Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Когда речь идёт о таком художнике, как Юрий Глюдза, не хочется говорить банальных искусствоведческих фраз. Вряд ли определённые формулы или исторические сравнения помогут лучше понять творчество этого замечательного живописца, графика и дизайнера. Скорее, его надо почувствовать. Стоя перед его картинами, зритель захочет просто смотреть, а глаз будет жадно ловить красочные пятна, рассыпанные по поверхности холста.

Первое, что запоминается в работах художника – особое чувство цвета, энергичного и сочного, отражающего всю полноту и вкус жизни. Цвет для Глюдзы – это средство постижения окружающего мира и его законов; с помощью него передаёт художник свои жизненные впечатления, своё мироощущение. В этом заключается природный дар живописца.

Выбор темы или сюжет в творчестве художника играют второстепенную роль, для него важнее колорит, внутренняя экспрессия, крепость мазка. Но самая обыкновенная на первый взгляд вещь или явление могут привлечь его внимание - покосившийся домик на старой курской улочке, стеклянная бутылка, «поймавшая» отблеск солнечного света, упавший на матовую поверхность стола цветок фуксии.

 

Через всё творчество Юрия Глюдзы проходит пейзаж – благодатный жанр для любого живописца, который смело можно назвать «экспериментальным полем». В его пейзажах требовательный взгляд зрителя найдёт разнообразные мотивы – дворики и церковки, знакомые улицы, образы древних городов, богатые земли Юга, города Европы. Одно из ярких впечатлений оставляет в памяти серия итальянских этюдов.

Италия! Как и много столетий назад эта страна завораживает художников всего мира сочными, залитыми солнцем, пейзажами, лазурным небом, стройными кипарисами и удивительной архитектурой, которая хранит память прошлых эпох. Глюдза не является исключением. В его итальянских этюдах – непосредственность и свежесть впечатлений, весь трепет творческого человека и по-детски искренний восторг от соприкосновения с природным и культурным наследием этой земли. Здесь и лазурно-изумрудная Венеция, и песочно-золотистый Урбино, прекрасная и цветущая Флоренция.  Кажется, что все краски Италии сосредоточились в работах небольших, но полных творческого темперамента и неудержимой энергии!

Итальянские этюды послужили отправной точкой к созданию самостоятельных композиций.  В больших полотнах нет той непосредственности и свежести, но здесь - основательность и большие плоскости чистого цвета, напоминающие стекла готических витражей.

Натюрморты Глюдзы восхищают своей монументальностью, выразительностью объёмной формы, созданной мощными, смелыми ударами широкой кисти или мастихина. Они словно вышли из-под резца скульптора. В них всё фундаментально и крепко. И вместе с тем, так обыденно просто – мир вещей, которые окружают нас в повседневной жизни – миски, кувшины, жестяные подносы, плетёные корзины, бутыли и драпировки, красоту которых умеет раскрыть зрителю художник. Обыкновенная груша, которую живописец любит за многообразие и причудливость формы, белый кофейник или зеленая бутылка становятся открытием.

 

Во многих работах  Глюдзы есть привлекательная черта – декоративная трактовка цвета. Она усиливает эмоционально-выразительное звучание его картин, вызывая в памяти роскошное узорочье исламских ковров или гладкие плоскости средневековых эмалей.

Иногда художник погружается в отвлечённые абстрактные образы и старается уйти в своих работах от непосредственного восприятия реальной действительности. В этом смысле, для него не существует стандартных рамок или сдерживающих полёт фантазии границ. Художник даёт волю воображению и экспериментирует - с цветом, элементами композиции, их структурной организацией, фактурой живописной поверхности. Как человек поистине творческий, он находится в постоянном поиске. Но вместе с тем, обвинить живописца в отсутствии собственного художественного почерка вряд ли возможно. Без сомнений, эксперименты и постоянные поиски нового позволяют развиваться его таланту.

Кажется, что творческая биография Юрия Глюдзы, от первых «сезанновских» опытов в студенческих портретах до самых недавних работ – эксперимент длиною в жизнь. Но все его работы, от ранних до зрелых, объединяет важное для живописца качество – темпераментное чувство цвета и необыкновенная внутренняя цельность.

 

Анастасия Соколова, искусствовед


  • Гондолы, 2011. х., м., 90х90
  • Белый квадрат, 2011. х., м., 115х115
  • Эхо, 2001. Х., м., 115х130
  • Розовый город, 2001. к., м., 19х25
  • Курский домик, 2001. к., м., 24х25
  • Импровизация III, 2003. к., м,. 18х31
  • Натюрморт с искусственными цветами, 2008. х., м., 70х70
  • Венеция, 2008. к., м., 75х100
  • Гондолы, 2005. к., м., 20х27
  • Итальянский пейзаж, 2009. х., м., 75х100
  • Натюрморт с бутылью, 2009. орг., м., 80х90
  • Натюрморт с синей бутылкой, 2007. оргалит, акрил., 65х70