Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 ноября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ НАД СОЛНЦЕМ

Искусство реди-мейда принадлежит народу.

Весь мир - гипертекст, а люди - его пользователи.

CREZO

Победа1 Победа2 Победа 3  Победа под солнцем

То было ранней весной 2001 года на Малой Полянке в самой продвинутой галерее самого радикального галериста М.Г. Немногословный художник Ю.Ш. передал по эстафете екатеринбургский журнал актуального искусства «Комод». В нем оказалось объявление про конкурс на очередной (6-ой) Московский международный форум художественных инициатив в Новом манеже в Георгиевском переулке 3/3 рядом с Государственной думой. По-летнему непритязательная тема «Искусство как туризм» понравилась и чем-то зацепила. Спонтанно и авантюрно возникло желание «попутешествовать», слегка рискнуть без особых серьезных намерений. Вдохновитель и виртуозный куратор Форума Георгий Никич заявку принял, сам не ведая того, что резко перевел дорожную стрелку. Self-made креативный паровоз с энтузиазмом двинулся в неизвестном направлении вдаль за горизонт. Если оглянуться, маршрут к «арт-сцене» был витиеват, тернист, долог и, если честно, даже не планировался. Мысли зрели о другом. But why not. Better late than never. Человек предполагает, а Бог располагает. Дебют состоится при любой погоде. Яд художественного соблазна просочился в кровь и начал действовать.

Единственным технически доступным способом художественного высказывания для независимого исследователя, не помышлявшего о живописании и ваянии, могла стать только реди-мейд инсталляция. Ну не зря же художник, интеллектуал и шахматист Марсель Дюшан, радикально отрекшись не просто от живописи, а от передового кубофутуризма, еще в 1913 году впервые внес готовое промышленное изделие на выставку, превратив его в факт искусства, до сих пор воспринимаемый широкой публикой как фарс или провокация. Да и Казимир Малевич, объявив себя Председателем мирового пространства и Утвердителем нового искусства, бескомпромиссно и навека возвел в 1915-ом магический квадратный рубеж между прошлым и будущим, освободив дорогу для любого эксперимента.

Вначале в подсознание, как осколок зеркала Снежной королевы, внедрился именно супрематический квадрат. Конечно, свою роль в трансформации сознания сыграл многолетний семинар 80-х начала 90-х по истории и теории дизайна под руководством С.О.Хан-Магомедова, а потом и О.И.Генисаретского во ВНИИТЭ. В научных заседаниях участвовали В.Колейчук, А.Лавреньев, Ю.Аввакумов, Е.Асс, С.Потапов, В.Аронов, Е.Сидорина, В.Кричевский... Личный арт-креатив неспешно и извилисто формировался по ходу жизни естественным путем, но вот звезды, наконец, сошлись и зерно инсайта упало на вспаханную почву и проросло.

Идея и название инсталляции «ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ» возникли из тройного микса вечной проблемы личного творческого самоопределения («место под солнцем»), радикальной авангардисткой утопии начала ХХ века и адресной кибервиртуализации современного сознания. Футуристическая опера «Победа над Солнцем» в духе романтического космизма, под влиянием научных и технических достижений своего времени задала вселенский масштаб художественных притязаний. Заумно-деструктивное словесно-звуковое действо стало плодом сотворчества В.Хлебникова (предисловие), А.Крученых (основной текст), М.Матюшина (музыка) и К.Малевича (костюмы и декорации) с привлечением профессиональных вокалистов и любителей-студентов. Спектакль сочиняли коллективно на природе в жарком, по всей видимости, июле на даче у Матюшина под Петербургом. Хотели привлечь Маяковского, но не удалось, хотя еще 18 декабря 1912 года в сборнике поэтов-кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу» вместе с известно скандальным Манифестом появились его контрастные по колориту стихотворения «Ночь» и «Утро». «Победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте» по Матюшину стала поворотом к мировому авангарду. Премьеру под аккомпанемент единственного расстроенного фортепьяно сыграли зимой дважды 3 и 5 декабря 1913 года в помещении «Луна-парка» (ныне драмтеатр имени Комиссаржевской). Будетлянские силачи вместе с воинами-победителями «десятых стран» пленили Солнце и устремились в бескрайние миры будущего с иными законами времени и пространства к новым людям.

Жесткий брутальный КВАДРАТ по-мужски решительно затмил мягкотелый женственный солнечный КРУГ, по сути наглядно продемонстрировав сцену насилия техники над природой. (Хрупкая «Девочка на ШАРЕ» под присмотром мощного акробата на КУБЕ у Пикассо 1905 года, вывезенная И.А.Морозовым из Париже как раз в 1913 наводит мысль о глубинных параллелях). Впрочем, манифест Малевича 1915 года и назывался «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Так, из сочетания кубизма с программными футуристическими идеями алогизма слова, изображения и музыки у Малевича формируется бескомпромиссная мысль о «Черном квадрате» и левитирующем по новым правилам бытия всемирном супрематизме. Маяковский же в 1920 в «Необычайном приключении» на даче в Пушкино под Москвой дал слабину, консолидировался со светилом и в жуткой жаре пил с ним за самоваром чай с вареньем.

Интегральная инсталляция «ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ» 2001 года совмещает несовместимое и задумана не столько как оммаж, сколько как фиксаж стартовой позиции в виде базового арт-паттерна. Образная модель выстраивает исходную СИСТЕМУ КООРДИНАТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ключевая схема-образ содержит только самое необходимое.
Две плоскости — вертикальная (белый квадрат) и горизонтальная (черный квадрат) очерчивают пространство сценической площадки для разыгрывания реалити-шоу на подмостках в декорациях. Угадывается и незамысловатый коврик бродячих артистов под открытым небом и привал вечных туристов на берегу бескрайнего моря. Сила воображения дорисует каждому свою расширенную реальность.

БЕЛЫЙ КВАДРАТ - посланник Вселенной, визитная карточка Млечного пути, скрижаль Небесного завета, штандарт Великой тайны грядущего.
В центре - диск Солнца, источника жизни (телескопический снимок протуберанцев). Солнечные лучи освещают золотистый крест. Основные «супрематические» фигуры - квадрат, круг, крест - слитны и нераздельны. КРУГ — символ вечности, гармонии и классики. КВАДРАТ — символ пространства, устроительства и модернизации. КРЕСТ — символ искупительной жертвы и жизни вечной. Так устроен мир, так устроен мозг, так коротко о главном. Всеобъемлющий белый квадрат — альтерэго экономного черного.

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ — фундамент Нового искусства и жизни, стартовая площадка Авангардного прорыва, нефтяная скважина Темной материи, пиксель трансцендентной Матрицы, «первооснова всего и зародыш всех возможностей». На подиуме картонная Фигура персонажа, Большой «лучистый» зонт и «эскадра» из семи Бумажных корабликов. Надпись «ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ» выложена белыми кубиками быстрорастворимого сахара по черному фону в смысле «VANITAS» - скоротечности и бренности всего сущего.

СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ ЗОНТ - мобильный объект персональной защиты прошел длинный цивилизационный путь от бананового лопуха до стремительной стальной конструкции. Под крышей зонта можно отправляться в долгое автономное странствие. Зонт раскрыт и составлен из главных сигнальных цветов - красного, синего, желтого и зеленого. Геометрия монохромов объединена с функционалом реди-мейда. Супрематический зонт служит образцом единства противоположностей - беспредметности цвета и предметности вещи и наглядно воплощает максиму «ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ НАД СОЛНЦЕМ». Чтобы побороть устаревшее светило нужно как минимум не сгореть под его палящими лучами. А потому под зонтом как за щитом и с зонтом как с мечом. Вот в чем зарыт символический и практический смысл известного пляжного объекта.
Сто лет спустя как-то нелепо прямолинейно продолжать битву с Солнцем-кормильцем, которое и само по себе рано или поздно обречено на затухание. Непримиримая борьба цивилизации с природой, нового со старым в искусстве малопродуктивна. Образцами разумного компромисса служат трансавангард и постмодернизм, продвигающие общемировой культурный процесс на паритетных началах.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОРАБЛИК — газетная импровизация с авторскими публикациями про искусство. Текст и скрытый в нем смысл с иносказаниями и символическими значениями неотделимы от материального объекта. Свойства предмета в деталях и в целом служат способом передачи информации, управляющей принятием решений, поведением и в конце концов жизнью. В отличии от базового стула Кошута, расщепленного на три ипостаси - объект, изображение и описание, «концептуальный кораблик» олицетворяет полное слияние материального, образного и смыслового. Бумажный газетный лист простейшим способом превращается в кораблик-текст, в кораблик-послание. Это на море. В небо с авианосцев стартуют воздушные корабли и лайнеры - «концептуальные птички».
Такова эволюция концептуальности — от дифференциально-перцептивной у Кошута к интегрально-когнитивной у автора публикации Crezo. Архетип Корабля сравним по масштабу смысловой нагрузки лишь с архетипом Дома. Если стул от кухонного табурета до царского трона - персональный и в общем-то безопасный инструмент личного сосредоточения и релаксации, то корабль (морской, воздушный, космический) - общественное транспортное средство коллективной, подчас рискованной, навигации и продвижения.

ФИГУРА ПЕРСОНАЖА — условный фотопортрет в полный рост, берет начало от парковых и салонных «обманок» времен просвещения и куртуазности. Сегодня распространен как мобильный объект всяческой рекламы, особенно в туристическом и транспортном бизнесе. Нередко используется в корпоративных забавах и шутливой самопрезентации. В современном искусстве «фигура персонажа» близка по сути «фигуре умолчания». Впрочем, и в позапрошлом веке Федор Михайлович писал, что «человек есть тайна» и не так просто ее разгадать.
«Персонажность» - одна из стратегий современного искусства, позволяющая автору дистанцироваться и сохранять по возможности свободу действий в реальных условиях. «В ожидании Годо» или «В ожидании варваров» на пороге цивилизации андроидов и гуманоидов Homo sapience держит оборону и пытается сохранить инстинкт прямохождения в условиях выживания, повторяя словно мантру «человек мера всех вещей» и «создан по образу и подобию».

В 2001 году первая в биографии собственная инсталляция «ПОБЕДА ПОД СОЛНЦЕМ» имела девиз «ЗА БЕЗОПАСНОЕ ИСКУССТВО. AVЕ ИКАР!». То был несимметричный компромиссный ответ на сверх жесткую некорректную ситуацию, далеко выходящую за рамки современного искусства и классической этики в область высоко технологичной экспериментальной антропологии. По причине неравенства сил пришлось прибегнуть к вынужденной конспирации и иносказаниям неувядающей древнегреческой мифологии. Текст в целом был таков:

«Первый акционист Икар, радикально отклонившись от заданного курса, рухнул вниз, хотя мог безопасно следовать в мейнстриме мастеровитого Дедала-отца. Сегодня летальные исходы сравнительно редки, но риски тяжелых травм очевидны.

Проект автобиографичен и общесимволичен одновременно, начинался по наитию без четкой цели, как ни к чему не обязывающий познавательный экскурс в неведомое. Осенью 1990 года, в сезон первой художественной ярмарки ART MIF в ЦДХ, в Доме архитектора параллельно состоялись два малоприметных по московским меркам события. Сначала сознание качнулось на дружеской российско-американской дискуссии по использованию СОЛНЕЧНОГО ВЕТРА для межпланетных плаваний ПОД ПАРУСОМ в духе космических эпопей 2001 и 2010 Стэнли Кубрика и Артура Кларка. Продолжил ментальную деструкцию англо-голландский пилигрим Рауль Бунсхотен. Тут же в фойе архитектор продемонстрировал умопомрачительную по накалу и габаритам экспозицию «Кожа Земли. Распад в 15-ти частях». Циклопические железобетонные конструкции, движимые энергией международного коллектива по маршруту Европа — Москва — Азия, свидетельствовали о неукротимости глобальных тектонических сдвигов.
В результате, под энергийно-мистическим воздействием этих событий на страницах журнала «Техническая эстетика» (официальный орган ВНИИ технической эстетики ГКНТ) в №2 за 1991 год возникла в общем-то чужеродная «контрдизайнерская» публикация по актуальному искусству «Гимн теллурическому сознанию, или эксперименты Рауля Бунсхотена». Через несколько лет в 1995 году, в непринужденной ауре галерейной колонии на Якиманке (не сохранилась) и в диссонансе не дающих покоя рискованных мыслей по поводу травмирующих «виртуальных» воздействий появился еще один текст «Между жизнью и вымыслом» для газеты «Вечерний Клуб» (№148). Колесо заскрипело, поехало, список публикаций начал продвигаться step by step. «Культура», «Куранты», «Известия», «Московские новости», «АИФ», «Независимая газета»... Процесс шел с препятствиями, непросто, но увлекательно. Гипнотическая тайна искусства не отпускала и опасно, с риском для жизни, искушала и затягивала.

Все рухнуло в одночасье. «Упал, очнулся, гипс». Реанимация. Продолжать не имело смысла. Пришлось из газет с собственными текстами сварганить бумажные кораблики. Им можно присвоить легендарные имена — Мерилин, Гагарин, Высоцкий, Бойс, Сахаров, Гастелло, Уорхол, Экзюпери...
Творческие маршруты неисповедимы и с трудом поддаются прогнозированию. Сотрудники НАСА делились планами запустить к звездам реальный солнечный парус в 2010 году. Российские мечтатели обнадеживали с помощью особых зеркал попасть в «волшебные» точки солнечного парения с нулевой гравитацией.

Любителям свободных художественных полетов предлагался зонт-парус «AVE ИКАР!» как экономное транспортное средство и надежная защита от солнечного перегрева в пути. Есть сведения, что первым изобретателем
паруса был все же Икар, а полетел он на хлипких восковых дедаловских крыльях по доверчивости.
Перспективное скрещивание испытанных временем мифов, достоверного научного знания и личного жизненного опыта нацеливает на безопасное воспроизводство искусства точного адресного попадания (adress-art). Заостренная и мотивированная креативность оставляет всем волонтерам искусства шанс для продвинутых трансгуманитарных изысканий и арт-экспериментов. А как же иначе?».

Вернисаж 6-го Форума «Искусство как туризм» состоялся 8-го августа 2001 года при стечении заинтересованной публики и прессы. Устоявшее под натиском великанов-будетлян Солнце светило ярко и напористо. Белый корабль Нового Манежа величественно пришвартовался, принял на борт три десятка авторских проектов и поплыл вперед дальше. В «круизном плавании» участвовали Ирина Затуловская, Игорь Иогансон, Марина Перчихина, программа ESCAPE, Герман Виноградов, Дмитрий Цветков, Леонид Тишков, Нина Котел и Владимир Сальников, Ольга Чернышова, Анна Абазиева и Елена Ковылина, Георгий Острецов, Людмила Константинова, Владимир Архипов, Катя Кандыба, Юлия Неруш, Владимир Наседкин, Мамука Пруидзе, Георгий Первов, Дарья Новгородова, Ксения Никольская, Андрей Ефимов, Юлия Жунина, Татьяна Добер и Александр Алексеев, Виктор Асхаев и Андрей Дубов, Алексей Таранин, Алексей Тегин, Евгения Гершкович, проект ФЕНСО, «Ландшафтные симпозиумы».

Хотелось поставить точку, сойти по трапу на берег и тихо решать задачи более земные. Но в газете «Культура» прямо на первой странице крупно в полный рост разместили изображение инсталляции «Победа под Солнцем» (фото Ирины Калединой, текст Сергея Попова). А это уже явный, блокирующий разум сигнальный манок из Космоса: «wow, не зря, можно продолжать». Масло в огонь подлила и публикация в журнале «Итоги» №32 (фото Андрея Замахина, текст Елены Коньковой).

Позднее работа вместе со второй инсталляцией «Русская мандала» (2002), также отмеченной СМИ, вошла в ежегодный каталог «Искусство России», вып.2 (2003), заложив привычку регулярно и почти добровольно «отчитываться» по результатам индивидуального арт-марафона.

В 2013 году в проекте ТСХР «Искусство сегодня» на тему «Портрет» работа дополнилась еще одним смыслом. В рамках многолетней авторской программы «Тезаурус» инсталляция-перформанс «Победа под солнцем» срезонировала с одним из основных понятий постмодернисткой философии - «Перформативное поведение». К выставке в июне (зал МОСХ на Беговой,9) вышел каталог.
Homo Ludens (Человека играющего) «открыл» Йозеф Хейзинга в 1938 году. По мнению нидерландского культуролога игра свободна, самоценна, бескорыстна, но для нее нужно время, особое пространство, сообщество и порядок. Игра - особая субстанция со своими законами и отделена от обычной реальной жизни. Вильям Шекспир «капнул» шире, назвав весь мир театром, а людей в нем актерами. По сути он вбросил в мир идею тотального перформанса. И оба, наверное, правы. Но все же в глобальной игре на всемирном тотализаторе очень важно оставаться серьезным. Чем дальше в лес, тем все суровее и серьезнее. Так на горьком личном опыте учил и завещал многострадальный Оскар Уайльд.
И все же Бог играет в кости со вселенной или нет?

Елена Бизунова (CREZO)

1 июня 2016