Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

25 ноября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Г.А. Рамазанова
Россия, Татарстан, Казань
 


ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛА «КАЗАНСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ВЕСТНИК»


В 2015 году исполнится 95 лет со дня выхода первой книжки журнала «Казанский музейный вестник», в издании и редактировании которого большую роль сыграл Петр Максимилианович Дульский. Издание в Казани журнала «КМВ» – одна из примечательных страниц культуры нашего края, которая занимает исключительное место в культурной жизни всей страны в 20-е годы XX века. В России на протяжении XIX – XX веков не было недостатка в периодических изданиях. Историки журналистики насчитали около 8 тысяч журналов, издававшихся в России с 1703 по 1916 годы. Среди них было немало искусствоведческих изданий. В первой половине XIX века печатался «Журнал изящных искусств» (в 1807 издавался в Москве И.Ф. Буле; в 1823 и 1825 журнал выходил в Петербурге, издатель В.И. Григорович); под редакцией Н.В. Кукольника и А.Н. Струговщикова издавалась «Художественная газета» (Петербург, 1836–1841). Позже появились носившие более специальный характер журналы «Вестник общества древнерусского искусства» (Москва, 1874–1876), «Искусство и художественная промышленность» (1898–1902, Петербург, издавался Обществом поощрения художеств) [6].
Многие из издававшихся в России в дореволюционные годы литературно-художественных журналов вошли в золотой фонд русской и мировой культуры. «Аполлон» (1909–1917, Санкт-Петербург) издавал и редактировал С.К. Маковский; «Мир искусства» (Санкт-Петербург, 1898–1904) был органом одноименного объединения и писателей-символистов; «Золотое руно» (Москва, 1909) издавал Рябушинский Николай Павлович; «Художественные сокровища России» (Санкт-Петербург, 1901–1907) редактировали А.Н. Бенуа и А.В. Прахов; «Старые годы» (Санкт-Петербург, 1907–1916) издавался при «Кружке любителей русских изящных изданий».
После революции 1917 года в стране издавались журналы «Русское искусство» (Москва, 1923), «Среди коллекционеров» (Москва, 1921–1924), «Гравюра и книга» (Москва, 1924–1925)... [6].
Появлялись журналы и в далекой провинции: в Томске в 1906 году издавался «Томский театрал» (вышло 4 номера), а в 1909 году – литературно-художественный журнал «Молодая Сибирь» (напечатано с разной периодичностью 10 номеров, причем первый номер был конфискован); в Омске в 1921–1922 годах выходил журнал «Искусство»; в Иркутске в 1923 году – «Красные зори»... [7]
«Казанский музейный вестник» стал первым в стране журналом, посвященным музейному делу. Участие П.М. Дульского в создании журнала было высоко оценено уже в самом начале 1930-х годов. В статье о нем, включенной в первое издание Большой советской энциклопедии, наряду с тем что Дульский «...ведет в Казани большую научную и организационную работу по изучению и публикованию памятников искусства, главн. обр. татарского и преимущественно прикладного», было отмечено строкой: «Редактировал «Казанский музейный вестник» (1920–1923; 9-й вып.)» [1, 593].
Подобные узкоспециальные издания, родственные «КМВ», были только за границей. В редакционном предисловии к первой книжке журнала (№ 1–2) были названы издававшиеся в Германии Museumskunde и в Англии The museums Journal [3, 3]. В этом вступительном слове «От редакции» было дано понимание роли музея в жизни общества и определены задачи нового журнала, в связи с которыми редакция обещала публиковать:
«1) Оригинальные статьи, посвященные строительству преимущественно областных и местных (губернских, уездных и др.), общих и специальных музеев, имея в виду, главным образом, интересы краеведения.
2) Статьи переводные, не доступные нашим музееведам, особенно теперь, когда сношения с З. Европой затруднены.
3) Статьи по музейной технике.
4) Статьи по охране памятников искусства и старины.
5) Работы, посвященные описанию наиболее интересных объектов Казанского Губмузея и уездных музеев, основанных Казанским подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
6) Библиографию.
7) Хронику.
8) Официальные распоряжения и декреты центральной и местной власти, касающиеся музеев» [3, 4].
В течение 1920 – 1924 годов вышло девять книжек, многие из которых включали по два (и больше) номеров: 1920: №№ 1–2, 3–4, 5–6, 7–8; 1921 год: №№ 1–2, 3–6; 1922 год: вышло два номера отдельными книжками. В № 2 за 1922 год на последней странице был напечатан анонс на 1923 год: «В 1923 году журнал будет издаваться по прежней программе и при тех же сотрудниках, которые принимали участие в течение первых трех лет издания «Музейного вестника». Один из ближайших нумеров журнала будет посвящен музеям Поволжья, обнимая собой обзор музейного дела от Твери до Астрахани. В числе статей этого нумера будут напечатаны работы Н.С. Моргунова о Тверском музее, Алекс. Иван. Некрасова о Костромском музее, Мих. Вас. Бубенчикова о Ярославском музее, Димитр. Вас. Прокопьева о Саратовском Радищевском музее и ряде других. В числе других нумеров один намечен для обзора «Музеи Латвии» с подробным иллюстрированным очерком профессора Э. Диля. Особое внимание в 1923 году будет уделено на страницах журнала местному материалу. Из числа имеющихся в редакции статей по местному краю будут напечатаны труды В.В. Егерева..., П.М. Дульского..., Е.И. Чернышева..., П.Е. Корнилова..., М.С. Губайдуллиной..., Н.И. Воробьева..., Газиза Губайдуллина... Журнал в 1923 году будет богато иллюстрирован с приложением таблиц в красках. Печататься «Каз. муз. вест.» в 1923 году будет в очень ограниченном количестве экземпляров (тираж 500). Редактор П. Дульский» [3, 333].
Но обещанное не было выполнено – в 1923 году не удалось напечатать ни одного номера. «В 1923 году вместо журнала вышел юбилейный сборник статей «Казанский губернский музей за 25 лет» [4, 12]. Реализовано было единственное из сказанного: тираж номера, вышедшего в 1924 году, действительно составил 500 экземпляров. Такой же тираж был указан в № 7–8 за 1920. У предыдущих трех книжек (№№ 1–2, 3–4, 5–6) тираж не указан. Самым большим тираж был у № 1 в 1922 году – он составил 1500 экземпляров, № 2 за 1922 год вышел тиражом 1000 экземпляров.
Единственный номер 1924 года стал последним. Итого 17 номеров в 9 книжках, вместивших разнообразнейший материал по вопросам организации музеев, охраны памятников искусства и старины, описания уникальных коллекций.
На титульном листе первой книжки журнала (1920, № 1–2) издателем значился Казанский подотдел Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе. На последней странице указан адрес редакции: Казань, Губернский музей, ул. Чернышевского. Следующая книжка была уже органом Внешкольного подотдела Казанского губернского отдела народного образования и Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе. И журнал был назван Приложением к периодическому изданию Казанского губернского ОНО.
Книжки журнала за 1920 год № 7–8 и за 1921 год № 1–2 значились Изданием Народного комиссариата просвещения Т.С.С.Р. и также являлись Приложением к периодическому изданию Казанского губернского ОНО.
В книжке с №№ 3–6 за 1921 год строка об издателе отсутствует.
Адрес редакции тот же: Казань, Центральный музей, но появляется отдел редакции и указывается его адрес: Н. Федоровская, дом 63, кв. 1.
Как и в 1920 году, в 1921 году редакция планировала выпустить 8 номеров. В №№ 3–6 за 1921 год был дан анонс: «Редакция извещает всех лиц, интересующихся изданием, что журнал в 1922 году (III год издания) будет выходить по прежней программе. Очередной нумер 7–8 журнала за 1921 г. будет посвящен следующим трудам: О. Рихтер «О задачах этнографических музеев» (продолжение); И. Грабарь «Феофан Грек»; Ю. Бахрушин «Первый русский театральный музей»... [3, 160]. Книжка журнала № 7–8 в 1921 году не вышла. Всё обещанное читатель получил в № 1 за 1922 год.
В №1 за 1922 год журнал значится органом Государственного издательства Т.С.С.Р. Казань. Адрес редакции не меняется, и также остается неизменным адрес отдела редакции.
В № 2 за 1922 год журнал значится изданием Государственного издательства ТССР, и адрес редакции – Казань, Татгосиздат.
В единственном номере журнала за 1924 год на предпоследней странице напечатан анонс к последующему изданию журнала: «К.М.В. (рекомендованный Отделом по делам музеев к приобретению для библиотек музеев РСФСР и признанный заслуживающим одобрения Музейного Отдела).
С осени 1924 года будет издаваться Казанским Центральным музеем ТССР.
Программа журнала остается прежняя, причем ближайший нумер будет посвящен Музеям Революции РСФСР.
В означенный номер войдут статьи В. Луначарского, проф. Н.Н. Фирсова, проф. Б.Ф. Адлера, А.А. Федорова-Давыдова, П.М. Дульского, П.Е. Корнилова и др.
Редактор П. Дульский.
Адрес редакции: Казань, Чернышевского, 2, Центральный музей» [3, 141].
Этот номер оказался последним, так и не став формально изданием Центрального музея. Но, по сути, журнал, издававшийся усилиями сотрудников музея, по праву может называться его изданием.
«Журнал выходил в очень тяжелые для Казани годы. Это было время голода 1921 года. Штаты музеев и Наркомпроса были сокращены. Группа ученых, работавших в музее и одновременно в подотделе Наркомпроса ТАССР, представляла собой энтузиастов, сыгравших большую роль в деле становления Центрального музея ТАССР. Они же являлись авторами и редакторами многих статей в журнале» [4, 12].
Первоначально редакция состояла из трех человек: директора Губернского музея, профессора Казанского университета Бруно Федоровича Адлера, заведующего художественным отделом Губернского музея Петра Максимилиановича Дульского, ученого секретаря и заведующего научным архивом музея, профессора Казанского университета Константина Васильевича Харламповича (помощника редактора и ответственного корректора). Состав редакции указывался на последней странице каждого номера журнала. В № 7–8 1920 года в составе редакции указывается заведующий педагогическим отделом, библиотекарь музея Михаил Иванович Лопаткин. А с № 1–2 1921 года (специального выпуска, посвященного народам Востока) членом редакции становится высококвалифицированный ученый-историк, специалист по истории татарского народа, преподаватель высших учебных заведений Казани Газиз Салихович Губайдуллин (в составе редакционной коллегии журнала № 1 за 1922 год фамилии Губайдуллин нет). В № 2 за 1922 год состав редакции не указывается: ушел из жизни М.И. Лопаткин , уехал в длительную командировку в Германию Б.Ф. Адлер (для знакомства с состоянием и методами музейной работы в странах Западной Европы).
Не указан состав редакции и в единственном номере за 1924 год.
«В декабре 1919 года была создана редакция, составлена смета в сумме 90 тыс. руб., в феврале 1920 г. П.М. Дульский доложил подотделу о первых полученных статьях для журнала» [4, 12].
«В 1920 году Каз. подотдел Всерос. коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Татарском Наркомпросе начал издавать свой печатный орган – журнал «Казанский музейный вестник», который был первым музейным журналом в стране и является интересным источником по истории музейного строительства в 20-х годах» [4, 20].
На задней обложке нескольких книжек журнала, начиная с первой, помещался текст его программы: «Научно-популярный журнал, посвященный вопросам музееведения, охраны памятников искусства и старины и технике музейного дела. Издается от 6 до 8 раз в год по мере накопления материала. Отдельные номера журнала предположено в 1920 году посвятить провинциальным, уездным музеям Казанского края, музеям Казанского университета, музеям Поволжья, «старой Казани», Казанскому Губернскому музею. Участвовать в журнале изъявили свое согласие: проф. Б. Адлер (Казань), проф. А.И. Анисимов (Ярославль), проф. Д.Н. Анучин (Москва), проф. М.В. Бречкевич (Казань), Б.Н. Вишневский (Казань), И.Э. Грабарь (Москва), А. Григорьев (Козьмодемьянск) ...
Заведующий редакционной частью П.М. Дульский» [3].
А на странице 64, последней странице этого номера, напечатан и краткий анонс к следующему номеру журнала.
Для журнала художник-график А.Г. Платунова сделала эскиз обложки, который стал неизменным оформлением всех его выпусков. Имя автора эскиза указано в первой книжке журнала (1920 № 1–2) на обороте титульного листа. Еще раз названо имя А.Г. Платуновой как автора обложки в № 2 за 1922 год – оно завершает список воспроизведений [3, 333].
В 1963 году издательством Казанского университета была выпущена работа Клары Романовны Синицыной, которая начиналась словами: «Казанский музейный вестник» - первый советский журнал по музейному делу. Он выходил в свет в тяжелые годы разрухи и голода, когда партия и народ направляли все усилия на подъем народного хозяйства и культуры» [4, 12]. К.Р. Синицына сделала подробное описание журнала. Она назвала многих его авторов, подчеркнув, что в журнале наряду с казанскими учеными печатались специалисты не только из столиц, но и из провинции, и охарактеризовала содержание их статей. Без особого нажима, как бы между строк, высвечивалась автором ведущая роль П.М. Дульского в издании этого журнала.
Высоко оценил выход казанского журнала профессор Петербургского университета Николай Петрович Лихачев. Он писал Дульскому: «Позвольте поблагодарить Вас за присланный мне Ваш журнал, для меня в высокой степени интересный. Изумляюсь Вашей энергии. Я видел номера Музейного вестника... Вы ухитряетесь печатать, когда всё замерло...» .
Петр Максимилианович Дульский являлся «мотором», движущей силой журнала. В его квартире на улице Федосеевская, 63 располагалось отделение редакции. «Отдавая много энергии редакторской работе в журнале «Казанский музейный вестник», Дульский привлекал для сотрудничества в нем широкий круг авторов из Казани, Москвы, Ленинграда, Ярославля и даже Сибири. Естественно, в журнале публиковались и его работы. Они интересны тем, что написаны на материалах Казанского музея или тесно связаны с историей культуры местного края» [4, 16]. В каждой книжке журнала обязательно печатались его статьи, рецензии, обзоры .
Можно сказать, что вся предыдущая жизнь Петра Максимилиановича была подготовкой к работе над созданием журнала. С 1909 года его заметки, обзоры и статьи появляются в различных периодических печатных изданиях в Казани, в Слободском (Вятская губерния), в столицах.
В 1914 году в «Вестнике образования и воспитания» был напечатан его «Обзор журналов по искусству за 1913–1914 гг.», изданный в том же году отдельным оттиском [2]. В статье было проанализировано содержание журналов «Старые годы» и «Аполлон». Дульский выделил наиболее удачные, на его взгляд, номера и публикации; упомянул издававшийся в Киеве журнал «Искусство в Южной России»; назвал два новых журнала, появившихся в 1914 году, «София» и «Баян», обещая в будущем дать и их «критический разбор». Завершается обзор словами: «С легкой руки художников группы «Мир искусства», издававших в 1900-х годах свой спец. орган, у нас появились впервые хорошо изданные ж-лы, среди которых особенную ценность приобрели: «Золотое руно», «Весы», «Иск-во», «Худ. сокровища России», «Искусство в Южной России», «Старые годы» и «Аполлон». Все эти издания создали у нас период расцвета и глубокого почитания искусства, и не будет преувеличением, если мы назовем последний десяток лет полосой возрождения русского творчества и праздником русского искусства» [2, 3].
Журнал, издававшийся в провинции всего три года, не канул в Лету. Информация, содержащаяся в его материалах, востребована историками, искусствоведами, музееведами. Журнал стал предметом исследований и коллекционирования. Комплекты и отдельные номера журнала выставляются на продажу антикварными домами и на аукционных торгах. Предметом интернетного торга стал эскиз обложки журнала А.Г. Платуновой [5]. Он интересен не только специалистам по культуре и истории Казанского края. Содержание его охватывает очень широкий диапазон вопросов и проблем культуры, истории, искусства, музееведения разных стран и разных времен.
Литература

1. БСЭ, т. 23. Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия». – М.: ОГИЗ, РСФСР, 1931.
2. Дульский П.М. Обзор журналов по искусству за 1913 – 1914 гг. (Отдельный оттиск из журнала «Вестник образования и воспитания», 1914, № 9). – Казань: Центральная типография, 1914.
3. Казанский музейный вестник. 1920, №№ 1 – 8; 1921, №№ 1 – 6; 1922, № 1, № 2; 1924, № 1.
4. Синицына К.Р. «Казанский музейный вестник». 1920–1924 гг. Издательство Казанского университета, 1963.
5. Антикварные галереи. Аукционный дом «Кабинет». Архив аукциона № 23 (68), лот 58.
6. Берковская Е.Н. Искусствоведческие журналы. – http://slovari.yandex.ru/
7. Евдокимова Е.В. Литературно-художественные и общественно-политические журналы Сибири в 20-е–30-е гг. XX в. – https://lib.nspu.ru
8. «Петр Максимилианович Дульский, 1879–1958 гг.» Каталог выставки из собрания московского библиофила Г.Е. Климова. Забытые имена подвижников культуры. – Москва, 1990. Издание Добровольческого общества любителей книги РСФСР, Российская ассоциация библиофилов, Выставочный центр «У книгоиздателя И.Д. Сытина».
9. Скопин Г.А. Список печатных трудов П. Дульского с 1914 по 1945 (на правах рукописи). – Казань, РУ № 8, 1945.

G.A. Ramazanova
Russia, Tatarstan, Kazan

From the history of the magazine "Kazan Museum Bulletin"

Publication of the magazine "Kazan Museum Bulletin" in Tatarstan is one of the most remarkable pages in the history of our region. The event can be considered as unique in the cultural life of the country in the 20-ies of the XXth century. "Kazan Museum Bulletin" was the first magazine devoted to the Museum business. Within three years (1920 – 1922, 1924) there were published 17 issues. One of the founders and an editor of the magazine was Peter Dulskiy.