Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

20 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Л.М. Шкляева
Россия, Татарстан, Казань


РОЛЬ П.М. ДУЛЬСКОГО В СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ТАТАРСКОГО ПАВИЛЬОНА ДЛЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ И КУСТАРНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКИ 1923 ГОДА


19 августа 1923 года на Воробьёвых горах в Москве открылась «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка» . По замыслу организаторов она посвещалась демонстрации достижений первых лет нового строя, как свидетельству преодоления разрухи после Гражданской войны. В Казани для подготовки был создан Выставочный комитет при Татнаркомземе (Татвыстком), куда вошли Г.С. Губайдуллин, П.М. Дульский и Н.И. Воробьев [1, 165], организовавшие конкурс на лучший проект татарского павильона для предстоящей «Всесоюзной С.Х. и К.П. Выставки» . Проект, признанный самым удачным, планировалось реализовать.
П.М. Дульский (1879 – 1956) – один из ведущих искусствоведов Казани активно включился в процесс [4, 4]. Учёный писал, что члены коллегии Татвысткома обсуждали две архитектурных версии: одна предполагала постройку в формах зодчества средневекового Булгара и другая – типичный татарский дом из дерева рубежа XIX – XX веков. П.М. Дульский отстаивал вторую, что нашло отражение в обязательных пунктах, которые было необходимо соблюдать конкурсантам [5, 1]. От участников ожидалась творческая работа, использующая народные традиции татар. Были заданы размеры павильона «на площади около 12х50 квадр. саж. (600 квадр. саж.), участок имеет форму длинного прямоугольника. Павильон состоит из двух домов: (10х4 квадр. саж.) и (3х8 квадр. саж.). Срок предоставления проекта – 15 апреля к 12 часам дня» [5, 2]. Свой вариант самобытного татарского строения представили только три конкурсанта. Лучшим из них оказался проект «Зелёный полумесяц» инженера С.В. Шмелёва [4, 19]. Но его труд «отвечал условиям конкурса только в некоторых частях и требовал значительных поправок» [5, 4], которые в значительной мере внёс П.М. Дульский.
Работая над проектом, он использовал сведения о народном искусстве казанских татар . Изучение традиционного декоративно-прикладного искусства татар обрело углубленную направленность, когда он стал сотрудником Казанского губернского музея (1919 г. ) [1, 165]. Посещение Булгар в составе комиссии по охране памятников позволило учёному рассмотреть особенности архитектуры и декоративной отделки каменных строений XIII – XIV веков. Внимание исследователя привлекли орнаментальные узоры на средневековых памятниках, в которых он нашёл сходство с типичным растительным мотивом декора изделий, что было отмечено в статье «Орнамент казанских татар»: «Спиральный завиток, идущий волнообразным раппортом на протяжении всего узора, унаследован от Булгарской орнаментики» [7, 5]. П.М. Дульский пришёл к выводу, что элементы узорной отделки экстерьера домов Булгара использовались татарскими мастерами в самобытном деревянном зодчестве вплоть до начала XX века [8, 1]. В середине июня 1923 года он стал участником экспедиции, организованной Татвысткомом [5, 4] для получения материала о традиционных сельских жилищах казанских татар по шести деревням Арского кантона : Малые Ряси, Татарские Алты, Большая Атня, Большие Менгеры, Каймары и Шушары. Среди перечисленных населённых пунктов учёный выделил Большую Атню, где ещё сохранились дома середины XIX века. В рукописи П.М. Дульского отмечен облик строений Ахмедхана Зиганшина, С.Г. Сабитова, Абдуллы Рашитова . Типичное крестьянское жилище татар представляло деревянный сруб с двускатной крышей и фронтоном. Нишеобразные балкончики с колонками углублялись внутрь строения. Искусствовед считал, что на общий стиль деревенских построек татар оказал влияние классицизм, заимствованный в ближайших зажиточных усадьбах [3, 10]. Изучив архитектурный классицизм в Казани первой половины XIX века [6], П.М. Дульский пришёл к выводу, что модные тенденции проявились не только в городских зданиях, но и проникли в сельское зодчество [2, 19]. Исследователь писал: «XIX век нашёл своё отражение в ампире, которым увлекалась татарская знать, насаждая эту архитектуру в своих домах, усадьбах и пригородных поместьях Казани» [8, 4]. Учёный выявил ещё один тип городской постройки состоятельных татар, в котором усматривал влияние турецкой архитектуры, – это двухэтажные дома, соединённые между собой крытыми галереями с цветными стёклами [5, 2]. Вместе с тем он отмечал, что в татарских деревенских избах проявились «особенности местного гражданского деревянного зодчества» [5, 3]. «Более нетронутый материал татарского искусства сохранился в бытовой стороне их жизни, сюда же включается гражданская современная деревянная архитектура, которая проникнута бытовым укладом и вековыми традициями жизни татарина» [5, 2]. Зажиточные собственники украшали экстерьер (особенно фронтон) декоративной отделкой. Два крыльца (для черного и белого входов), располагающиеся по фасадной стороне, оформлялись в верхних частях таким же резным узором, как и очелья наличников. К традиционной отделке П. Дульский относил пилястры и рустовку. Художественно-образное решение сельского жилища включало не только орнаментальную отделку экстерьера, но и его полихромную раскраску. По наблюдениям искусствоведа, татары отдавали предпочтение сочетаниям зелёного, синего, белого, жёлтого и реже – красного. Здесь он проводил аналогию с многоцветной вышивкой татарских мастериц.
Результаты экспедиции повлияли на изменения в проекте постройки выставочного павильона. Архитектор М.С. Жиров в составе экспедиции лично изучал типичные особенности татарской архитектуры. Ему была поручена техническая переработка проекта, прототипом которого послужил дом Ахметхана Зиганшина [5, 11]. В рукописи П.М. Дульского приводится описание художественно-образного решения татарского павильона.
«Среди павильонов народов Востока на Всесоюзной выставке в Москве, по соседству с Туркестаном и Азербайджаном, заметно выделялся нарядный дом Татреспублики, обнесённый узористым, цветистым забором. Это строение по своей архитектурной композиции, а также по живописной раскраске воспроизводит любимые мотивы зодчества казанских татар – крестьян Арского кантона» [5, 1]. «Двухэтажный дом расположен во дворе. Как в первом, так и втором этажах довольно обширная веранда. Вокруг дома идёт ажурный забор, сквозь который эффектно пробивается ажурный силуэт здания. Основной цвет забора светло-зелёный, верхняя же часть выкрашена в белый цвет. Цоколь забора коричневый. Здание павильона выкрашено в тёмный тон охры, на котором рельефно выделяются белые рамы окон с цветистыми наличниками. Колоритными пятнами являются два типичных балкончика, вкрапленные во фронтонах, на ярко-зелёном фоне. Приятно выделяется ниша с красным сводом и белыми колонками, у которых красные капители с пояском и зелёным канелюром. В глубине ниши одно большое окно, впереди которого на уровне фронтона имеется белый парапет, боковые стенки ниши выкрашены в ярко-синий цвет» [3, 7]. Обычные посетители и официальные представители дали высокую оценку внешнему виду татарского павильона. Татария получила диплом первой степени [1, 166].
Деятельность, связанная с подготовкой к выставке, стимулировала исследования народного искусства казанских татар и стала плодотворным творческим периодом в жизни П.М. Дульского [1, 165].
Литература
1.Воробьев Н.И., Хисамутдинов Г.М. Исследования казанских ученых по этнографии народов Среднего Поволжья.
2. Дульский П.М. Искусство казанских татар. – Москва: Центральное издательство народов С.С.С.Р., 1925. – 58 с.: ил.
3. Дульский П.М. Искусство и музеи Татреспублики // из архива П.М. Дульского, папка 2 «А» Рукописи. Искусство Татарстана. Казань. Промыслы. – 9 с.
4. Дульский П.М. Искусство Татреспублики на Выставке // Труд и хозяйство. – 1923. – № 10 – С. 17–22.
5. Дульский П.М. Искусство Тат. Республики на Всесоюзной С.Х. и К.П. Выставке // из архива П.М. Дульского, папка 2 «А» Рукописи. Искусство Татарстана. Казань. Промыслы, 1923 – 12 с.
6. Классицизм в казанском зодчестве. – Казань: Госиздат, 1920. – 20 с., 2л. илл.
7. Дульский М.П. Орнамент казанских татар // из архива П.М. Дульского, папка 2 «А» Рукописи. Искусство Татарстана. Казань. Промыслы. – 7 с.
8. Дульский М.П. Татарская АССР. Изобразительное искусство и архитектура // из архива П.М. Дульского, папка 2 «А» Рукописи. Искусство Татарстана. Казань. Промыслы. – 10 с.
L.M. Shklayeva
Russia, Tatarstan, Kazan
P.M. DULSKIY'S ROLE IN CREATION AND IMPLEMENTATION OF THE TATAR PAVILION PROJECT AT THE ALL-RUSSIAN AGRICULTURAL AND HANDICRAFT AND INDUSTRIAL EXHIBITION IN 1923
The article discusses P.M. Dulskiy's role in preparing the Tatar folk arts and crafts exposition in 1923 at the All-Russian Agricultural and Handicraft and Industrial Exhibition in Moscow. Particular attention is paid to the creation of the project of Tatar pavilion in the style of traditional rural houses of the Kazan Tatars.