Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

19 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Памяти М.Д. Философова
(1892-1938).

(Опыт создания мемориальной выставки посвященной сотруднику музея.)

 

Обращаясь к богатой на события, исторической биографии самарского музея, ясно понимаешь, что история музея – это люди. Имена недавно ушедших еще свежи в памяти. Живы дети, внуки. Обычно для выставок предоставляют родственники, предоставляя для экспонирования семейные фотографии, личные вещи из дома.

С выставкой памяти М.Д. Философова все происходило иначе. Имя его давно было на памяти у сотрудников музея, неоднократно упоминалось в публикациях музейных работников. Так в своей  вступительной статье «Из истории коллекции» к альбому «Наследие», Алексушина Т.Ф. пишет: В 1936—1937 годах Художественным отделом заведовал бывший ученый секретарь Эрмитажа. Философов Марк Дмитриевич – (см. Из истории коллекции). Наследие. 100 лет коллекции.)Самара, 1997. С. 18.

Были известны также сведения о Философове от бывшего директора музея в 1952 году Володина В.И. в книге «Самара. Музей. Художники: Воспоминания и исследования», Самара, 1997. С. 54

«…В 1936 г. художественный отдел Самарского краеведческого музея возглавил Марк Дмитриевич Философов, бывший ученый секретарь Эрмитажа, высланный, как и Ржепецкая, из Ленинграда. Нам мало известно об этом высокообразованном человеке. В период работы в Краеведческом музее он по чьему-то доносу был репрессирован и погиб. М.Д.Философов был сыном известного теоретика искусства начала века, с 1924 г. эмигрировавшего из России. Инициативе М.Д. принадлежит разработка экспозиции художественного отдела краеведческого музея. По поручению краевых органов в связи с пропажей ценностей он принял участие в обследовании художественных коллекций в музеях Ульяновска, Пензы, Сызрани. Сохранилась стенограмма вечера памяти Т.В.Успенского, в проведении которого Философов принимал непосредственное участие».

В 1990е годы директор музея А.Я.Басс приложила определенные усилия по выяснению судьбы М.Д.Философова. после ареста. Она получила краткую справку из архивов ФСБ  по делу Философова.

«с 10.X.37 г. содержался в Кряжской тюрьме.

31.XII.37 г. приговорен к расстрелу Тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. Расстрелян 14 февраля 1938 г.»

Собственно это были единственные сведения о сотруднике музея в музейных летописях

2007 год- год 70- летия с начала необоснованных репрессий. В музей обратились общественные организации такие как «МЕМОРИАЛ», - представители Белой Книги - О ЖЕРТВАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ с предложением провести мероприятия посвященные памяти жертв необоснованных репрессий. Одним из проектов стала выставка репрессированного художника И.В.Карпунова, здесь работать было просто. Фотографии, картины и воспоминания художника. Что касается выставки Философова М.Д., задача стояла непростая. В маленьком зале художественного музея сложно полно рассказать о сотруднике, работавшем в музее в далекие 30 годы.

Во время разработки концепции выставки пришла оригинальная идея: Выписать все акты поступлений, выдачи, отчеты, всего того, что можно было найти в старых книгах Актов, из архива музея.

Когда обнаружилось в акте №7 и № 24 упоминание о находках в подвале икон и образцов старого литья, решено было экспонировать данный Акт вместе с образцами литья - элементом экспозиции выставки.

Акт № 7

1935 года Декабря 8 дня составлен настоящий акт ученым секретарем Куйбышевского  Краевого музея Бакшаевым Н.В., заведующим худож. Отделом Философовым М.Д. и научно-техническим сотрудником Веховой Е.С. о том, что при проверке по описям музейного имущества худож. отдела, находящегося в подвале в складе № 2 и приемки его Философовым обнаружены Двадцать пять (25) икон, нигде не зарегистрированных. Означенные иконы описаны и занесены в книгу первичной регистрации музея № 1 под №№ 12409 и 11247-11265.

Акт № 24

1936 г. февраля 9 дня, составлен настоящий акт в том, что при детальной уборке кладовой № 2 Худ. Отдела, находящейся в подвале по одним из шкафов н.т.с. Веховой обнаружен небольшой заколоченный и опутанный проволокой ящик, в котором при вскрытии его в присутствии ученого секретаря Бакшаева, зав. Х.О. Философова и н.т.с. Веховой оказалось 283 предмета медного литья. Означенное имущество было отмечено в акте комиссии крайоно по проверке учета в музее № 4 от 9.XI.35 г., как утраченное. В описях музея означенное литье значится под нижеследующими номерами: …

Означенные предметы переданы в Худ. Отдел и подлежат инвентаризации.

В процессе знакомства с Актами, составленными сотрудниками музея при участии М.Д.Философова в 1936 году, отчетливо прояснилась совершенно бедственная ситуация в области учета и хранения. Акты № 8, 9, 10 - подтверждали картину полной неразберихи в фондах. И в то же время именно данные документы свидетельствовали о продуманной профессиональной деятельности М.Д.Философова

Акт № 10

20-го января 1936 года, составлен настоящий акт Директором Куйбышевского Краевого Музея МАРТИРОСОВЫМ Г.А., ученым секретарем БАКШАЕВЫМ, заведующим художественным отделом ФИЛОСОФОВЫМ М.Д. и научно-техническим сотрудником ВЕХОВОЙ Е.С.  в том, что по окончании работ, произведенных т.т. ФИЛОСОФОВЫМ и ВЕХОВОЙ с 1/XII-35 г. по 18/1-36 года по уточнению первичного учета и проверке по описям всего находящегося налицо в художественном отделе музейного имущества, с описанием всех предметов в описях не значащихся, - в книгу первичной регистрации музея № 1 и приняты под ответственность Заведующего Отделом ФИЛОСОФОВА.

На 18/1-1936 года за отделом значится 6287 – шесть тысяч двести восемьдесят семь предметов.

В воспоминаниях наших старейших сотрудников проскальзывала скупая информация о поступлениях от Ломоносовского фарфорового завода продукции ИФЗ (Императорский фарфоровый завод) и фарфора 1930х годов ЛФЗ через связи М.Д Философова с заводом. Именно эти поступления позволили Самарскому художественному музею сформировать одну из лучших коллекций русского фарфора. Изучая старые акты, мы нашли подтверждение участия Философова М.Д. в приобретении продукции от Государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Акт №22, №31

Акт № 22

1936 г. января 26 дня, составлен настоящий акт Директором музея Мартиросовым Г.А., Заведующим Художественным Отделом М.Д.Философовым и ученым секретарем Бакшаевым Н.В. в том, что при распаковке фарфора, прибывшего из г. Ленинграда от Государственного фарфорового завода имени Ломоносова все двадцать два предмета, находящихся налицо. В фарфоровой группе № 2 «Молодняк» у черного барашка оказалось отбитым ухо. Фарфор передан в художественный отдел.

Акт № 31

1936 г. марта 21 дня, составлен настоящий акт в том, что Завед. Художеств. Отделом Философов М.Д. и ученый секретарь Бакшаев Н.В. вскрыли почтовую посылку с наложенным платежом на сумму в 175 р. Из г. Ленинграда из Государственного фарфорового завода, причем в ней оказались: 1) группа фарфоровая «Похищение Европы» В.Серова и 2) чашка с блюдцем фарфоровая «На отдыхе» работы Гос. Фарф. Завода имени Ломоносова в Ленинграде. Под рукой у фигуры «Европы» трещина. Вещи переданы в Художественный отдел музея.

Внимательно изучая акты поступлений и закупок, тех лет мы обнаружили, что М.Д.Философов отдавал предпочтение фарфору, поскольку ценил этот вид искусства. Видимо с этим родом пристрастия было связано  концептуальное построение экспозиции русского и зарубежного искусства в Самарском музее, максимально перенасыщенной образцами русского и зарубежного фарфора. Не секрет, что именно в тридцатые годы, в период создания музеев с революционной тематикой, произведения декоративно-прикладного искусства, как явление буржуазной культуры выставлялись на аукционы, распродавались. Бронзу сдавали на переплавку в Россметаллторг. Благодаря умной политике Зав. Художественным Отделом  М.Д.Философова, многие раритеты 18 века были сохранены.

Акт № 44

1936 г. мая 30 дня, составлен настоящий акт в том, что гр-ка Попова Лидия Маркеловна, проживающая в г. Куйбышеве по ул. Степана Разина в д. № 17, кв. № 2, сдала музею, а ученый секретарь Бакшаев и Зав. Х/О Философов приняли приобретенные музеем принадлежащие гр. Поповой чайник и полоскательницу с живописными сценами, изображающими всадников, с золочеными клеймами фабрики Гарднера, за двадцать пять (25) рублей.

В связи с этими обстоятельствами мы решили в трех витринах на выставке экспонировать замечательные образцы русского фарфора 18 -19 века, а также продукцию Ломоносовского фарфорового завода. Многие работы ранее не были представлены в постоянной экспозиции Самарского художественного музея

В должности Заведующего художественным отделом М.Д.Философов также принимал участие в отборе произведений для экспонирования на выставках в Москве, организованных ГТГ

Акт № 58

1936 г. сентября 22 дня, составлен настоящий акт в том, что Зав. Худ. Отделом Философов М.Д., Зав. Хоз. Сидоров В.М. и ст. вахтер Петров М.П. упаковали для отсылки в Москву на всесоюзную выставку худ. Сурикова, организуемой Третьяковской галереей две картины Сурикова, значащиеся в инвентарной книге отдела за № 10 «Казак-гребец» (эскиз к картине Степан Разин) и ин. №  11 «Суворовский солдат». Картины отправляются почтой на адрес Третьяковской галереи на имя Директора М.П. Кристи. Основание: разрешение И.К.П. от 27/VII.36 г. Директора музея Т. Мартиросова от 22/IX.36 г.

Изучение старых книг с Актами порой открывало увлекательные события из жизни музея. Обнаруживались курьезные эпизоды, зафиксированные сотрудниками на плохой пишущей машинке, некоторые акты были  написаны от руки пером или карандашом на маленьких клочочках бумаги.

Акт № 14

1936 года декабря 24 дня, составлен настоящий акт в том, что в 17 ч 15 мин Зав. Худож. Отд. Философов, находясь в комнате № 18, услышал в залах экспозиции большой шум. Осмотрев совместно с Завхозом Сидоровым, вахтером Петровым и дежурного залы, мы обнаружили, что во II зале упала на пол висевшая, на щите картина Перова «Весна», при падении она сбила висевшую под ней картину Саврасова «Пейзаж». Ни та, ни другая картины не пострадали. Повреждена слегка рама на картине Перова. Падение произошло от истлевшей веревки, которая разорвалась. У щита слегка повреждена нижняя планка. Падение произошло, когда в зале никого не было.

В марте 2008 года главный хранитель музея Маргарита Кожевникова издала небольшое исследование «Два взгляда на одну войну», посвященное уникальным русским и японским лубкам 1905 года (из фондов музея). Это первая публикация такого рода произведений.

Акт № 14 повествует о причастности Философова к сохранению этого бесценного материала. Оказывается, М.Д.Философов принял неучтенные лубки в количестве 241 штуки на баланс художественного музея. Сейчас они опубликованы в качестве каталога и интересного выставочного проекта.

Акт № 14

1937 г. июля 9 дня, составлен настоящий акт в том, что ученый секретарь Куйбышевского областного краеведческого музея Бакшаев Н.В. сдал музею, а зав. Научн. Частью Философов М.Д. принял двести сорок один (241) лубок из Японской и империалистической войны, пятьдесят (50) различных гравюр и литографий, двадцать шесть (26) рисунков, пять (5) картин, один (1) рельеф и одну (1) скульптуру – всего триста двадцать четыре (324) предмета, находившихся в фонде, где сложена, была коллекция из бывш. Зала Александра II, причем установлено, что означенные предметы не числятся на учете в Краеведческом музее.

Работа над выставкой побудила нас к поискам фотографий из архива СОХМ. Архив на данный момент находится в стадии становления, оформления и систематизации. Трудно было рассчитывать на интересные находки. Тем не менее, обнаружились четыре фотографии, запечатлевшие экспозиционные залы музея в середине тридцатых годов. Позднее нашли любопытный Акт № 59 -  где была полностью расписана концепция экспозиции пяти залов художественного отдела. Под ответственностью Зав Художественным Отделом краеведческого Музея  Марка Дмитриевича Философова находилось в октябре 1936 года  4070 произведений, а также 1248 номеров,648 Востока.

Акт № 59

… «Экспозиция художественного отдела показывает развитие русского искусства в его исторической последовательности. В ней наиболее полно и красноречиво представлено русское искусство XYIII­XIXв. Однако материал позволил дать с небольшими лакунами всю линию развития русского искусства, начиная со второй половины 18 века.

Экспозиция занимает пять залов. Первый зал посвящен русскому искусству XYIII и первой четверти XIXв. за исключением одной стены, занятой Западноевропейской живописью –(две баталии ван дер Мейлена, двух итальянских пейзажей17 века и др.)

В экспозиции русского искусства преобладают копии, однако и здесь  характерные подлинные полотна иностранцев, работавших при русском дворе (Ведекинда 1737г, Вуаля1790г), бронзовый бюст Орлова-Чесменского работы Ф.Шубина и портрет, приписываемый Рокотову, дают ясное представление о портретном искусстве этой эпохи. Экспозицию дополняет витрина с фарфоровыми статуэтками и посудой ИФЗ и завода Гарднера и гравюрный материал.

Второй зал – охватывает период с 30х годов по 80 е годы 19 века дает полную картину развития русского искусства этой эпохи: типичные дворянские портреты 30-х и 40-х годов, работы круга Венецианова. Тропинина, ранняя работа Федотова, академическая картина Пескова. Пять работ Айвазовского, четыре Лагорио, четыре работы Шишкина, Ярошенко, Крамского. Кроме того, экспозиция блестяще представлена капитальными вещами. Вл. И Конст. Маковскими, последняя большая картина Перова «Весна», Богданов–Бельский, Куинджи, Поленов, скульптура Антокольского, копия с антиков, фарфоровая стеклянная посуда и статуи, рисунки Бруни, Лермонтова, офорт Шевченко, дают возможность показать всю диалектику развития русского искусства с середины XIX в., противопоставить академию передвижникам, показать первоначальные революционные настроения передвижников 60-х гг., спад этих настроений и реакцию 80-х гг.

Третий зал – 90-е и 1900-е гг., - посвящен развитию буржуазного реализма. Картины Репина (все три картины на Всесоюзной Выставке в Москве); две картины Серова, Сурикова три (из них две в Москве на Всесоюзной Выставке), три картины Левитана, противопоставлены академикам Венигу, Клеверу.

В четвертом зале картины Нестерова, Васнецова, Лебедева, противопоставлены миру искусства, представленного почти всеми крупными художниками, но не в очень значительных вещах. Импрессионизм и пуантилизм даны в картинах К. Коровина, Грабаря, Халявина, Чиркова, Федоровича, ранних работах Бурлюка. Группа Бубнового Валета и формалисты занимают в зале небольшое место, давая в работах Бебутовой, Чекрыгина, Кончаловского, Малевича, Лентулова, Веснина, Розановой и др. известное представление о загнивании буржуазного искусства, приводящего его к тупику.

Последний зал посвящен Советскому искусству. Не имея возможности детально дать этапы его развития, экспозиция обладает работами Иогансона, Дейнеки, Гершаника, Садкова, Верейского, Рождественского и Куйбышевских художников: Успенского, Краснова, Подбельского и др. дает представление о путях развития Советского искусства.

Вне экспозиции остается в музее еще довольно большой материал, в том числе маленькая, но ценная группа Западноевропейских картин, большой материал, оставшийся в Музее после несостоявшейся выставки «Художники Средней Волги» в 1933 г. и ряд картин середины и второй половины XIX в. Не экспонирован и графический материал, рисунки местных художников и хорошая коллекция гравюр.

Личный состав Художественного Отдела, переходящего в ведение Комитета по делам искусств, состоит из: Зав. Художественным отделом М.Д. Философова с окладом 325 руб. в мес.; научно-технической сотрудницы Веховой И.С.; с окладом 200 руб. в мес. и двух уборщиц с окладом по 88 руб. в мес, Жирновой Анны Михайловны и вакансии.

Согласно Постановлению Комитета по делам Искусств ССР и Наркомпросса РСФСР переданы оставшиеся неизрасходованными средства, ассигнованные на 36 г. Худ. Отделу:      по ст. I-й……...…2380 руб.

по ст. IV-й…........3000 руб.

по ст. V –й………3035 руб.

850 руб.


ИТОГО…………..9265 руб.

Пред. Комиссии                    (Орлов)

Члены:         (Мартиросов) (Философов)

На основании найденных фотографий, описания экспозиционного плана, мы решились ввести на выставку мебель первой половины 19 века, образцы русской живописи того же времени, создавая интерьерный ансамбль, заполненный произведениями искусства 18 –19 и  фарфором от Ломоносовского фарфорового завода 20 века. На стене разместились упомянутые фотографии и текст экспозиционного отчета  подписанный Философовым М.Д.
Любопытно было сравнить снимки. Создается впечатление, что М.Д.Философов использовал традиции расстановки мебели и подвески картин такие же, как в интерьерах первой половины 19 века. И  это очень трогает. Мы видим в экспозиции на фото повторенный прием – овальный стол перед диваном, точно такой же, как в картине «Гостиная в имении Богдановское».

Данный опыт создания мемориальной выставки посвященной сотруднику музея, интересен также тем, мы активно использовали информационную базу Интернета. Информация поступила из сайтов: «Архивы России», «Всероссийское генеалогическое древо», «Мемориал», «Регионы», из музея Им. Алабина.

Большую активность по сбору материалов о М.Д.Философове проявила научный сотрудник музея Ю.А.Жердева. Она осуществляла контакты с Гос Эрмитажем, с сотрудником Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств Л.Д.Шехуриной и научным сотрудником Псковского краеведческого музея Р.Н.Антиповой, предоставившими материал о деятельности М.Д.Философова, она также занималась в ГАСО (Государств. Архив Самарской области)

Специфика художественного музея диктовала нам в первую очередь показ произведений искусства, а документы шли как дополнение к общей концепции экспозиции. На выставке экспонировали ксерокопии Постановления №44-е-107с от 14 сентября 1956 года Президиума Куйбышевского Областного суда о не доказанности вины осужденных и прекращении дела о них за не доказанностью обвинения, и справки от Кряжской тюрьмы по приметам М.Д.Философова

По справке от 3.XII.37 Кряжской тюрьмы Философов М.Д. Рост – выш среднего. Глаза – голубые. Волосы – темно-русые.Нос – прямой длинный.

Особые приметы – на левой щеке два шрама.

В итоге выставка получилась живая, - своеобразный симбиоз произведений искусства и документов.


Литература:

  1. Алексушина Т.Ф. Из истории коллекции // Наследие. 100 лет коллекции. Самара, 1997. С. 18.)
  2. (Архив СОХМ. Папка актов на поступление ценностей за 1936-1946 гг.
  3. (Архив СОХМ. Папка актов на поступление ценностей за 1936-1946 гг.
  4. Володин В.И. «Самара. Музей. Художники: Воспоминания и исследования». Самара, 1997. С. 54