Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

18 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Франции в собрании Самарского художественного музея.
Предмет данного сообщения мог бы при благоприятных обстоятельствах стать очень красивым проектом в выставочной деятельности музея, включающим каталог и другие изданные материалы.
Гравюра
Самая значительная часть французской коллекции, и самая неизвестная самарскому зрителю – это коллекция французской гравюры. К сожалению, фонды гравюры законсервированы, нет доступа к ним, нет возможности их экспонирования и соответственно, более пристального их исследования.
Чтобы полнее представить искусство Франции, достаточно упомянуть о наличии работ великих мастеров французской гравюры. Это три офорта Жака Калло (1592 – 1635), и среди них знаменитая  "Голгофа" (17 век). Лотарингец по происхождению, он много странствовал, образование, как художник он получил в Италии, Ж.Калло, в основном, выпускал библейские и исторические серии. «Голгофа» - оттиск прекрасного качества, в числе других работ поступивший из Гос Эрмитажа. «Въезд месье графа Брианского – великого камергера его светлости в виде Язона. Эта гравюра с изображением фигуры воина в римских доспехах на носу парусного корабля, в окружении тритонов, нереид под предводительством Нептуна, провозглашающими триумф, поступила из ГМИИ. Помимо данного листа есть известное «Второе искушение св.Антония». Другие выдающиеся мастера 17 века также представлены отдельными листами  авторской и репродукционной гравюры. Сильвестр Израель - рисовальщик, гравер и издатель, издавал гравюры Калло, был его другом, В нашем собрании его офорт "Вид Версаля и парадный двор перед дворцом". (В этом видовом пейзаже наиболее примечательны всадники и карета на переднем плане, лист датируется 1684 годом.)
Восемнадцатый век в гравюре известен именем Жака Боварле (1791 –1797)  Его «Испанское чтение» синтез резца и офорта. Давид Нее представлен гравюрой « Вид в окрестностях Фраскатти». Одн из граверов Франции 18 века дама - Муат Роза Анжелика. У нас две ее гравюры – «Горожанка Болоньи» и «Флорентийка, причесанная бабочкой с грелкой в руке». Рене Гайяр (1719 –1790) – мастер иллюстратор –Хорошо принятый букет, восхищает разнообраразием приомов в работе резцом и офортом. Выдающийся мастер гравюры резцом на меди Георг Вилле (1715 –1807) Член Венской, берлинской, Дрезденской Академии, после себя оставил много учеников. Вилле – был мастером резцовой гравюры. Представлен в собрании СОХМ четырьмя прекрасными образцами, сделанными в технике резца: «Голландская повариха», «Нормандская старушка», «Семейный концерт»,
Искусство литографии  ярко характеризует  несколько блестящийх серий работы Поля Гаварни (около 60 листов) Это серии: - «Ужасные родственники», «Маленькие колкости», «Старые кокетки». Выставка французской гравюры из собрания СОХМ могла бы стать интереснейшим проектом в жизни города.
Живопись
Коллекция живописи в собрании СХМ чрезвычайно скромная, но достаточно любопытная.
малевич черный квадрат и красный квадрат 1915. MOMA, New York 5. Marionette Spectacle. Curtsey.bodrunova.jpg kin-d_bodrunova.jpg
1_1 1_2 1_3
Билет
Искусство Франции по отношению ко всему европейскому искусству 17 века было доминирующим, при правлении Людовика XIV — «короля-солнце». Образ Людовика XIV, то в качестве великодушного монарха, то горделивого победителя, служил темой для исторических, аллегорических, батальных картин, для парадных портретов и гобеленов. Современники подражали королю во всем – одежда-прическа. «Мужской портрет» (недавнее приобретение СОХМ) работы неизвестного художника, так живо ассоциируется с обликом короля. Скорее всего, работа связана с кругом Николя Ларжильера и придворным окружением Людовика XIV.
Во второй половине 17 века во французской живописи получил развитие батальный жанр, развитие которого связано во многом с именем Адама Франса ван дер Мейлена (1632-1690), ученика Франса Снайдерса, фламандца по происхождению. Ван дер Мейлен приехал ко двору Людовика XIV в начале 1664 года.
Две картины из собрания СХМ, скорее всего, соотносятся не с творчеством самого ван дер Мейлена, а с его мастерской. ( Возможно, что это более поздние копии)
Подлинным работам Мейлена присуща несомненная тонкость и свежесть общего колорита, графическое изящество пейзажа и ювелирная точность, предельная детализация одежды и формы в исполнении фигур первого и второго планов.
Восемнадцатый век во Франции — век просвещения. Французская культура боролась против абсолютизма, разрушая авторитет, ослабляя значение религиозных и исторических сюжетов в иерархии жанров 17 века.
В изобразительном искусстве победило светское, а позднее гражданское начало. Это время связано с борьбой различных художественных направлений.
Самым известным пейзажистом  во Франции 18 века был Гюбер Робер (1733 - 1808). Много лет художник провел в Италии, проникаясь почтением к античности, к памятникам Древнего Рима. Это художник нового поколения — поколения классицистов.
В своем искусстве Гюбер Робер органично соединил интерес к античности и к природе. Эта тенденция была присуща всей французской культуры второй половины 18 века, когда в античности и в природе видели прообразы свободы и естественного существования человека. Робер работал в Италии с 1754 по 1765 гг. По возвращении в Париж, он получил многочисленные заказы на архитектурные пейзажи. В интерьере классицистических особняков они имели декоративное значение. Их заказывали и русские вельможи, например, князь Юсупов для усадьбы в Архангельском. В собрании СХМ есть работа Робера "Пейзаж с кипарисами". Как в гравюрах Пиранези, в одной картине соединены разные руины и памятники. Известно, что, создавая картину, Робер фантазировал, сочинял, используя наброски с натуры. В нашей работе на переднем плане представлены мощные кипарисы, у подножия которых стоит большая величественная статуя-фонтан. Здесь же римлянка с кувшином, набирающая воду из источника, на втором плане виднеется силуэт собора св. Петра, а вдали панорама Рима, его городских застроек и холмов, покрытых розовато-голубой дымкой. Для картины характерна величественность архитектурных мотивов.
Аналогичная картина из частного в Голландии собрания «Фантазии на тему античности» датирована 1764 –1765 годом. Схожий формат, акцент на руины с элементами жанра пространственное окно с доминантой неба, подчеркнутая вертикаль в одном случае обелиска, в другом – кипарисов – все это сообщает работам определенную близость, даже некоторую парность. Возможно, нашу работу следует датировать 1764 –1765 годами.
Завершает экспозиционный ряд в разделе "Французская живопись" картина Диаса де ла Пенья "Цыгане". Диас де ла Пенья Виржиль Нарсис был живописцем и литографом, в юности занимался росписью по фарфору. В раннем своем творчестве Диас де ла Пенья испытал сильное влияние Корреджо, Прюдона и Делакруа, отсюда происходят его нимфы, Венеры, мифологические сюжеты, но в конце 1840-х годов он сближается с Т. Руссо, работает в местечках Фонтенбло, Барбизон возле Парижа, пишет преимущественно пейзажи и впоследствии становится главным представителем Барбизонской школы.
Декоративность произведений, созданных до середины 40-х годов, очень подходила к убранству интерьеров салонов времен Луи-Филиппа. Картина "Цыгане" (из собрания Даниловой) относится к раннему периоду творчества художника. Его цыганки скорее не цыганки, а девушки с лицом мадонны, прекрасным и одухотворенным. Интерес художника сосредоточен на передаче света и цвета. На полотне небольшая лесная поляна, которую пересекает группа цыганок с мальчиком, все погружено в вечерний сумрак, сквозь ветви деревьев пробивается свет луны, чудесным образом преображающий все в цветовую феерию.
Данная коллекция живописи изредка пополняется отдельными экспонатами, есть перспективы ее эволюции. Одна из работ в коллекции русского искусства « Портрет неизвестной в шляпке», вероятно, связана с кругом работ полузабытого художника Ансельма Лагрене.
Лагрене, французские живописцы (Lagrené e) — фамилия нескольких французских живописцев, из которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Луи-Жан-Франсуа Лагрене, прозванный Старшим(1724-1805), ученик Ш. Ванлоо и Ансельм Франсуа Лагрене (1775 Париж-1833 Париж), сын Лагрене Старшего, ученик Ф.А.Венсена.
Служа, в первые годы революции, во французской армии, он с особенной любовью изучал лошадей и достиг большого искусства в их изображении. Занимался также портретной живописью. Работал в Париже.
Провел несколько лет в нашем отечестве(1817 – 1825) и оставил после себя довольно много рисунков, ряд портретов изображающих русские типы, нравы и костюмы. Вставлялся в парижском Салоне с 1799 по 1831 годы.
Известны следующие работы А. -Ф. Лагрене - младшего - портреты великих княгинь Александры Федоровны и Елены Павловны, два портрета владельцев Павловска на рубеже XIX - XX веков князя Константина Константиновича - правнука Павла I - и его супруги Елизаветы Маврикиевны. Они несут отпечаток нарождающегося XIX века.
Портрет «Неизвестной в шляпке» (66 х56) из собрания СОХМ ближе всего подходит к портрету Куракиной (66 х 56,5см) 1822 года из ГосЭрмитажа.
Портрет Наталии Ивановны Куракиной, урожденной Головкиной ранее был в собрании Нарышкиных в Петрограде. В 1905 году находился в имении Степановка, Тверской губернии.
Стилистическая общность этих двух портретов состоит в использовании общих приемов в разработке композиции портрета. В изображении ряда характерных деталей – глаз, блика на зрачке, бликов на кончике носа, мягкой обрисовке крыльев носа, особенности запечатления рисунка линии губ. Близко решение теней на бантах шляпки, цветов на головных уборах, особенная любовь к зеленой краске – окиси хрома. К сожалению, на портрете из собрания СОХМ размыты все тончайшие лессировки, что делает невыгодным сравнение этих двух работ.  К тому же, нет возможности провести сложный технологический анализ. Поэтому наше предположение об авторстве редкого малоизвестного художника Ансельма Лагрене представляется не более, чем гипотеза.
Французская скульптура
Работы французских мастеров в области скульптуры представляют различные материалы. Клод Франсуа Мишель по прозвищу – Клодион мастер 18 века, отличается поразительной цельностью в творчестве. Он обрел настоящее призвание в небольших декоративных статуэтках, на бесконечные вариации темы «античная мифология». Скульптор создавал – вакханалии, пляски сатиров, фавнов, шалости амуров. Маленькая «Гречанка с амуром» из нашего собрания решена в технике терракоты. В этой работе Клодион наделяет, казалось бы, незначительный на первый взгляд сюжет экстазом безудержного движения, легким ароматом эротизма и очаровательной изысканности – всеми чертами стиля рококо.
Тема вакханалии продолжена в работе Пьера Филиппа Томира (1751 –1843)  Этот выдающийся скульптор и позолотчик  на протяжении долгой творческой жизни проявил себя, как в ряде рокайльных композиций, так и в произведениях ярко выраженных стилей классицизма и ампира. Сцена «Вакханалии» с изображением купидона сидящего на спине льва, покрытого попоной, с пьяным младенцем- сатиром, с символами изобилия и гедонизма - корзиной с плодами, перед пастью зверя, вероятно, создана мастером до периода 1789 -1793 гг. Это одно из самых обаятельных произведений в коллекции. Пластичные объемы масс отличаются капризной сложностью силуэта, формы проработаны чрезвычайно живописно, мягко, текуче, кажется, что бронза струиться золотом в обработке, волос, лиц. Движения легкие, живые, настроение беспечно-шутливое. Умение оживить античные образы – одна из самых сильных черт французской пластики. (Приобр. в 2001 году.)
В первой половине 19 века французская пластика была скована классицизмом, превратившимся со временем в холодный академизм. «Портрет великой княжны Ольги Николаевны» работы мастера французской школ Г.Троду - ярчайший образец академизма в скульптуре. Эта работа интересна не столько воплощенностью в ней душевных переживаний модели, сколько филигранной, почти ювелирной обработкой материала, где наряду с литьем, используются: чеканка, гравировка и полировка, патинирование, все то, чем славилась прославленная обработка французской бронзы.
Творчество самого выдающегося французского – скульптора – анималиста Антуана Бари (1795 –1875) тесно связано со стилем романтизм. Его работы, как правило, небольшого формата. Текучесть бронзы как материала очень хорошо соответствовует передаче движений животных, в момент нападения, борьбы. Наша композиция - «Лев и змея» - своеобразное воплощение животной энергии, стихии. Животные у Бари всегда изображались на воле, хотя наблюдал он их часами в зверинце. Непревзойденный мастер ансамбля, Антуан Бари придумывал, пещеры, кочки, скалы, и виртуозно связывал среду и животных в одно единое динамическое целое. Композиция - «Лев и змея»- маленький шедевр скульптурной пластики, в котором ярко проявлены симптомы нового пластического мышления стиля романтизма.
Мелкая пластика французских анималистов второй половины 19 века, реалистического направления, представлена в работах Пьера Жюля Мена(1810-1879) «Борзая с кроликом в зубах» (Поступ 1994) Черты нового демократического искусства проявились в скульптуре Ж.Леви «Косец», они знаменовали уже начало 20 го века.
Декоративно-прикладное искусство Франции
Декоративно-прикладное искусство Франции представлено бронзовыми часами первой половины 19 века по модели Раврио, часами в стиле «неорококо», и небольшой коллекцией изделий Севр - крупнейший фарфоровый центр Европы.
Наиболее ранним образцом этого керамического центра (существует с 1756 года) является в нашем собрании чайная пара первой половины 19 века.
Это чашка цилиндрической формы, на поверхности, в резерве изображена "крестьянская семья у очага". На донышке блюдца пейзаж, а широкие синие поля подглазурного кобальта декорированы лавровыми листьями.
Неполный чайный сервиз из двенадцати чайных пар также относится к продукции Севра. По краю блюдца и чашки проходит филигранной работы золоченая тисненая кайма, по тулову - небольшие гирлянды цветов.
Фарфор Франции середины 19 века представлен группой тарелок с сюжетами, отражающими эпизоды из жизни Наполеона. Эти тарелки ("Тильзитский мир", "Встреча в Тильзите", "Битва при Иене", "Наполеон после битвы при Иене", "Прощение в Фонтенбло", "Коронация Жозефины") воспроизводят картины известных художников и отличаются высоким качеством исполнения.
Неорококо богато представлено в музее. Две скульптуры вакханок — так называемая бисквитная пластика — датируются 1860 -ми годами, но стилистически подражают бисквитам Этьена Мориса Фальконе (работал в Севре с 1757 по 1766 гг.).
Особенно хороша группа больших массивных ваз, богато декорированных бронзовыми накладками у основания, ручек, краев горла (три вазы с красивым сине-фиолетовым фоном - подглазурный кобальт, и две - бирюза); все отличаются тонкой полихромной живописью в резервах, окруженных рокайльным золоченым орнаментом. Основные темы в живописи — галантные сцены в стиле Буше. На вазах имеется надглазурная марка, относящаяся к 1756 году, но если учесть, что в это время во Франции еще не вырабатывался твердый фарфор, следует остановиться на существующей датировке в книге поступлений, тем более зная о неорококо середины 19 века. Вазы датируются 50 - 60-ми годами 19 века.
В заключение следует отметить, что данная коллекция не законсервирована, изредка пополняется отдельными экспонатами, есть перспективы ее эволюции, как по части исследования и атрибуции, так и по части ее развернутого показа в дальнейшем.