Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Николай Кононихин


Валерий Ватенин: «Пусть буду я»
(к 80-летию художника)


Всякий раз, обращаясь к Валерию Ватенину (1933-1977) – одному из лидеров группы «одиннадцати» - поражаюсь интенсивности, спрессованности жизни и творчества художника. То, на что у других художников уходили долгие годы и десятилетия, у него занимало лишь малый, как будто заранее отмеренный, отрезок времени. 44 года жизни, из которых чуть ли не 30 лет творчества, оставили нам наследие, по масштабности и глубине соизмеримое с наследием крупнейших мастеров русского и советского искусства.
Валерий Ватенин. Автопортрет в фас. 1962На «Автопортрете в фас» (1962) - зрелый мужчина с натруженными руками рабочего-ремесленника и торсом грузчика или борца, коротенькая рубашонка (из гардероба юноши?) не сходится на мускулистой груди. На голове лысина, в углу губ мундштук с папиросой. О ремесле художника напоминают лишь кисти, расцветающие дивным цветком по занавеске, да портрет жены на заднем плане. В самой позе – нога на ногу со скрещенными на груди руками и прямым (не с вызовом ли, открытым на зрителя?) взглядом – уверенность хозяина, застолбившего свою территорию, и не оставляющего сомнений в том, что будет ее отстаивать от посягательств соперников.
Между тем, человеку на портрете всего 29 лет и он не борец и не грузчик, а художник Валерий Ватенин, очень рано повзрослевший (эвакуация, бомбежки, тяжелый физический труд в годы войны, послевоенное голодное детство) и очень рано осознавший свое предназначение. В 1944 году в письме из эвакуации он пишет маме: «Я сейчас занимаюсь рисованием, но природа здесь небогатая, краски и кисточки никуда не годятся, бумаги мало... я коплю открытки с картин великих художников, но их здесь нет. Если можешь, то пошли открыток, например, с картин Репина, Саврасова, Левитана, Веласкеса, Веронезе и т.д.». Вполне зрелые суждения и просьбы человека, которому едва исполнилось 11 лет. В 14 лет Ватенин поступает в Таврическое художественное училище (1947-1952), в 20 лет - в Академию художеств (1953-1959, Институт имени Репина).
«Автопортрет в фас» (1962) – этапное произведение Ватенина, завершающее период ученичества и становления художника, прошедшего через освоение Сезанна и «Бубнового валета» (что очень уверенно демонстрирует портрет). Этим произведением Ватенин уверенно заявляет себя одним из лидеров будущей группы «одиннадцати» (1972). Он выставляет портрет в Государственном Русском музее на Осенней выставке 1962 года. В том же 1962 году участвует в групповой выставке в Художественном салоне на Невском, 8, где «собираются» четверо из «одиннадцати» (З.Аршакуни, В.Ватенин, Г.Егошин, Я.Крестовский).
В семейной жизни тоже все отлично: любимая жена (первая жена Галина Мошкова) дана портретом в автопортрете, дочери Светлане уже два года... Все отлично... Но именно удовлетворения, успокоения в Автопортрете почему-то не чувствуется. Наверное, виной тому какой-то отстраненный, направленный в себя взгляд художника и застывшая в задумчивости папироса в углу губ. Фронтальная композиция, перекрестия ног и крепко сжатых рук (вся фигура художника – крепко «сжатый кулак») – скорее защита, вызов, чем расслабленное, благодушное почивание на лаврах. Художник в сомнениях, в поисках, он не намерен останавливаться на достигнутом.
Валерий Ватенин. Натюрморт с цепью. 1965Середина 1960-х годов, к которым относится «Натюрморт с цепью» (1965), – время поисков и освоения новых пластических форм. «Следом за Сезанном, - пишет Наталия Ватенина, - шли кубисты Жорж Брак и Пабло Пикассо... Кубизм давал наиболее важные уроки пластической цельности произведения. Художник учился этой отлаженной пригнанности предметов друг к другу в их зависимости от окружения. Фон как таковой перестает существовать и в портрете, и в натюрморте».
«Натюрморт с цепью» - своеобразный гимн страстному увлечению Ватенина мотоциклом, страсти, ставшей для художника роковой (в 1977 году он погиб в автомобильной аварии). Свой первый мотоцикл он купил в 1965 году (помимо заработка ремеслом пришлось подрабатывать грузчиком для достижения заветной цели). Гаража у него не было, поэтому мотоцикл с ревом и дымом взлетал по узкой лестнице на четвертый этаж дома на улице Петра Лаврова (ныне Фурштадтская). И первое, что сделал Ватенин после покупки – это до винтика разобрал мотоцикл. Именно этот момент он зафиксировал в «Натюрморте с цепью». Говоря «момент», скорее всего, можно понимать буквально: вряд ли художник специально готовился сделать портрет своего любимца, да еще в таком разобранном виде. Скорее всего, это был импульс. В пользу этого говорит явно видавший виды старый холст, прохудившийся в нескольких местах (дыры заклеены газетой, затем холст загрунтован), и оказавшийся под рукой. Тем не менее, в «Натюрморте с цепью» проявился весь Ватенин образца 1965 года. Эта крепко сделанная кубистическая композиция безупречна по суровой серо-зелено-фиолетовой тональности и пластической организации холста. Детали интерьера и мотоцикла: лампа, газета, бутылка политуры, колесо мотоцикла, карбюратор, шестеренка, цепь и др. мастерски сбалансированы и точно пригнаны друг к другу. Этот талант Ватенина очень точно подметила Наталья Ватенина: «Достигнута такая пластическая слаженность всех деталей, что нельзя ничего ни подвинуть, ни убрать».
Картина Валерия Ватенина «В саду» (1969) относится к вершине творчества художника. В конце 1960-х годов Ватенин создает произведения «Субботний вечер на Онеге» (1967, Русский музей), «Первое мая в Пскове» (1968, Омский музей), Автопортрет «Житие живописца Ватенина» (1968, 1973, ЦВЗ «Манеж») и др., которые позволяют говорить, что художник нашел свое собственное неповторимое лицо в искусстве. «Это время и было, - вспоминал позже Ватенин, - выяснением своего собственного языка, что же я хочу сказать и как это сделать. Вначале были подражания разным мастерам, я бы сказал, это продолжался процесс учебы, я тогда не знал, где подражание, а где нет. Потом мне кто-то сказал: вот на этой работе появился ты. Я сказал: «Ну ладно, пусть буду я»».
Валерий Ватенин. В саду. 1969На картине «В саду» (1969) изображена дочь художника Светлана, помещенная как в лоно в густую, плотную, таинственную среду сказочного сада с диковинными растениями, насекомыми, цветами и фруктами-символами (как будто взятыми с натюрмортов Сезанна?). Сплошным покровом они заполняют всю площадь картины, выползая даже на расписную раму, одновременно закрывая друг друга и проступая то сквозь призрачные крылья бабочек и насекомых, то сквозь прозрачные растения и «листья травы». Порой ловишь себя на мысли, что сама фигура девочки тоже становится прозрачной, бестелесной. Такого эффекта прозрачности красочного слоя и наслоений одного изображения на другое позволила добиться техника яичной темперы, характерная для иконописи. Эту технику художник впервые применил в 1968 году в Автопортрете «Житие живописца Ватенина» и в дальнейшем использовал во всех живописных произведениях.
Картина «В саду» - глубоко психологическое произведение Ватенина. В нем нашли отражения и тревога отца за судьбу дорогого себе беззащитного человека, такого же хрупкого и ранимого как бабочка или мотылек перед лицом жесткого мира. И общечеловеческие духовные поиски мастера, и размышления на тему бренности человеческой жизни как таковой и единства ее с природой. Эту тему в дальнейшем художник продолжил в таких работах как «Дорога (мать солдата)» (1971), «Сон (Невеста)» (1972), «Бабье лето», (1974), «Эвакуация» (1975) и др.
Всякий раз, обращаясь к Валерию Ватенину... неизменно ощущаю притяжение этого яркого художника-шестидесятника, в своем творчестве вышедшего далеко за рамки своего времени. Его картины делаются с годами только крепче и значительнее (они – благодатное поле для искусствоведов на многие годы), а харизматичная личность автора занимает достойное место в ряду с такими брендами 60-х как Гагарин, Высоцкий, Окуджава.
(В тексте использованы цитаты из монографии Наталии Ватениной «Валерий Ватенин» , Спб, 2006)