Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Е.И. Карташева
Россия, Татарстан, Казань


МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1920-Х ГОДОВ В МАТЕРИАЛАХ ЛИЧНОГО АРХИВА П.М. ДУЛЬСКОГО


В фондах Национального музея Республики Татарстан хранится обширный личный архив Петра Максимилиановича Дульского (1879 – 1956). Собрание (около 7 тысяч единиц хранения) поступило в музей от его дочери Л.П. Дульской. Архив отражает многие аспекты и страницы многогранной деятельности П.М. Дульского – педагога, искусствоведа, издателя, музейного деятеля, художника, библиофила и собирателя произведений полиграфии «малых форм». В целом состав материалов собрания довольно разнообразен: это письменные документы личного и официального происхождения, письма, фотографии, материалы научного и творческого наследия, печатные издания. Значительное количество материалов в архивном собрании относится к музейной деятельности П.М. Дульского, с которой он был связан, в той или степени, большую часть своей профессиональной жизни. 1920-е годы можно с полным основанием назвать музейным периодом его самореализации.
П.М. Дульский являл собою типичный и одновременно индивидуальный образ музейного деятеля 1920-х годов – ученого, энтузиаста, творца, стремившегося в тяжелой социально-экономической и политической ситуации осуществить – и во многом результативно – смелые замыслы и проекты, спасти ценности культурно-исторического наследия.
Большинство документов личного архива П.М. Дульского связаны лично с ним и его работами, но также присутствуют материалы более широкого контекста музейной деятельности в регионе и России в целом. В 1919 году П.М. Дульский был принят на работу в Казанский губернский музей (с 1921 года преобразован в Центральный музей Татарской Республики, именовался также Центральным музеем ТССР, ТАССР).
В автобиографии, один из вариантов которой хранится в архиве П.М. Дульского, он писал: «В 1919 году по конкурсу был избран хранителем художественного отдела казанского Центрального музея». Это был период кардинальной реорганизации музея, создания новых отделов и полной смены состава сотрудников. На посту заведующего художественным отделом П.М. Дульский трудился до 1930 года, нередко исполнял обязанности директора музея.
До прихода в музей П.М. Дульский уже зарекомендовал себя как искусствовед и знаток местного наследия, издал книгу «Памятники казанской старины» (1914), был одним из главных организаторов выставки «Художественные сокровища Казани» (1916) и одним из авторов ее каталога, являлся членом Общества археологии, истории и этнографии при университете, обладал опытом проведения художественно-исторических экскурсий. Во время работы над «Памятниками казанской старины» П.М. Дульский изучал музейные коллекции, в «Ежегоднике» Казанского городского музея за 1915 год отмечалось, что он подолгу занимался в залах музея с научной целью. Неоднократно П.М. Дульский жертвовал в дар библиотеке музея свои статьи и книги.
К деятельности П.М. Дульского в должности заведующего художественным отделом Казанского губернского музея – Центрального музея ТАССР относятся комплексы фотографий и печатных изданий выставок. На фотографиях зафиксированы картины русских и западноевропейских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства (часы, изделия из фарфора и др.). Оформление и пояснительные подписи (к сожалению, аннотированы далеко не все материалы) позволяют предположить, что снимки были выполнены для инвентаризации коллекции отдела. Ряд фотографий фамильных портретов связаны с выставкой «Художественные сокровища Казани», на них запечатлены произведения из казанских частных собраний – В.Д. Корсаковой, Булыгиных, Молоствовых и других. Отдельный комплекс образуют фотографии экспозиции художественного отдела в 1920-е годы.
Формирование коллекции живописи в музее в 1920-е годы отражено в более поздних по времени документах – трех рукописных тетрадях начала 1940-х годов, в которых содержатся составленные П.М. Дульским описи отдела живописи, с указанием происхождения и даты поступления предмета. Среди источников указаны: частные казанские собрания (Д.И. Образцова, А.А. Лебедева, А.Д. Иенидунии, Молоствовых, Геркенов, Боратынских, Крапоткиных и других), учреждения (отдел по делам музеев и охраны памятников, музейный фонд Татнаркомпроса, Восточный педагогический институт, Казанская художественная школа, Чистопольский музей и другие). В описях встречаются отсылки к каталогу выставки «Художественные сокровища Казани».
Одним из направлений работы П.М. Дульского в Центральном музее ТАССР, зафиксированной в материалах его личного архива, было изучение татарского народного декоративно-прикладного искусства и связанное с этим процессом участие в экспедициях и выставках.
В 1920 году П.М. Дульский вошел в состав комиссии по организации в Казани Музея народов Востока. Он участвовал в издании каталога Выставки культуры народов Востока, был автором статьи, посвященной искусству миниатюр, представленных на данной выставке. Эта работа, по-видимому, послужила импульсом для дальнейшей деятельности.
В 1923 году П.М. Дульский участвовал в этнографической экспедиции по Заказанью под руководством Н.И. Воробьева (в то время директора музея) и Г.С. Губайдуллина. В архиве П.М. Дульского отложились фотоматериалы по этой экспедиции, в частности комплекс по селу Большая Атня. Фотографии и зарисовки были использованы при создании бытового отдела татарского павильона Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года в Москве. Быт и культура татар были показаны через интерьеры, созданные Н.И. Воробьевым и П.М. Дульским. Петр Максимилианович делал акварельные эскизы внутреннего убранства татарского жилища.
Также сохранились материалы, относящиеся к участию П.М. Дульского в экспедиции Научного общества татароведения (членом которого он являлся) по Арскому кантону. Целью было исследование кустарных промыслов, памятников старины.
В общий комплекс материалов архива по теме татарской культуры входят:
- фотографии архитектурных сооружений татарской части Казани и Заказанья;
- фотографии памятников булгаро-татарской эпиграфики (из сел Куркачи, Чепчуги и других);
- фотографии изделий народных промыслов: работы по коже, резьба по дереву, произведения ткачества, вышивки;
- карта ТАССР с отметками П.М. Дульского о местонахождении артелей;
- рукописи и машинописные варианты научных работ П.М. Дульского («Искусство и музеи Татреспублики», «Народное искусство казанских татар», «Народное искусство ТАССР» и других).
Отдельная группа материалов относится к Международной выставке современных и декоративных промышленных искусств в Париже, которая состоялась в апреле – октябре 1925 года. П.М. Дульский был командирован на эту выставку для участия в создании павильона СССР, с экспозициями народов страны. В личном архиве сохранились: его мандат от 28 марта 1925 года, фотография экспозиции Татарской Республики (с произведениями народных промыслов), путеводитель по Парижу с картами, открытки с видами французской столицы и другое.
Работу в Казанском губернском музее – Центральном музее ТАССР П.М. Дульский совмещал с более широкой деятельностью в этой области. Еще в 1918 году он входил в состав «Комитета общественной безопасности» в Казани, был в числе лиц, попытавшихся через газеты обратить внимание властей и общества на необходимость сохранения художественных ценностей и сдачу их в государственные хранилища. В 1919 году П.М. Дульский был избран членом казанского подотдела Всероссийской комиссии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Губернском отделе народного образования, позже (в связи с учреждением Татарской Республики и организацией новых органов управления) преобразованного в аналогичный отдел при Татнаркомпросе. Вместе с И.Э. Грабарем Петр Максимилианович участвовал в Волжской экспедиции Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал в Болгары и Свияжск.
П.М. Дульский инспектировал разграбленные дворянские усадьбы Три Озера, Юматово, Куралово и другие с целью передачи в музей уцелевших ценностей изобразительного и декоративного искусств. Занимался учетом, составлением описей и фотосъемкой историко-художественных предметов из ризниц Благовещенского и Петропавловского соборов, Успенского (Зилантова) монастыря, а также вещей, сданных на хранение и реквизированных советскими властями. Материалы фотофиксаций и документы по линии отдела по делам музеев и охраны памятников частично отложились в личном архиве П.М. Дульского (снимки архитектурных сооружений Болгар, Свияжска, Казанского Кремля, Раифского монастыря, афиши отдела и другие).
В 1920 – 1924 годах отдел издавал журнал «Казанский музейный вестник» (единственное в тот период в стране специализированное музееведческое периодическое издание), редактором которого являлся П.М. Дульский. К сотрудничеству были привлечены лучшие музейные деятели страны, известные искусствоведы, этнографы, библиофилы. Достичь этого удалось во многом благодаря дружеским и профессиональным связям редактора. Работа П.М. Дульского на этом поприще практически не отражена в личном архиве, представлены только единичные делопроизводственные и представительские материалы – бланк, открытое письмо с «реквизитами» редактора; отдельные письма авторов статей в эпистолярном комплексе (например, письмо А.А. Сидорова от 12 августа 1921 года, в котором упоминается о подготовке статьи «Роль библиотеки в музее искусств» для «Казанского музейного вестника»).
Еще одним направлением профессионально-творческой реализации П.М. Дульского была издательская деятельность на базе Полиграфической школы имени Луначарского. Здесь он преподавал, здесь же под его непосредственным наблюдением печатались книги, брошюры и многочисленные издания малых форм (пригласительные билеты разных видов, программы, различные проспекты и прочее). Музейная печатная продукция в основном выходила в этой типографии. В архивном собрании П.М. Дульского эти материалы представляют собой репрезентативный комплекс, характеризуя активную выставочную и научную деятельность художественного отдела, Центрального музея ТАССР в целом.
П.М. Дульский полагал, что организация выставок – обязательная и необходимая работа в музее, он активно действовал в этом направлении, в сотрудничестве со своим учеником и другом П.Е. Корниловым. Вниманию посетителей в рассматриваемый период были представлены тематические выставки – «Старинный портрет», «Русский книжный знак», «Современная русская графика»; монографические выставки работ художников. Издавались каталоги и указатели (тиражом от 150 до 500 экземпляров), автором и художественным редактором чаще всего выступал сам П.М. Дульский. У этих брошюр одинаковый формат, почти все имеют изящные заставки, концовки, прекрасно отпечатанные иллюстрации. Одной из главных причин полноты и сохранности этих изданий в архиве П.М. Дульского являлся, очевидно, его коллекционерский интерес к «малым полиграфическим формам».
В 1920-е годы коллегами П.М, Дульского по музею и отделу по делам музеев и охраны памятников были замечательные музейные деятели и ученые Б.Ф. Адлер, Н.И. Воробьев, П.И. Корнилов, В.В. Егерев и другие. Часть материалов архива связана с ними. Так, представлены документы творческого наследия Б.Ф. Адлера – ученого-этнографа, музееведа, директора Казанского губернского музея с 1919 года: рукописи его работ «Казанский музейный городок», «Музейная мебель», «О кабинетах, музеях Казанского университета», «Университетские музеи Казани».
Особенно обширный комплекс материалов отражает профессиональные и дружеские отношения П.М. Дульского и П.Е. Корнилова – фотографии, печатные издания, письма (правда, письма относятся к более позднему периоду, с 1930-х годов, когда Петр Евгеньевич переехал в Ленинград).
Общероссийский музейный контекст проявляется в печатных изданиях (Н.И. Романов «Как устраивать местные музеи», Москва, 1919; Н. Телешов «Музей Московского художественного театра», Москва, 1927 и др.), фотографиях различных музейных экспозиций, письмах П.М. Дульскому. Среди его корреспондентов было немало людей, связанных с музейной деятельностью.
Музейный период деятельности П.М. Дульского продолжался до начала 1930-х годов, но и после этого связи с музеем не были прерваны, к его знаниям, профессиональным навыкам прибегали неоднократно. Отношения стали особенно активными с приходом в Центральный музей ТАССР в конце 1930-х В.М. Дьяконова (с 1941 года – директор музея). Петр Максимилианович был постоянным докладчиком на краеведческих мероприятиях, принимал участие в работе Ученого совета, являлся одним из друзей музея.
E.I. Kartasheva
Russia, Tatarstan, Kazan
MUSEUM ACTIVITIES OF THE 1920-IES AS REFLECTED IN THE MATERIALS OF P.M. DULSKIY'S PERSONAL ARCHIVE
The article has been prepared based on P.M. Dulskiy's personal archive from the collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan.
The archive documents (about 7,000 items) represent different aspects of the many-sided activities of P.M. Dulskiy. The article discusses the museum period of his biography, i.e. 1920-ies, reveals the image of the museum figure of that time – the scientist, enthusiast, creator.
Most of the archive documents are related to P.M. Dulskiy and his works, but there are also the data reflecting a broader context of the museum activities in the region and in Russia on the whole.