Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

01 декабря 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Э.И. Амерханова
Россия, Татарстан, Казань


АВТОГРАФЫ В СОБРАНИИ П.М. ДУЛЬСКОГО В ФОНДЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА


Часть библиотеки П.М. Дульского поступила в библиотеку Казанского университета в 1966 году в результате приобретения ее у наследников П.М. Дульского [4, 26]. В отчете была представлена краткая характеристика ценности книжного собрания: «Куплено большое количество сатирических журналов 1905 – 1907 гг., книг с автографами Давида Бурлюка , И.Д. Грабаря , искусствоведа Б.П. Денике , архитектора А.В. Щусева и т.д.» [4, 27].
Введение коллекции в научный оборот состоялось в статье В.В. Аристова «Казань книжная» [2], где он описал коллекцию П.М. Дульского так: «Небольшая часть этого книжного собрания (однако одна из наиболее ценнейших – книги с дарственными автографами) находится сейчас в библиотеке Казанского университета. Чьих только дарственных надписей здесь нет! Владимира Яковлевича Адарюкова , известного искусствоведа, художников Бориса Анисфельда и Павла Радимова , Павла Шиллинговского и Константина Юона , поэтов Сергея Арбатова и Давида Бурлюка, физика, члена-корреспондента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова , писателя, знатока московского быта Владимира Алексеевича Гиляровского , историка искусств Игоря Эммануиловича Грабаря, гравера Ивана Николаевича Павлова ...
И трудно представить сейчас, что изучение творческого пути П.М. Дульского может обойтись без этих дружеских, искренних, подчас шутливых надписей. Ведь в них отразилась вся жизнь выдающегося казанского книголюба и искусствоведа, всё значение его бескорыстной и напряженнейшей работы» [2, 176].
Вероятно, тогда же В.В. Аристовым был составлен раздел в служебном каталоге отдела рукописей и редких книг «Автографы на книгах из библиотеки П.М. Дульского», который пополняла и Н.В. Ермолаева, а также некоторые уточнения и дополнения были внесены безвременно ушедшей из жизни И.А. Новицкой.
К сожалению, более В.В. Аристов к изучению творческого пути П.М. Дульского не возвращался, однако в подготовленной, но не опубликованной в советские годы статье о Д. Бурлюке были упомянуты несколько его дарственных надписей, обращенных к П.М. Дульскому [1, 107]. К сожалению, по некоторому недоразумению эти автографы не были отражены в картотеке служебного каталога. В связи с этим открывшимся обстоятельством было необходимо провести фронтальный просмотр изданий коллекции П.М. Дульского, сведения об инвентарных номерах которых были оставлены В.В. Аристовым: «...библиотека Дульского 0334771-0334813-1 (43 шт.), 272821-273005 (185 шт.), 06905-А3-06924-А2 (альб. 25 шт.), 0335958-Б1-0336251-Б2 (293 шт.), И-3874 – И-3908 (35 шт.). Итого 581 кор.». В картотеке было учтено 244 автографа. На данный момент выявлено 268 автографов. Термин «автограф» в данном случае является обобщающим, к нему отнесены владельческие и дарственные надписи на книгах, оставленные авторами, художниками, издателями, редакторами, переводчиками даров П.М. Дульскому.
Всего выявлено 144 дарителя, многие из которых приносили в коллекцию П.М. Дульского по нескольку изданий в разные годы. 22 дарителя ограничились 2–3 дарами, ряд других составили в библиотеке П.М. Дульского свои небольшие библиотечки: П.Е. Корнилов подарил своему учителю 19 книг, искусствовед Б.П. Денике – 13, искусствовед Н.А. Щербаков – 13, историк Н.И. Воробьев – 9, издатель М.С. Базыкин – 8, историки А.П. Смирнов и М.Г. Худяков по 7 книг, родственник Исаака Израилевича Бродского И.А. Бродский – 7, историк А. Федоров-Давыдов – 6, искусствовед А.Н. Свирин – 6, археолог А.С. Башкиров – 6, антрополог и краевед Б.Н. Вишневский – 6, историк-геральдист В.К. Лукомский – 5, поэт и художник Д. Бурлюк подарил 3 книги со своими автографами.
Уже по этому перечню дарителей видны основные профессиональные контакты П.М. Дульского и, соответственно, тематика его книжного собрания с автографами дарителей, при этом сложно провести доскональную классификацию из-за многоплановости многих научных исследований. Основной массив представляют 155 изданий искусствоведческой направленности в целом, из которых отдельным блоком можно выделить работы, посвященные графическому искусству. Значительная часть собрания с автографами также посвящена музейной тематике – мы выделили восемьдесят таких изданий. Интересной частью стали издания по результатам археологических изысканий – их мы насчитали всего семь. К отдельному блоку можно отнести 32 библиофильских и 15 издательских даров.
Интересна характеристика личных качеств П.М. Дульского, которая складывается из адресованных к нему дарственных надписей. Большинство записей свидетельствует не просто о глубоком уважении к адресату, что можно отнести к традиции составления подобных записей, но и о дружеских чувствах, которые вызывает у создателей записей П.М. Дульский. Кроме того, он титулуется «одним из лучших мастеров книги и превосходным искусствоведом», «другом искусства», «казанским помещиком и энтузиастом» (запись на книге 1939 года), «строгим критиком, горячо любящим книгу», «соратником-искусствоведом», «активистом советской культуры», «старо-казанцем», «изумительнейшим художественным деятелем» – характеристика И.С. Зильберштейна , «неутомимым пропагандистом советской графики» и, наконец, «столпом казанской библиофилии».
Среди поднесенных П.М. Дульскому изданий большинство с автографами на русском языке, лишь один написан Э.Ф. Голлербахом на французском: «Tout passe l'art robuste seul a l'éternité», что можно вольно перевести как «Жизнь коротка, искусство вечно».
Хронологически корпус дарственных записей охватывает период с 1905 года по 1955 год. Наибольшая временная концентрация автографов относится к 1920-м годам – времени активной творческой деятельности П.М. Дульского не только в музее, но и в редакциях «Казанского музейного вестника» и «Казанского библиофила». Экземпляры этих журналов в университетской библиотеке содержат владельческие надписи Дульского на большинстве номеров. Дарственные надписи зачастую содержат своего рода хронику жизни П.М. Дульского, так как 149 экземпляров указывают дату создания автографа и тем самым отражают то, чем занимался Петр Максимилианович в тот или иной день. Некоторые из них указывают на экскурсии, совершенные в компании П.М. Дульского, откликом на которые стал подарок: «на добрую память о поездке из Казани в Болгары 26 – 30 авг. 1919 г. от автора. 30/VIII 1919 пароход «Коломна», – подписал выдающийся художник и искусствовед И.Э. Грабарь свою книгу «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины» [3, тит.л.]; «Дорогому Петру Максимилиановичу Дульскому на добрую память о посещении музея летом 1925 г. от автора», – написал искусствовед А.Н. Свирин на одном из своих трудов [5, тит.л.].
Годы, за которые в коллекции П.М. Дульского не осталось автографов, являются далеко не случайными: это 1918 год – начало Гражданской войны и 1938 год – самый тяжелый год периода политических репрессий. Такая деталь подчеркивает, в какое сложное время продолжал следовать своему раз и навсегда выбранному пути П.М. Дульский. Он собрал на страницах издаваемых журналов единомышленников из разных уголков страны, сохранял с ними контакты на протяжении всей своей жизни и был для многих из них образцом профессионального мастерства в разных сферах. Во многом его усилиями казанская музейная, издательская, книговедческая школы были признаны в отечественной культуре. Обо всем этом красноречиво рассказывают автографы из книжного собрания П.М. Дульского.
Литература
1. Амерханова Э.И. Статья В.В. Аристова о творчестве Д.Д. Бурлюка в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского университета / Э.И. Амерханова // Первые Казанские искусствоведческие чтения: материалы науч.-практ. конф., 10 – 12 сентября 2009 г. – Казань, 2011. – С. 102–107.
2. Аристов В.В. Казань книжная / В.В. Аристов // Аристов В.В., Ермолаева Н.В. Всё началось с путеводителя...: Поиски литературные и исторические. – Казань, 1975. – С. 151–178.
3. Грабарь И.Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины / И.Э. Грабарь; Ком. по охране худ. сокровищ при Сов. Всерос. кооп. съездов. – М.: Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1919. – 32 с.; 24 см.
4. Отчет о работе Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского за 1966 год. – Казань, 1967. – С. 26. (На правах рукописи.)
5. Свирин А.Н. Сергиевский историко-художественный музей [б. Троицкая лавра /А.Н. Свирин]. – М., Л.: Гос. изд-во, 1925. – 93 [2] с.: ил.; 18 см. – (Подмоск. музеи / Путеводители под ред. Ив. Лазаревского, В. Згура; Вып. 5).