в глубоком изучении и пропаганде в Советском Союзе творческой биографии Эндрю Уайета. С «миром Уайеса» Матусовскую связывали особые отношения[3].

Помимо исследовательских работ Елена Матусовская оставила нам свои стихи, письма и дневниковые заметки[4], выступив в роли тонкого бытописателя. Пульсирующие строчки американского дневника, которые пронизаны удивительной чистотой и светлостью мысли, хочется читать и перечитывать. Это и выразительные искусствоведческие зарисовки, и колоритные, порой хлесткие портретные характеристики людей, с которыми ей довелось встречаться.

Беззаветная преданность изобразительному искусству и литературе в Матусовской сочетались с наивным, почти детским увлечением «просмотром» жизни, азартом и неподдельным интересом, который она испытывала, наблюдая за американской действительностью. А сколько удивительных параллелей можно найти, сопоставив этюды Матусовской с русскими маршрутами Маяковского[5], Ильфа и Петрова[6].

Человек тонкого душевного склада, Елена Матусовская обладала высочайшим уровнем внутренней культуры и редкостным даром творческой и профессиональной интуиции историка искусства.

Майя Сёмина

кандидат искусствоведения

 

Сердечная признательность проживающей в США семье Елены Матусовской – маме Евгении Акимовне и сестре Ирине Гершман, а также давнему другу Матусовских Анне Тоом, литературоведу из Нью-Йорка.



[1]Матусовская Е.М. Американская реалистическая живопись. Очерки / Сост. В.Н. Прокофьев, А.Д. Чегодаев. М., 1986.

[2]Ibid. С. 6.

[3]Матусовская Е. Мир Уайеса // Иностранная литература. 1970. № 12. С. 257-260; Верейский О. Знания, наблюдения, открытия // Новый мир. 1987. № 7. С. 261-263.

[4]Матусовская Е.М. Американская реалистическая живопись… С. 160-176; Матусовская Е. Стихи и письма. Нижний Новгород, 1994; Поэты, которых мы не знали / Сост. А. Тоом. Baltimore, 2005. С. 60-77.

[5]Маяковский В.В. Мое открытие Америки // Сочинения в 2 томах. М., 1987. Т. I. С. 653-732.

[6]Ильф И.А., Петров Е.П. Одноэтажная Америка // Собрание сочинений в 5 томах. М., 1961. Т. 4. С. 7-448; Письма из Америки // Ibid. С. 531-591, 593-594.