Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

М.Р. Газизова
Россия, Татарстан, Казань


П.М. ДУЛЬСКИЙ – ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ САТИРИЧЕСКОЙ ГРАФИКИ ТАТАРСТАНА


Искусствоведческое знание Татарстана сегодня трудно представить без имени Петра Максимилиановича Дульского. Современный исследователь, занимающийся культурой нашего региона, обязательно обращается к его наследию, ведь именно в монографиях и статьях П.М. Дульского содержится ценнейший для нас материал по изобразительному искусству республики.
Именно П.М. Дульский первым из искусствоведов Татарстана обращается к изучению такого жанра, как сатирическая графика, посвятив этому специальное исследование «Графика сатирических журналов 1905 – 1906 гг.» [2]. В своих общих трудах «Искусство в Татреспублике за годы революции» [3], «Оформление татарской книги за революционный период» [5] и в каталоге выставки «Окна сатиры» [4] он затронул следующие темы: татарская графика 1920-х годов, агитационный плакат Татарстана периода Великой Отечественной войны.
В книге «Графика сатирических журналов 1905 – 1906 гг.» он рассматривает развитие политической карикатуры в России. Говоря об истоках зарождения сатиры в нашей стране, П.М. Дульский подчёркивает ведущую роль английских, немецких и особенно французских карикатуристов, на которых ориентировались российские художники в XVIII – XIX веках. Периодом для своего исследования П.М. Дульский выбирает 1905 – 1906 годы, так как именно это время революционных событий явилось расцветом политической карикатуры в России. Толчок дал Октябрьский манифест 1905 года, обещавший «свободу печати», – тогда-то и хлынул поток сатирической печати в стране. Вот некоторые из популярных журналов того периода, которые издавались в Петербурге: «Жупел» (1905 – 1906), «Зритель» (1905, с перерывами в 1906 и 1908), «Адская почта» (1906, удалось выпустить только 4 номера), «Стрелы» (1905 – 1906) и другие. Несмотря на то что манифест и давал «свободу слова», власти всё равно пристально следили за теми сатирическими изданиями, которые выходили; как итог – многие из журналов, с острой критикой правительства, быстро закрывались, нередко полиция конфисковывала тиражи, чтобы они не успели попасть в руки читателей... В большинстве журналов карикатура была на высоком профессиональном уровне, но выходили в печать издания и с низкопробными, с художественной точки зрения, рисунками.
В своей работе П.М. Дульский останавливается на самых основных и занимательных журналах с оригинальной сатирической графикой. Начинает своё исследование с издания «Зритель», на страницах которого преобладала политическая карикатура, отмечает великолепные шаржи, сделанные на политических деятелей: С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, П.Н. Дурново и других. С такими известными журналами, как «Жупел», «Адская почта», «Леший», «Маска», «Молот», работал мощный состав как художников, так и литераторов. «В карикатуре, в рисунках, в быстрых штриховках, раскрашенных 2–3 тонами акварели, наброски являлись исповедью наших жрецов искусства. И неудивительно, что этот период русской карикатуры отмечается историками как время небывалого расцвета сатирических журналов, положивших начало политической карикатуре в России» [2, 48]. Художники, которые оставили след в истории сатирической графики этого периода, – И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Д. Поленов, Н.И. Фешин. Особо выделяет П.М. Дульский Сергея Иванова, который хорошо проиллюстрировал этапы революции 1905 – 1906 годов. Останавливается на акварельных рисунках Б.И. Анисфельда, воспроизводящих жуткие сцены периода первой русской революции. Интересует его и творчество И.Я. Билибина, который в своих работах стремился добиться имитации гравюры на дереве, беря за основу технику старинных народных картинок. В схожем стиле работал и М.В. Добужинский.
Помимо исследования первых сатирических изданий в монографии содержится ценный материал теоретического характера, в котором П.М. Дульский с позиции искусствоведа определяет: что есть карикатура, какую функцию она выполняет, как именно должен работать художник-сатирик, создавая такие рисунки. П.М. Дульский делает важное замечание: «Многие в карикатуре ищут только сюжет, совершенно пренебрегая выразительностью формы и техники. Многих совершенно не занимает художественная сторона иллюстрации, и они сосредоточивают всё своё внимание и впечатление на той подписи, которая поясняет рисунок» [2, 19–20]. Поскольку карикатура не может существовать свободно от цензуры, то мастерство автора и состоит в том, чтобы иносказательными средствами изобразить какое-либо значимое для общества явление или процесс. Создавая шаржированный портрет, сатирик должен суметь сделать его таким образом, чтобы читатель сразу, без лишних объяснений и подсказок, понял, к чему или к кому художник нас отсылает. Карикатура является отражением жизни и нравов своего времени, поэтому П.М. Дульский называет карикатуристов «летописцами своей эпохи». В период 1905 – 1906 годов этот вид искусства был тесно связан с политикой, а самое главное стал доступен широкому кругу читателей. Огромную роль в продвижении искусства, в частности карикатур и сатирических листков, автор отдаёт мастерам содружества «Мир искусства». «Они (объединение «Мир искусства») спаяли искусство и жизнь в одно целое» [2, 87].
Большое внимание П.М. Дульский уделял графическому искусству Татарстана. Одним из первых в своих работах исследовал самобытное творчество художников-сатириков республики. Подъём сатирической графики Дульский связывает с активным развитием печатного дела в Казани в период образования ТАССР в 1920 году, что в свою очередь повлияло на широкое требование к художественному оформлению изданий. Не последнюю роль сыграла и хорошая подготовка выпускников графического отделения в казанских художественных мастерских. «Большую роль в деле создания графического опыта среди художников-татар сыграла периодическая печать и в особенности сатирические и другие еженедельники, такие как «Чаян», «Азат хатын», «Аул яшлере» [1, 39]. Стоит обратить внимание, что в своих трудах П.М. Дульский кроме искусствоведческой характеристики творчества того или иного художника даёт биографическую справку о каждом. В наше время для исследователя это очень ценный материал, так как о многих мастерах, которые работали в Татарстане в начале ХХ века, почти не осталось сведений.
П.М. Дульский отмечает, что «пионером в области татарской графики революционного периода в Казани является художник Г.В. Арсланов» [5, 22]. Приехав в 1922 году в Казань, Г.В. Арсланов начал работу в области графики, иллюстрировал сатирические татарские издания, журналы, книги. Сотрудничал с такими изданиями, как «Кызыл яшляр», «Октябрь яшляре», «Чаян», «Аул яшляре» и другие. Главной заслугой Г.В. Арсланова Дульский считает то, что он первым из татар-художников начал работать в области полиграфии. Но тут же его критикует, отмечая невысокий уровень работ этого художника. «В них мало оригинального, современного, и почти все они очень шаблонны, насквозь пропитаны дилетантством» [5, 22]. П.М. Дульский объясняет это тем, что у Г.В. Арсланова не было систематической художественной подготовки. Но с его талантом и продуктивностью, получи он более качественное художественное образование, техника исполнения рисунков была бы намного лучше.
Кроме Г.В. Арсланова П.М. Дульский выделяет следующих художников, которые помимо печатной и журнальной графики занимались сатирой: Д.Н. Красильникова и Ш.Н. Мухаметжанова. Вот как П.М. Дульский характеризует манеру исполнения рисунков Д.Н. Красильникова: «Стиль реалистический, любимые темы у него – деревни и природы, деревенский быт... Графика Д.Н. Красильникова обладает приятной техникой, мягкостью и стройной композицией» [5, 23]. Отмечает высокий уровень исполнения рисунков Ш.Н. Мухаметжанова для журнала «Чаян», которые отличаются «остроумием и художественностью» [5, 23].
Специальное исследование П.М. Дульского посвящено агитационному плакату времени Великой Отечественной войны в Татарстане. В каталоге выставки «Окна сатиры» Татхудожника помимо вступительной статьи П.М. Дульского содержится список выставленных плакатов «Окон сатиры» с именами художников, полным названием работ и подписями к рисункам, также даются цветные иллюстрации наиболее ярких плакатов: «Весь мир – в руках» К.В. Овчинникова, «Да здравствует ХХVI годовщина Красной Армии!» А.Н. Кашаева, «Ленинградская памятка» Э.Б. Гельмса. Эти листы явились своеобразной исторической хроникой событий 1941 – 1945 годов. По всей стране издавались разнообразные по форме и виду плакаты, представляющие собой наглядную агитацию. «Особую остроту многих графических изображений в этих агитационных работах получили сатирические рисунки, которые своими штрихами бойкого карандаша и пера воспроизводили все неудачи гитлеровских походов, поражения немецких полчищ и комичные положения заносчивого фашистского командования и генералитета» [4, 4].
Казань не отставала от других городов, с первых дней войны начав издавать «Окна сатиры», инициаторами выпуска которых были художники Н.М. Сокольский, И.Е. Бобровицкий и писатель Б.И. Зернит. Плакаты выпускались небольшим тиражом при помощи трафарета. Над созданием рисунков работали и другие художники, имена которых также вошли в историю сатирической графики республики: А.А. Прытков, К.В. Овчинников, Э.Б. Гельмс. П.М. Дульский подчёркивает, что «Окна сатиры» Татхудожника не раз отмечались столичной печатью: в журналах «Огонек» в № 22 за 1942 год, «Литература и искусство» в № 36 за 1943 год; периодически о них писали в газете «Красная Татария». Казанские плакаты участвовали на выставке в Москве в 1943 году в Музее революции.
В своей вступительной статье к каталогу «Окон сатиры» Татхудожника П.М. Дульский как искусствовед даёт ряд критических замечаний, относящихся к художественной стороне создания плакатов нашими художниками. Первое, на что он обращает внимание, – это перенасыщенность в некоторых плакатах текста, что затрудняет быстрое восприятие рисунка. «Мы бы считали идеальным тот плакат, который в нескольких штрихах и немногих словах достигает максимума своей выразительности» [4, 5]. Далее он пишет, что многие художники увлекались чрезмерным количеством цветов, что не улучшало качество рисунка, а только его снижало. «Даже в двухтонном воспроизведении возможны исключительные эффекты, а имея в виду сложность печати трафаретом, увеличение тонов только осложняет работу» [4, 5]. И следующее критическое замечание он относит к перегруженности и неясности композиции, что иногда осложняет понимание сюжета в рисунке. Но несмотря на все эти недостатки, в большинстве своем плакаты были оригинальны по задумке и качественны по исполнению. Среди таких художников-профессионалов автор выделяет А.Н. Кашаева, А.А. Прыткова, И.Е. Бобровицкого, К.В. Овчинникова и Э.Б. Гельмса.
После П.М. Дульского интерес со стороны исследователей к теме сатирической графики Татарстана возрастает. Основательно этой темой занимались как казанские, так и московские искусствоведы: А.Б. Файнберг, Л.Я. Елькович, С.М. Червонная.
А.Б. Файнберга больше интересовала тема агитационного плаката художников Татарстана. В своей монографии «Политический плакат казанских художников 1941 – 1945» [7] он подробно анализирует художественные особенности печатного плаката «Окон сатиры». Выявляет самобытность и отличие плакатов нашей республики от аналогичных изданий. «Многие из авторов не были профессионалами в этой области искусства... поэтому художественный уровень плакатов не всегда высок» [7, 3]. «В отличие от печатных плакатов казанские «Окна сатиры» тиражировались ручным способом» [7, 9].
Л.Я. Елькович – крупный исследователь в области графики, помимо всего прочего он сам был одним из выдающихся мастеров сатирического рисунка, а также стоял у истоков становления агитационного плаката в Татарстане в 1960-х годах. В книге «На линии огня» [6] он детально исследует татарскую сатирическую графику от её истоков 1905 – 1906 годов до 1976 года, анализирует деятельность первых татарских сатирических журналов «Чаян», «Ялт-юлт», «Яшен», «Уклар» и других. Подробно рассматривает особенности графического языка сатириков Татарстана, основных тем, которые они раскрывали в своих работах.
Наиболее полную информацию о биографиях и художественной составляющей рисунков художников-сатириков содержат книги С.М. Червонной: биографические сборники, посвящённые художникам Татарстана [10; 11], монографии «Искусство Татарии» [9] и «Искусство Советской Татарии» [8]. В книге «Искусство Татарии» С.М. Червонная анализирует сатирическую графику периода 1905 – 1917 годов: кто стоял у её истоков, какие выходили журналы с карикатурой. Стоит отметить, что она сосредоточивает своё внимание именно на татарских изданиях. В книге «Искусство Советской Татарии» в разделе «Графика» отдельная глава посвящена сатирической графике Татарстана, в частности журналу «Чаян»: «Чаян» смеётся и «Чаян» сражается. Сатирическая графика Татарии» [8, 226–250]. Отталкиваясь от даты основания журнала в 1923 году, С.М. Червонная рассматривает все периоды развития этого издательства до 1978 года. Даёт развернутый искусствоведческий анализ работ художников, печатавшихся в журнале, выделяет основные темы, которые преобладали в определённый период времени издания, и приводит примеры на конкретных иллюстрациях, включённых в книгу. Отдельная глава посвящена политическому плакату Татарстана: «В боевом строю. Политический плакат Советской Татарии» [8, 251–271]. В ней автор также подробно изучает развитие агитплаката в республике от его зарождения в 1917-м до 1978 года.
Подводя итог, можно сказать, что Пётр Максимилианович Дульский заложил основы для развития профессионального искусствоведения в Татарстане, включив в широкий круг исследований художественной культуры нашей республики такой жанр, как сатирическая графика. У него нет отдельной монографии, посвящённой этому явлению, но во многих своих работах о графическом искусстве Татарстана он всегда уделял особое внимание сатирической графике. Попытки П.М. Дульского теоретически осмыслить феномен сатирической графики, собранный им ценный фактологический материал о художниках-сатириках Татарстана, критический взгляд на творчество художников сохраняет актуальность его искусствоведческих трудов в этой области и сегодня.
Впоследствии темой сатиры в творчестве художников Татарстана продолжили заниматься другие исследователи. В работах С.М. Червонной и Л.Я. Ельковича освещена тема первых татарских сатирических изданий начала ХХ века; исследований этого периода в трудах П.М. Дульского не встречается. А.Б. Файнберг основательно изучил политический плакат Татарстана времён Великой Отечественной войны. Также хорошо освещена искусствоведами сатира Татарстана советского периода, начиная с 50-х по 80-е годы ХХ века. На сегодняшний день остаётся не изученным целый пласт сатирической графики Татарстана, начиная с 1980-х годов, постсоветский период и начало XXI века, а также практически не затронута тема русских сатирических журналов, издававшихся в Татарстане в начале ХХ века. Задача современных исследователей – изучить эти этапы развития сатирической графики Татарстана.
Литература
1. Дульский П.М. Актуальная графика. – Казань: Татполиграфшкола, 1935. – 47 с. : ил.
2. Дульский П.М. Графика сатирических журналов 1905 – 1906 гг. – Казань: Татгосиздат, 1922. – 104 с. : ил.
3. Дульский П.М. Искусство в Татреспублике за годы революции. – Казань: Татполиграф, 1929. – 16 с. : ил.
4. Дульский П.М. Окна Сатиры. Каталог выставки. – Казань: Татхудожник, 1945. – 15 с. : ил.
5. Дульский П.М. Оформление татарской книги за революционный период. – Казань: Татполиграф, 1930. – 24 с. : ил.
6. Елькович Л. На линии огня. – Казань: Таткнигоиздат, 1977. – 126 с. : ил.
7. Файнберг А.Б. Политический плакат казанских художников 1941 – 1945. – Казань: Таткнигоиздат, 1965. – 21 с. : ил.
8. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 392 с. : ил.
9. Червонная С.М. Искусство Татарии. – М.: Искусство, 1987. – 352 с. : ил.
10. Червонная С.М. Художники Советской Татарии (Биографический справочник). – Казань: Татарское книжное издательство, 1975. – 212 с.
11. Червонная С.М. Художники Советской Татарии (мастера изобразительного искусства Союза художников ТАССР). – Казань: Татарское книжное издательство, 1984. – 460 с.
M.R. Gazizova
Russia, Tatarstan, Kazan
P. DULSKIY ASTHE FIRST RESEARCHER OF SATIRICAL GRAPHICS OF TATARSTAN
The article is devoted to the famous researcher in the field of art culture P. Dulskiy. He is the first among the art critics of Tatarstanwhose research work has extended to such a genre as a satirical graphics. The article deals with general and special works by P. Dulskiy in which he writes about the development of satirical graphics in Russia and Tatarstan and also about the development of propaganda posters during the Great Patriotic War in our republic.