Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

25 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Неизвестное творческое наследие Г. Г. Ликмана 1920-х годов

4. Отступление чехов. Челябинск. Ликман 1928 год. Ликман 1933 год. Редакция Сов.Сибири. Ликман с лева. 1921 год.22 сентября. Москва.1

По произведениям сибирского художника Григория Густавовича Ликмана можно изучать пути развития искусства советского периода. Он стал членом Союза художников СССР через год после его организации и за долгую творческую жизнь создал огромное количество живописных и графических произведений, отдав должное всем существующим жанрам: от политических и исторических полотен до пейзажей и натюрмортов в русле социалистического реализма.
Наименее исследованным периодом биографии Григория Ликмана являются 1920-е годы – время учебы и первых самостоятельных шагов в искусстве. Впервые его наследие этих лет после пребывания в неизвестности в папках семейного архива систематизировано в форме краткого научного каталога, что делает доступным материал для изучения этапа формирования и вместе с тем существенно меняет представление о творческой эволюции художника.
Родился будущий художник 25 января 1904 года в городе Ревеле, где прошли первые годы жизни. Вырос он в окружении памятников Санкт-Петербурга и Москвы, куда вскоре переехали его родители. В 1916 году Ликман поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, которое через два года оставил из-за тяжелой болезни. После Октябрьского переворота семья перебралась в Челябинск.
В уральском городе многое напоминало о катастрофических для страны событиях, но культурная жизнь была насыщенной и многогранной. В 1920-е годы успешно работали художественные студии, ставшие самой массовой и популярной формой художественного образования. В них преподавали художники со столичным образованием, вернувшиеся в это время в родные места. Среди них выделялись студии, руководимые Н. А. Русаковым (1888–1941), А. Н. Самохваловым (1894–1962) и Н. Д. Лебедевым (1894–1928), первых профессиональных художников Челябинска. Каждый из них в той или иной мере оказал влияние на Григория Ликмана.
Одна из его немногих сохранившихся ранних работ «Отступление чехов. Челябинск» явно соприкасается с тематикой, которая преобладала у Н. Лебедева. Он после окончания Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества участвовал в гражданской войне, с 1918 года служил в политотделе 5-й армии Восточного фронта, где вместе с Я. Гашеком; выпускал плакаты, оформлял красноармейские клубы, а в следующем начал преподавать в изостудии Челябинского губполитпросвета. В его работах преобладали темы, посвященные наиболее значимым событиям Октябрьской революции и гражданской войны (например, шесть настенных панно, исполненные в 1921 году для городского Народного дома, картина «Убийство пяти челябинских коммунаров»).
Решающее влияние на молодого художника оказал Николай Афанасьевич Русаков, в студии которого он занимался два года. Он обладал незаурядным живописным и одновременно педагогическим даром. Н. Русаков в 1913 году окончил живописное отделение Казанской художественной школы, где живописью и рисунком занимался под руководством Н. И. Фешина, следующие четыре года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился у К. А. Коровина. На протяжении всех лет учебы он зарабатывал на жизнь преподаванием рисования, а в Челябинске в 1920–1923 годах заведовал губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобра. Впоследствии ее называли «Академией Русакова». Строилась она по программе 4-летнего курса художественного училища. Сторонник новых тенденций в искусстве, он был центром притяжения для молодых художников, увлеченных авангардными течениями.
В работе «Отступление белочехов. Челябинск» Г. Ликмана влияние учителя проявляется в экспрессивной пластике, переданной не совсем умелой ученической кистью, и также в обращение к технике акварели, которой в совершенстве владел Русаков, иногда предпочитая ее живописи.
Самых талантливых учеников преподаватели студий отправляли для завершения образования в столицу. В 1921 году Григорий Ликман получил направление на рабфак при ВХУТЕМАСе.
О московских годах жизни известно немного, поэтому особый интерес представляют сохранившиеся в памяти И.Г. Малашиной рассказы отца. После посещения выступлений В. Маяковского, В. Каменского в Политехническом институте на его пиджаке появился эмблема с футуристической эмблемой. Начинающий художник и ранее тяготевший к левым направлениям в искусстве сделал окончательный выбор в пользу самого радикального из них. Работы периода учебы во ВХУТЕМАСе нам неизвестны. Возможно, художнику потребовалось время, чтобы освоить новый для него язык выразительности.
Сохранившиеся футуристические работы были созданы Томске, куда Ликман, покинув столицу, переехал с семьей в 1923 году из Челябинска. Позднее сам художник юношескую причастность к авангарду не афишировал, а работы заключил в специальную папку на дальней полке, при жизни никогда не выставлял, но бережно хранил. Именно в это время он был самим собой, неустанно работал вопреки тяготам судьбы и проблемам со здоровьем и впервые осознал, что главное для художника – идти в ногу со временем и передать «воздух эпохи». Его творчество этих лет, отражавшее поиски новых решений, как и наследие других сторонников «измов», не вписывались в историю развития советского реалистического искусств. Краткий период послереволюционного пятнадцатилетия даже получил специальное название – искусство советского периода.
Впервые отдельные опыты юного новатора были показаны в залах Новосибирского художественного музея на персональной выставке в связи со столетием со дня рождения художника. Лучшие из них стали достоянием музея, открыв неизвестную страницу в творчестве автора.
Немногочисленные сохранившиеся футуристические работы, исполненные во время жизни в Томске, заслуживают отдельного внимания и остались за пределами каталога.
Вторая и основная часть жизни Григория Ликмана протекала вне связи с футуризмом. Он в качестве клубного художника служил добровольцем в 4 полку связи Красной Армии в Томске. В эти годы каждое профессиональное сообщество имело собственные художественные студии, драмкружки и прочие объединения, призванные раскрыть творческие способности его членов. Сохранились опыты Ликмана в области театральной декорации: эскизы оформления сцены к драме С.И. Прокофьева (по роману Э. Золя «Париж») в Доме просвещения, занавеса для клуба финотдела и ряда других. Не остались без его внимания работа, связанная с оформлением интерьеров.
В томский период, было исполнена акварель, навеянная стихотворением «Нищий» М. Ю. Лермонтова, наиболее почитаемого нашим художником поэта, что предвещало будущего успешного иллюстратора многих изданий.
Основную часть наследия 1920-х голов составляют графические работы, исполненные с натуры. Художник не расставался с блокнотом, рисунки в котором заменяли ему текстовые дневниковые записи. Всего сохранились разрозненные листы из шести альбомов. В томские годы он пользовался одновременно двумя альбомами. Один он постоянно носил в кармане, где делал беглые наброски. Второй с листами более плотными и больших размеров был предназначен для работы с натуры и дома, в нем рисунки более проработаны, иногда исполнены акварелью, некоторые из них дают представление о работе над композицией задуманных сюжетных картин. Большинство работ имеют надписи и датированы, что позволяет проследить перемещения художника.
Работы томского периода свидетельствуют о многосторонности дарования Григория Ликмана и об интересе различным жанрам, но прежде всего к городскому пейзажу. Его вдохновляли деревянные строения в исторической части города, их отдельные части. Обращался художник и к жанровым композициям, запечатлевших рабочих в трудовом процессе («Грузчики», «Асфальтщики» и др.). Наброски портретов томичей позволяют восстановить круг знакомых художника, хотя имена некоторых из них , к сожалению, остаются неизвестными.
Конец 1925 года Ликман встретил в Славгороде, где работал художником в газете «Степная правда». Сохранилось несколько портретов его новых коллег.
В 1926 году художник переехал в Новосибирск и остался в нем навсегда. В город, ставший административным центром региона, постепенно из соседних городов стекались лучшие творческие силы. Осенью 1925 года был создан Новосибирский филиал АХРРа, куда Ликман вступил в следующем году, но пробыл в ее рядах недолго. Члены филиала в 1926 году объединились с художественным объединением «Новая Сибирь».
В Новосибирске Григорий Ликман плодотворно работал в издательствах, по заданиям которых он иллюстрировал книги для детей и посвященные истории края.
С 1926 по 1933 он был художником редакции «Красноармейской газеты» в штабе Сибирского военного округа, «Красноармейской звезды» и «Советской Сибири». В 1928–1929 годах он будучи внештатным сотрудником журнала «Настоящее» успешно пробовал силы в жанре политической карикатуры и плаката.
В 1930-е годы он обратился к актуальному современному и историко-революционному материалу. Курс на индустриализацию позвал художника, как и многих его коллег, на новостройки страны .В 1931 году Григорий Ликман отправился в Кузбасс, спускался в шахты и вскоре написал картины, рассказывавшие о жизни Кузнецкого металлургического комбината Кузнецкстроя и людях Кузнецка.
Не менее востребована временем была историко-революционная тематика, носившая политико-публицистический характер. Малоизвестным фактом биографии художника является поездка в 1938 году на север Томской области в Нарымский край, печально известное в прошлом место каторги и ссылки, что было связно с выполнением заказа. Исполненные им полотна «Маевка в Нарыме под руководством В.В. Куйбышева в 1912 году» и «Побег И. В. Сталина из Нарымской ссылки в 1912 году» стали программными для своего времени, хотя большую художественную ценность имел этюдный материал. Исполненный им в технике акварели «Портрет А.И. Пушкаревой, хозяйки квартиры тов. Куйбышева в Нарымской ссылке», интересен не потому, что в ее доме жил известный большевик, герой будущей картины, а в силу художественной выразительности и значительности созданного образа сибирячки. Впоследствии он пополнил коллекцию Новосибирского краеведческого музея, как и ряд других, вошедших в музейные собрания.
Сюжетно-тематические полотна 1930-х годов Григория Ликмана передавали атмосферу своего времени и заполняли пространство клубов и Дворцов культуры городов Сибири.
Этапными в творческой биографии художника стали годы Великой Отечественной войны. В это время Григорий Ликман возглавлял Новосибирское отделение Союза советских художников и вместе с коллегами местного Бюро Союза советских писателей деятельно участвовал в создании «Окон ТАСС». Их первый выпуск появился уже 24 июня. Одними из первых сибиряки возродили опыт боевого вида агитации времени гражданской войны – «Окон РОСТа». Члены редколлегии – поэты и писатели И. Мухачев, Н. Алексеев, С. Кожевников, Е. Березницкий, А. Смердов и художниками М. Мочалов, В. Титков, Аф. Иванов – с начала войны до сентября 1942 года выпустил 264 комплекта «Окон ТАСС». Они были размножены тиражом 13 тысяч экземпляров и выставлялись в 20 пунктах города и области. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено 500 плакатов. Григорий Ликман был их художественным редактором.
Одновременно Г. Ликман работал над большими полотнами: «Атака» (1941), «На родные места» (1942), «Колхозники передают самолет Красной Армии» (1943), «Тяжелая утрата», «На трудовом фронте» (1944–1945).
В послевоенные годы начался новый этап в творчестве художника. Незаурядный живописный дар в полной мере раскрылся после занятий в 1946 году на курсах повышения квалификации при «Всекохудожнике» под руководством Б.В. Иогансона.
В последующие годы его картины постоянно участвовали в областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Признанием высокого профессионализма художника стало включение лучших его работ в музейные собрания, в первую очередь художественного и краеведческого музеев города Новосибирска. Многие его произведения стали достоянием музеев Европы, Японии, Америки, а также вошли в многочисленные частные коллекции в стране и за рубежом.
При жизни у Григория Густавовича Ликмана прошло две персональных выставки. В декабре 2015 года в залах Новосибирского государственного художественного музея открылась ретроспективная экспозиция художника, открытием которой стали работы 1920-х годов.

Каталог

Пояснения к каталогу
В каталоге систематизированы живописные и графические произведения Г.Г. Ликмана 1920-х годов (3 и 127 соответственно). Последние классифицированы по годам с 1920 года по 1928 год. Внутри каждого раздела произведения размещены в хронологическом порядке с учетом числа и месяца создания, в конце даны работы, у которых известен только год исполнения, затем расположены работы, не имеющие точного года создания, но исполненные в 1920-е годы.
Сведения даны в следующем порядке:
1. Название произведения, его характер (этюд, эскиз, набросок), дата создания.
2. Принадлежность к блокноту с указанием номер листа (если есть)
3. Материал и техника. Размер произведения дается в сантиметрах (первая цифра означает высоту, вторая - ширину).
4. Подпись или монограмма, дата и авторские надписи с указанием места расположения. Здесь же приводятся другие надписи на лицевой и оборотной стороне, если они содержат важные сведения. Восстановленный составителем текст заключается в квадратные скобки.
.
Список сокращений
акв. - акварель
Б. - бумага
граф. - графитный
кар. - карандаш
об. - оборот
цв. - цветной

Живопись

1. Лодки. 1920-е
Холст, масло 17,8х24,2
2. С книгой. 1920-е
Холст, масло. 17,3х21,8
3. За чтением 1920-е
Холст, масло. 23,1х14,4

Графика
1922
4. Отступление чехов. Челябинск. Эскиз. Ок. 1922
Б., акв. 29,5х40,4. Справа внизу пером: Г. Ликман; на об. граф. кар.: Отступление чехов Челябинск 192(4? 2?).
5. Из окна вагона поезда. 1922
Б., акв.16,5х21,5
Справа внизу кистью: 10/I -22 Г. Лик; на об. граф кар.: Из окна вагона поезда
6. Томск (?). Вид улицы вечером. 1922
Б., акв. 18,4х29,2
Справа внизу кистью: 28/II -22 ГЛикм...; левее граф. кар.: Томск
7. Челябинский цирк. Набросок. 1922
Лист из ненумерованного альбома рисунков
Б., граф. кар. 17х11,1
Справа внизу граф. кар.: 14/VI - 22. Челябинский цирк; ниже граф. кар.: Цирк. Томск (более поздняя)
8. Скамейка среди деревьев. 1922
Лист из ненумерованного альбома рисунков
Б., граф. кар. 17х11,2
Справа внизу граф. кар.: 17/VI - 22 г.
На об. граф. кар.: Голова мужчины. Беглый набросок.
9. Спящая. Два наброска одной головы. 1922
Ненумерованный лист из первого альбома рисунков
Б., граф. кар. 8,9х16,6 (обрезан)
Слева внизу граф. кар.: 15/IХ - 22
10. Спящая. Набросок головы. 1922
Лист №4 из первого альбома рисунков
Б., граф. кар. 12,3х17,1
Справа внизу граф. кар.: 15/IX - 22; вверху граф. кар.: 4
11. Аллея парка с двумя скамейками. 1922
Б., акв. 28,7х19
Справа внизу граф. кар.: 20/IX 22
12. Портрет мужчины в профиль. (погрудный). Набросок. 1922
Лист №20 из второго альбома рисунков
Б., граф кар. 18х10,1
Слева внизу граф. кар.: 20/IX 22 г. Челябинск; справа внизу граф. кар.: 20
1923
13. Сидящий обнаженный юноша-натурщик. 1923
Б., акв., граф. кар. 21,3х32,6
Справа внизу кистью: 6/VII - 23 г. "Городок"
На об. граф. кар.: Пальцы руки. Набросок
Граф. кар.
14. Стоящий юноша-натурщик (со спины). 1923
Б., акв., граф. кар. 30,8х18,4
Справа внизу кистью: 9/VII - 23 г. "Городок" Г. Ликман
15. Театральный эскиз. 1923
Б., акв. 25,7х18,7
Справа внизу граф кар.: 2/IX - 23
16. Портрет художника В. Безменова. 1923
Б. голубая, граф. кар., белила. 35,3х26,4
Справа внизу: 28/XI-23 г. Ликм... Томск: в центре: Худ. Безменов
17. Портрет мужчины (погрудный, в 3/4 повороте влево). Слева беглый набросок левой части лица. Ок. 1923
Б. голубая, граф. кар., белила. 35,3х26,4
18. Черт. Ок. 1923
Б. голубая, граф. и цв. кар., белила. 32,7х23 (обрезан)
Слева внизу граф кар.: Парт....
№№ ???? исполнены на листах из Книги недоимщика 1915 года (на об. указаны имена должников, их социальный статус и адрес проживания в Томске и Томской губернии)
19. Казнь Сальва. Эскиз оформления сцены к драме С.И. Прокофьева (по роману Э. Золя "Париж") в Доме просвещения в Томске. 1923
Б., акв. 16,1х21,3
Справа внизу кистью: Г. Лик..., ниже под изображением пером: эскиз III к постановке "Казнь Сальва" в Томск. "Доме Просв.", ниже пером: 1923
20. Занавес для клуба финотдела в Томске. Эскиз. 1923
Б., акв., граф. кар. 16х21,2
Справа внизу пером: Г.Л.; под изображением граф. кар.: эскиз занавеса а клубе финотдела; ниже пером: 1923
1924
21. Последний зов. 1924
Б., акв. 38,2х26,4
Справа внизу кистью: Янв.-1924 Г. Ликман; левее граф. кар.: "Последний зов"
22. У врат обители святой. 1924
Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Нищий"
Б., акв., граф. кар. 30,9х19,5
Справа внизу кистью: Г. Ликман 1924 март; в левой части граф. кар.: "У врат обители святой стоял просящий по[даянье]
23. Портрет юноши с косым пробором ( оплечный). 1924
Лист №22 из третьего альбома рисунков
Б., граф. кар.17,3х10,3
Слева от изображения граф. кар.: 24/III-24 г.; в справа внизу граф. кар.: 22
24. Две головы юноши (в анфас и профиль). 1924
Лист №25 из третьего альбома рисунков
Б., граф. кар. 17,3х10,3
В центре под верхним изображением граф. кар.: Ваня; слева от нижнего граф. кар.: 25/III - 24, справа граф кар.: 25
25. Вечер на реке Томи. 1924
Лист №1 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., акв. 11, 1х22,4
Справа внизу кистью: 2?/VI-24 Г. Лик... Томск; слева граф. кар.: вечер на реке Томи; справа вверху граф. кар.: I
На об. граф. кар.: Две мужские фигуры (погрудно). Вверху надпись граф. кар.: Художник Режиссер
26. Вечер на реке Томи. 1924
Лист №3 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., акв. 11, 1х22,4
Справа внизу кистью: 28/VI; на об. граф. кар.: Вечер на реке Томи. 1924; справа вверху
граф. кар.: III
27. Грузчики. Рабочий вариант эскиза к (неисполненной?) картине. 1924
Лист №4 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., акв. 11,1х22,3
Слева от изображения граф. кар. беглый набросок грузчика, справа - вверху: IV, по правому краю вертикально: грузчики; внизу: 29/VI
28. Два деревянных двухэтажных дома с забором в центре. 1924
Лист №7 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар. 11,1х21,9
Слева внизу граф. кар.: 7/VII - 24 Г. Л; справа вверху граф. кар.: VII
29. Вид улицы в Томске. 1924
Лист №9 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., черный и граф. кар. 11,1х22,2
Слева граф. кар.: IX; справа - 13/IX - 24 г.
30. Повозка. На об. : Закрывший лицо руками. 1924
Лист №16 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., черный кар. 11,1х22,7 ???1924
Слева внизу черным кар.: 15/IX; ниже граф. кар.: XVI
31. Томск. Склады Второва. На об. мужская голова в профиль .1924
Лист №17 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар.11.,1х22,4
Слева внизу граф. кар.: 15/IX -24; справа вверху граф. кар: XVII; на об. граф. кар.: Назаров
32. Музыкант из Томска. 1924
Лист №19 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., черный и граф. кар. 22,3х11,1
Слева внизу граф. кар.: 15/IX; в центре - Томский музыкант 1924; в правом нижнем углу - XIХ
33.Вид мужской головы сбоку (поверх рисунка граф. кар. фрагмента головы мужчины в профиль). 1924
Лист №20 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., черный кар. 22,2х11,1
Слева под изображением граф. кар.: 15/IX; справа внизу граф. кар.: ХХ
34. Деревья перед забором. 1924
Лист №26(?) из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., черный кар. 11,1х22,3
Справа внизу черным кар.: 18/IX 24 г.; ниже граф. кар.: X...
35.Фасад дома с собакой на крыльце. 1924
Лист №27 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар. 22,2х11
Справа внизу граф. кар.: 18/IX XXVII
36. Асфальтщики. 1924
Лист №28 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., акв., граф. кар. 11,1х22,5
Справа вверху граф. кар.: XXVIII 20/IX; на об. граф. кар.: асфальтщики
37. Угол деревянного дома с воротами. 1924
Лист №29 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар. 22,4х11
В центре внизу граф. кар.: 20/ IX-24 г.; справа граф. кар.: XXIX
38. Портрет юноши (в фас). 1924
Лист №30 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар. 22,2х11
Слева в центре граф. кар.: 21/IX - 24; справа внизу граф. кар.: ХХХ
39. Трехчастные деревянные ворота с забором. 1924
Лист №31 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф. кар. 11х22,1
Слева от изображения: 22/IX- 24 г.; справа вверху: XXXI
40. Кисти трех рук в разных положениях. 1924
Лист №36 из четвертого альбома рисунков и акварелей
Б., граф кар. 11х22,2
Справа внизу граф. кар.: 5/Х; вверху граф. кар.: XXXVI
41. Портрет мужчины в фуражке. 1924
Лист № 5 из пятого альбома рисунков
Б., граф. кар. 17,1х12,2
Слева внизу граф. кар.: 26/VI - 24г. Глик...; справа внизу граф. кар.: 5
42. Портрет мужчины в головном уборе. 1924
Лист № 7 из пятого альбома рисунков
Б., граф. кар. 17,1х12,2
Слева внизу граф. кар.: 26/VI; справа граф. кар.: 7
43. Томск. 26 июня
Лист №8 из пятого альбома рисунков
Б., граф. кар. 12,2х17,2. Слева внизу граф. кар. 26/VI; справа вверху граф. кар.: 8
44. Угол улицы Обруб и Бакунина с костелом на заднем плане в Томске
Лист №31 из пятого альбома рисунков
Б., граф. кар. 17,2х12,2
В центре внизу граф. кар.: Томск, справа внизу граф. кар.: 31, вверху граф. кар.: 11/VII
45. Портрет юноши в 3/4 повороте (оплечный)1924?
Лист №45 из пятого альбома рисунков
Б., черный кар. 17,1х12,2
Слева в нижней трети граф. кар.: 25/VIII, справа внизу граф. кар.: 45
46. Ноги. Набросок (поверх рисунка черным кар. фрагмента головы). 1924
Лист №47 из пятого альбома рисунков
Б., черный кар. 12,2х17
Справа от изображения выше центра черным кар.: 25/VIII; слева вверху граф. кар.: 47
47. Портрет мужчины, подперевшего голову рукой (оплечный). 1924
Лист №47? из пятого альбома рисунков
Б., черный кар. 17,1х12,2
Слева внизу: 26/VIII 1924 год
48. Сидящая женщина (сбоку). 1924
Лист №57 из пятого альбома рисунков
Б., черный кар. 17,2х12,2
Слева вверху граф. кар.: 27/VIII; справа внизу граф. кар.: 57
49. Стволы деревьев. 1924
Лист № 65 из пятого альбома рисунков
Б., черный кар. 17,1х12,2
Справа внизу черным кар.: 8 IX; ниже граф. кар. 65
50. Улица (с забором на первом плане). 1924
Б., акв.,тушь. 17,1х25,9
Справа внизу пером: Г. Лик 24
51. Грузчики. Эскиз к (неисполненной?) картине. 1924
Б., акв., граф. кар.23,5х21,2
Справа внизу под изображением граф. кар.: 1924
52. Летний вид улицы с деревянными строениями справа. 1924
Картон, гуашь. 17,2х25,5
Справа внизу кистью: Г. Ликман. 24 г.
Возможно, эскиз задника, т.к. на переднем плане характерное изображение сценической площадки
53. Эскиз задника. 1924
Б., граф. кар., акв. 17х23
Справа внизу кистью: Г. Ликман 24 г.; справа под изображением: эскиз задника
54. Женский портрет (в фас, оплечный). 1924?
Б., граф. кар. 28,6х18,3
Справа внизу граф. кар. 1924 (поверх последней цифры граф. кар.: 6)
1925
55. Пейзаж ( с рекой и строением с трубой на дальнем берегу). 1925
Б., акв. 22,5х33,5
Справа внизу кистью: 24 ап. - 25
56. Портрет девочки (в фас, оплечный). 1925
Б., граф. кар. 24,6х16,1
Справа под изображением граф. кар.: 8/V - 25 (?)
57. Лесной пейзаж с палаткой и фигурой красноармейца на втором плане. 1925
Б., граф. кар.24, 5х16,1
Справа внизу граф. кар.: 4/VI - 25
58. Лагеря. 1925
Б., граф. кар. 22,3х15,6
Справа внизу: 4/VI - 25 г. Лагерь
58. Прибрежный пейзаж. 1925
Б., акв. 15,7х11
Справа внизу граф. кар.: 7/VIII - 25 Г.Л.
59. Вид деревянного дома с палисадником и забором. 1925
Б., черный и граф. кар. 18,3х28,3
Слева внизу черным кар.: 11/X 25 г. ГЛик...
60.? Пейзаж с деревянным домом справа. 1925
Б., граф. кар., акв. 16х24
Справа от изображения кистью: окт.-25
61. Портрет мужчины средних лет из Славгорода (оплечный). 1925
Б., граф. кар. 28,6х18,3
Справа внизу граф. кар.: 11/XI - 25 Славгород ГЛикман
62. Портрет мужчины с папиросой. 1925
Б., граф. кар. 28,4х18,3
Справа в центре граф кар.: 16/XI 25 Славгород
63. Выпускающий типографии "Степная правда". 1925
Б., граф. кар. 28,6х18,4
Справа внизу граф. кар.: 17/XI - 25 года Славгород ; ниже: Выпускающий типографии "Степн правда"
64.Пейзаж с речкой и строениями вдали. 1925
Б., акв. 16х24,7
Справа внизу граф. кар.: 1925
1926
65. Портрет девушки. 1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б. желтая, граф. кар. акв., белила. 24,5х15,4
Справа внизу 19/V - 26 Н.Сибирск Ликман; на об. шариковой ручкой: Портрет девушки
66. Сидящий (сбоку).1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б., граф. кар. 15,4х24,8
Слева внизу граф. кар.:31/V- 26 Ликман
67. Беспризорник. 1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б., граф. кар. 24,7х15,4
Слева внизу граф. кар.: 4/VI -26 Ликман; на об. шариковой ручкой: Беспризорник
68. Деревенская улица. 1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б., цв. кар.15,4х24,5.
Справа внизу синим кар.: 20/VI- 26 Ликман
69. Двое на лодке. Шторм. 1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б., акв.15,4х24,4
Справа внизу кистью: г. Лик. 26
70. Эскиз задника. 1926
Ненумерованный лист из шестого альбома
Б., акв. 15,4х24,4
Справа внизу кистью: Г. Ликман. 26
71. Двор. 1926
Б., цв. кар. 17,4х24,3
Справа внизу: VI - 26 Ликман
Очерчен по периметру
Справа под изображением кистью: Г. Лик. 26
1927
72. Село Башманное. Коряги. 1927
Б., граф. кар. 20,4х15,5
Справа внизу граф. кар.: июль - 27 с. Башманное Ликман
73. Туркменочка. Село Башмачное. 1927
Б., акв., граф. кар. 27х21,5
Справа внизу граф. кар.: Ликман 1927 г. Башмачное; на об. пером: Туркменочка
74. Женщина за шитьем. 1927
Б., акв. 21,5х16,6
Справа внизу граф. кар.: 1927
75. Женщина у стола. 1927
Б., акв. 26х17
76. Сидящая с ведром. (со спины). 1927
Б., черный кар. 28,6х18
Справа граф. кар.: 1927
1928
77. Весенние сумерки. 1928
Б., тушь, перо. 22,3х15,6
Справа внизу пером: Лик... 28; на об. граф. кар.: Весенние сумерки
78. Сидящая. 1928
Б., граф. кар. 29,8х20
Справа внизу граф. кар.: Ликман 28
1920-е
79. В бане. Этюд к картине. 1920-е
Б., акв.23,7х17,1
Справа внизу граф. кар.: этюд к картине "Баня" Ликман
80. Голубь
Б., акв., тушь. 25,8х16,1
81. Портрет девушки (оплечный, в фас)
Б., акв., уголь. 26,4х16,8
82. Пруд (со стоящей женской фигурой)
Б., акв. 37,5х22,5
83. Десять верст в час. Эскиз к картине
Б., акв. 35х26,4
Внизу под изображением кистью: "10 верст в 1 час". Эскиз. Гликман 20 - XI
84. Ресторан Республика. Эскиз к картине
Б., акв. 19,9х28,5
Справа внизу цв. кар.: К карт
85. Пейзаж с розовым закатом
К., гуашь. 15,5х29,5
86. Две обнаженные и фавн
Б.,акв.22,2х11,1
87. Интерьер особняка
Б., акв. 21,5х27,2
88. Домик в лесу
Б., акв.19,8х24,9
На об. надпись граф. кар: На добрую память дорогой и золотой медно железной . Любим. От папочки. От Гриши
89. Вид улицы на берегу реки
Б., акв., граф. кар. 11,9х23,7
90. Два дома
Б., акв., тушь. 24,9х14,3
91. Голова мужчины в фуражке. Не окончен
Б., граф. кар. 33,3х25,1
92. Сидящий мужик с корзиной. Набросок
Б., граф.кар.35,7х24,5
93. Портрет женщины в профиль. Беглый набросок
Б., граф. кар. 33,8х25
94. Красноармеец с гармошкой
Б., синий кар. 27,5х19,7
95. Юноша в буденовке (оплечный)
Б., граф. кар. 21,5х10,9
Справа внизу: 44.
96. Мужской портрет (в профиль, оплечный). Беглый набросок
Б., черный кар. 24,4х20
97. Женское лицо (в 3/4 повороте). Беглый набросок
Б., граф. кар. 24,5х16,1
98. Портрет женщины в косынке (в 3/4 повороте, оплечный). Не окончен
Б., граф. кар. 28,7х18,3
99. Портрет молодой женщины, подперевшей голову рукой
Б., граф. кар. 29,1х20,1
100. Портрет женщины средних лет (в фас)
Б., граф. кар. кисть, акв. 28,4х18,4
101. Девушка с длинными волосами
Б., акв. 28,6х20
102. Портрет мужчины с зачесанными назад волосами (в 3/4 повороте, погрудный)
Б., граф. кар.19,6х14,2
103. Портрет молодой женщины. (в 3/4 повороте). Набросок
Картон, коричневый кар., 29х22,5
104. Портрет И.Г. Сырохватова
Б., граф. кар. 7,7х7,6
На об. граф кар.:Сырохватов Ив. Григ.; на 3 кв. к 19/I
105. Двое спящих под деревом
Б., граф. кар. 8,3х16,7
106. Сельская улица
Б., граф. кар. 8,5х20,1
107. Портрет мужчины в кепке (в профиль)
Б., граф. кар. 16,8х8,3

Театральные декорации
108. Эскиз оформления
Б., акв. 10,7х14,7
На об. граф. кар.: "Народ"
109. Эскиз оформления
Б., акв. 11,7х14,7
На об. граф. кар.: Девиз "Народ"
110. Эскиз оформления сцены с изображением шествия со знаменами
Б., акв. 16,4х13, 6
На об. граф. кар.: Девиз "Народ"
111. Эскиз оформления занавеса со звездами и буденовками по нижнему краю
Б., акв. 11х21,9
Справа внизу кистью: Г.Л.
112. Эскиз оформления занавеса (задника?) с аббревиатурой "С.С.С.Р."над восходящим солнцем
Б., акв. 12,5х21,3
Справа внизу кистью: Г.Л.
113. Эскиз оформления занавеса с черными полосами по нижнему краю
Б., граф. кар., акв. 11,х22,1
Справа внизу кистью: Г.Л.
114. Эскиз оформления зала в классическом стиле
Б., граф. кар. 15,5х24
115. Эскиз оформления павильона
Б., граф. кар., акв. 21,9х16,1
Справа внизу граф. кар.: эскиз павильона
116. Эскиз оформления кабинета
Б., акв. 20,8х10,7
Справа вверху пером: I, внизу пером: Кабинет
117. Эскиз оформления "мещанского" павильона
Б., акв. 16,2х11,7
Слева вверху пером: III, внизу пером: Мещанский павильон
118. Эскиз оформления павильона в "греческом стиле".
Б., акв. 17,2х10,3
Слева вверху пером: греческий, справа вверху пером: IV, внизу в центре пером: Богатый павильон, вверху слева пером: греческий
119. Эскиз оформления павильона
Б., акв. 17,3х10,3
Справа вверху пером: V
120. Эскиз оформления интерьера с десюдепортом
Б., граф. кар. акв. 26,5х12,2
121. Эскиз оформления с орнаментом из листьев по верхнему краю
Б., акв. 26,5х12,2
В центре вверху граф. кар.: I.
122. Эскиз оформления с орнаментом по сторонам дверного проема
Б., граф. кар. 26,5х12,2
В центре вверху граф. кар.: №1.
123. Эскиз оформления с орнаментом
Б., граф. кар. 26,5х12
В центре вверху граф. кар.: №2
124. Эскиз задника
Б., граф. кар., акв. 11,5х16,5
Справа под изображением кистью: Эскиз задника
125. Эскиз задника с изображением деревьев
Б., граф. кар. акв. 14,2х22,5
126. Эскиз задника с изображением дороги с домами по сторонам и ветряной мельницей вдали
Б., граф. кар., акв. 15,2х23,6
127. Эскиз оформления из 7 композиций
Б., граф. кар., акв. 17,1х25,7
128. Эскиз декорации с нависающими над дорогой обрывами
Б., граф. кар., акв. 12,9х23.2
Слева от изображения граф. кар.: Декорация
Входит в число 7 композиций /69
129. Эскиз задника
Б., акв. 11,5х16,5
Справа под изображением пером: Эскиз задника
130. Эскиз декорации.
Б., акв. 16,4х25,3