Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

27 января 2021

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Плиева Маргарита Георгиевна
кандидат искусствоведения,член АИС,
РСО –Алания, г.Владикавказ

Эпоха Анатолия Александровича Дзантиева.

Анатолий Александрович Дзантиев вошел в историю искусства и культуры, прежде всего как профессионал высокого класса. Эпоху А.А. Дзантиева не надо запоминать. Она врезана в историческую память. Эпоха достойная, уникальная, неповторимая.

Совершенно очевидно, что в небольшой статье трудно дать хотя бы в общих чертах представление о жизни и творчестве Заслуженного деятеля искусств республики Северная Осетия – Алания, члена Союза художников России, искусствоведа, подвижника, талантливого писателя, переводчика, человека глубоких и разносторонних знаний – А.А. Дзантиева. С его именем сегодня ассоциируются труды по истории осетинского искусства, монографии: Художники Северной Осетии, Сосланбек Едзиев, Творчество скульпторов Дзантиевы, Махарбек Туганов – народный художник, Азанбек Джанаев и Нартский эпос, Декоративное искусство Осетии. Ученый посвятил значительную часть своих трудов народному искусству осетин, эпохе советской осетинской живописи, ее ярким мастерам разных поколений. С интересом он всматривается в творчество молодых современников и во все процессы обновления, которые совершаются в осетинской живописи, графике и скульптуре. Альбомы, охватившие изобразительное искусство 1960 – 2000 - х гг. каталоги выставок молодых художников и зрелых мастеров нашли свой отклик в исследованиях искусствоведа. На протяжении десятилетий Анатолий Александрович – неизменный организатор, участник, критик Всесоюзных, Зональных выставок «Советский Юг».[1] При его непосредственном участии был построен и открыт Выставочный зал Союза художников СО АССР, успешно работающий и по сей день.

Поиски своего пути дались ему нелегко и не всегда проходили безболезненно. Ведь творческая, исследовательская, музейная, общественная деятельность Анатолия Александровича проходила в непростой обстановке формирования и развития осетинского искусства. А его деятельная любовь к искусству, к культуре принесли свои плоды и во многом повлияли на художественную жизнь республики. До сего времени с его научными трудами знакомятся искусствоведы.

Анатолий Александрович Дзантиев родился 8 октября 1941 г. в г. Орджоникидзе Северо – Осетинской АССР в семье потомственных художников.

Его дед Умар Дзантиев «бывало, брал в руки нож, деревянную чурку и неторопливо принимался мастерить что – нибудь для дома – кубок, чашу, тарелку. Видимо, красота окружающей природы затрагивала в его душе, какие – то сокровенные чувства, пробуждала в нем стремление к прекрасному иначе, откуда эта потребность творить после нелегкого трудового дня, откуда его желание украсить свой быт».[2]

Его дядя Д.У Дзантиев в 1924г. В числе пятерых талантливых самодеятельных художников из Осетии был направлен на учебу в Ленинград. Но еще до его отъезда в «Крестьянском журнале» писали о том, что «в городе Владикавказе живет юноша Давид Дзантиев. Он лепит из глины разные фигуры. По национальности он осетин… Дзантиева у себя на родине знают как талантливого художника».[3]

По окончании образования Государственная квалификационная Комиссия отметила «колоссальные успехи, которые Дзантиев Д. проявил в своей конкурсной работе» и поэтому «Правление вуза, заинтересованное в том, чтобы из нацменов подготовить законченных мастеров, просит еще на один год дать возможность ему укрепиться в своих достижениях».[4]

Расцвет творчества Александра Дзантиева приходится на середину ХХ в. Его произведения «отличает теплота и человечность». Образы, созданные скульптором «согреты какой – то особенной мягкостью, они словно наделены живой душой, отчего кажутся легкоранимыми, почти беззащитными».[5] В годы Великой Отечественной войны при «Совнаркоме был образован Республиканский Художественный Совет, куда вошел и скульптор А.У. Дзантиев».[6]

В судьбе Инала Дзантиева принял участие А.М. Горький. Резцу скульптора принадлежит один из «первых монументальных памятников, посвященных осетинскому поэту Коста Хетагурову».[7] И. Дзантиев стоял у истоков создания Союза Художников СО АССР и был его первым председателем.

Скульпторы Дзантиевы – Давид, Александр и Инал, воспитанники ленинградской Академии художеств, принимали непосредственное, активное участие в становлении профессионального осетинского искусства.

Продолжая и развивая лучшие традиции Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ныне СПбАИЖСА им. И.Е. Репина), сыновья Александра – художник Юрий и искусствовед Анатолий стали достойными продолжателями семейных традиций.

Юрий Дзантиев «был создан для живописи, а живопись, казалось, была создана для него. Никогда прежде не доводилось мне видеть человека, который бы столь органично и столь естественно соответствовал бы своей профессии художника – живописца. Он не то, чтобы был влюблен в свою профессию (слова о любви звучали бы для него в данном случае слишком фальшиво и высокопарно), он бы ее составной и неотъемлемой частью».[8] Мы ограничимся этой характеристикой, данной искусствоведом Анатолием Дзантиевым художнику, как наиболее полно, характеризующей его личность и творчество. От себя лишь добавим, что полотна Ю. Дзантиева храняться и в ГРМ в СПб.[9]

Детство Анатолия пришлось на суровые военные годы. Сквозь призму прожитых лет он, уже известный писатель, мысленно шлет слова признательности, благодарности, и нежности своей матери, с которой он хотел бы разделить «все тяготы ее тяжелого и опасного пути, каждого из трех десятков километров, протянувшихся от маленького села на берегу Терека и до города, куда рвался оголтелый враг. Хотел бы навсегда снять усталость и горечь с ее лица. И лишь после этого снова превратиться в того, кем был в далеком и суровом августе 1942 года, - в беспомощного семимесячного младенца, которого так бережно, точно великое сокровище, прижимала к груди та молодая женщина, стройная и черноглазая, с серой шалью поверх дешевого цветастого платья, - моя мать».[10] Литературное дарование А.А. Дзантиева, как видим, ярко проявилось в рассказах, пьесах, эссе, переводах.

Окончив школу № 50 г. Орджоникидзе, он в 1960 г. поступил в институт им. И.Е. Репина в Ленинграде на факультет теории и истории искусств (ФТИИ).[11]

Считаю необходимым привести воспоминания В.А. Леднева, кандидата искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой рисунка РГПУ им. А.И. Герцена о «днях давно минувших», когда Анатолий – студент Академии художеств, незаурядный шахматист, устраивал турниры – один против всех - в скверике перед Александровским театром (Катькином садике), вызывая восторг и восхищение окружающих. [12]

После окончания учебы в 1965 г. и возвращения в Осетию А.А. Дзантиева назначают старшим научным сотрудником Северо – Осетинского художественного музея им. М.С. Туганова (1965 -1966). Редакторская деятельность А.А. Дзантиева отмечена плодотворной работой в должности редактора Северо – Осетинского комитета по телевидению и радиовещанию при совете Министров СО АССР (1967 - 1968). В 1974 г. А.А. Дзантиев вступает в члены Союза художников СССР.

С выходом научно – библиографического справочника А.А. Дзантиева «Художники Северной Осетии», [13] появилась возможность найти ответ на многие вопросы по истории осетинского изобразительного искусства. В справочник включены: краткий анализ эволюции осетинского изобразительного искусства от   ранних этапов до начала 1980 – х гг., краткая характеристика творчества видных осетинских художников, хроника событий культурной жизни Осетии, а также основные издания и периодическая печать по искусству Северной Осетии.

В период 1986 – 1990 гг. он является старшим научным сотрудником Северо – Осетинского научно – исследовательского института истории, филологии и экономики. В этот период была издана монография «Художники Северной Осетии».[14] В ней, первым осетинским профессиональным искусствоведом А.А. Дзантиевым была предпринята попытка изучения истории осетинского изобразительного искусства. Не только общие теоретические проблемы привлекают внимание автора при изучении осетинского советского искусства. Свойственный ему интерес к созданию очерков – портретов отдельных художников нашел воплощение в исследовании. В монографии представлен обширный историко – художественный обзор советского осетинского изобразительного искусства, позволяющий судить о путях его становления, традициях и новаторских исканиях в конкретное историческое время. Кроме того, монография содержит хронику основных событий культурной жизни Северной Осетии 1918 – 1984 гг., краткие биографические сведения о художниках (всего 90 имен), с указанием основных произведений, черно – белых и цветных иллюстраций, перечень монографий, альбомов и статей в периодической печати, посвященных творчеству отдельных художников.

В монографии «Сосланбек Едзиев»[15] А.А. Дзантиев исследует творчество самодеятельного осетинского художника – примитивиста нач. ХХ в., проводит параллель с творчеством Пиросмани. Искусствоведческий анализ скульптурных работ мастера и изделий прикладного искусства позволил автору монографии утверждать, «в народном осетинском искусстве, в его необозримых просторах и бездонных глубинах, и следует искать истоки творчества Сосланбека Едзиева».[16]

А.А. Дзантиеву оказалась по плечу и административная работа, раскрывшая его организаторские способности: 1990 – 1994гг. – он – министр культуры СО АССР[17] и в 1998 – 2001 – министр культуры Республики Северная Осетия – Алания; с 1989 г. – президент Ассоциации творческой и научной интеллигенции Северной Осетии.

Инициатор Международного конгресса осетин «Возрождение через сотрудничество» (1992) А. Дзантиев стоял у истоков фестиваля национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» (2000).

К творчеству Азанбека Васильевича Джанаева – заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, заслуженного художника России, лауреата государственной премии им. К.Л. Хетагурова, А.А. Дзантиев обращался дважды: в 1969 и 2000 – е гг., каждый раз открывая новое в богатейшем творчестве художника. А.В. Джанаев относился к числу живописцев, составляющих гордость не только Северной Осетии, но и всего Советского Союза, начиная с 1950-х гг. В монографиях А.А. Дзантиев приводит биографическую справку и исследует творчество художника, посвятившего свое творчество изучению и иллюстрированию Нартского эпоса, хотя с неменьшим интересом он пишет и исторические полотна, и портреты.

В успехе художника, по мнению искусствоведа, «свою роль сыграло не только мастерство, не только исключительная работоспособность художника, но, несомненно, и то, что А.В. Джанаев был представителем нации, создавшей эпос о нартских богатырях. Знание жизни своего народа в сочетании с талантом художника и помогли создать его серию иллюстраций».[18]

Теме неразделимости человека – творца от своей земли, корней, «плотью от плоти народа», проходит лейтмотивом через все творчество А.А. Дзантиева, как и связанные между собой глубинными связями живопись, литература и философия.

В 2000 г. вышел набор цветных репродукций «Коста Хетагуров».[19] В сопроводительной статье А.А. Дзантиев обращает внимание на то, что наряду с произведениями живописи, впервые в большом объеме представлены графические работы художника. Обращаясь к архивным материалам, автор приводит ранее неизвестные сведения о пребывании Коста в Санкт – Петербурге и Академии художеств.

Произведение искусства – есть плод тяжелых раздумий («Небесные шахматы»). То, что для художника, композитора, писателя сокровенно, то к чему необходимо прислушаться, приглядеться и непременно услышать, увидеть, понять. Миниатюра «Деревья в бурю», которую я привожу ниже, как и «Небесные шахматы» совершенно потрясли меня. Как же это о нас!

«Нельзя сказать с уверенностью, чувствуют ли деревья, подобно животным приближение бури, да если и чувствуют, что из того. Не схоронятся же они в глубокой норе, не умчатся же в безопасное место. Не удивительно, что в бурю деревьям больше всех и достается. Хорошо еще если внезапно налетевший порыв ветра точно ножом, срежет высохшую ветку, а то, и гляди, все дерево вырвет с корнем. Особенно тяжело приходится в бурю вековым деревьям. Молодые, те раскачиваются, извиваются, точно тростники, клонятся к земле. Столетние же стоят стеной, не пригибаясь, не кланяясь, словно хотят преодолеть силу ветра. Не мудрено, что выживают только гибкие. Конечно, при желании в гибкости молодых деревьев можно усмотреть тонкий расчет, благоразумие, позволяющее им устоять перед грозовыми порывами бури. Но есть неукротимая жажда жизни и в яростном противоборстве бывалых деревьев с разбушевавшейся стихией. И даже в самой их гибели, когда почва под ними вдруг разверзается, и с могучим вздохом, точно вырывается на волю душа, деревья ударяются оземь, - и в этом также кроется великая страстная непокорность. С другой стороны, не дожить бы деревьям до преклонного возраста, не будь они в свое время гибкими». [20]

Принято говорить, что у творческой личности есть более удачные и менее удачные призведения. Но когда мастер достигает таких вершин, как Анатолий Александрович Дзантиев, правильнее, все же, не анализировать «сильные» и «слабые» стороны его творчества, а попытаться как можно глубже понять его. Так же, как нельзя отделять личность художника от его созданий. А личность Анатолия Александровича легендарная – что ни скажи, все будет мало. Он многих людей побуждал к созиданию и – это самое важное.

Список произведений А.А. Дзантиева по искусству

  • Художник А.В. Джанаев. - Л: Худ. РСФСР, 1969.
  • О творчестве народного художника Тлатова С.Ф. - Архив СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. ф. ис-во, оп.I.
  • Образ В.И. Ленина в искусстве народов Северного Кавказа. 1985 – 1986 гг. - СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. ф. иск-во, оп. I, д. 181.
  • Художники Осетии. Буклеты. – Ордж., 1970.
  •  С. Едзиев. – Л: Худ. РСФСР, 1979.
  • Изобразительное искусство Северной Осетии. – Ордж., 1963.
  • Выставка произведений Н. Баллаевой и А. Пономаря. Каталог. – Ордж., 1980.
  • Творчество скульпторов Дзантиевых. //Вопросы осетинского искусства. СОНИИ т. ХХХVIII. Ордж., 1981. – С.101-118.
  • Ч.У. Дзанагов –Каталог выставки. Вступит. ст. – Ордж., 1981.
  • Научно - библиографический справочник. - Ордж., 1982.
  • Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988.
  •  Недопетая песня (о художнике Хетагурове К.А.) //Дружба народов. - 1989. - № 6.
  • Декоративно – прикладное искусство Осетии. (К очеркам истории искусства Северной Осетии). Рукопись, 1988 /Библиотека СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А.
  •  Коста Хетагуров. Набор репродукций. Сост. и автор статьи. – Вл-з: Ир, 2000.
  • Юрий Дзантиев. Альбом репродукций. Автор проекта, эссе, сост. – Вл-з, 2002.
  • Азанбек Дзанаев и Нартский эпос. /Избранное. – Вл - з, 2011. – С. 447

 


[1] Дзантиев А.А. Размышления о выставке//Социалистическая Осетия, 1965, 6 октября. – С. 7; Шаг к вершинам// Социалистическая Осетия, 1966, 26 апреля. – С. 4; Лавры и тернии // Социалистическая Осетия, 1967, 13 декабря. - С. 3; Творчество – это движение. //Соц. Осетия, 1973. 26 апреля. – С. 4»
[2] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых. /Избранное. – Вл-з: Веста, 2011. – С. 422.
[3] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 431
[4] НБА АХ в СПб, ф. 7, оп.7, 789, л. 21. АХ, канцелярия от 15 июля 1927 г. в Северо – Кавказский край Исполнительный комитет./ Плиева М.Г. Автореф. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. – СПб, 2008. –С. 11
[5] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 440
[6]ЦГА РСО-А. Р – 765, оп. – 1, л. 1. Распоряжение СНК СО АССР от 17 марта 1943 г.
[7] Дзантиев А.А. Творчество скульпторов Дзантиевых /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 437 - 438
[8] Дзантиев А.А. Живописец Юрий Дзантиев. /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 443
[9]Плиева М.Г. Становление и развитие осетинского изобразительного искусства 1920 – 1990 гг. Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПб, 2009. – С. 147 - 148
[10]Дзантиев А.А. Непреходящее прошлое. / Всадник. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 90
[11] ЦГА РСО – А ф. 1, оп. 19, д. 877, л. 4. Диплом об окончании в 1965 г. ордена Трудового Красного Знамени института   живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по специальности история и теория изобразительных искусств. Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация искусствовед. (Выписка из личного листка по учету кадров).
[12] Из беседы Леднева А.В. с автором статьи после экзамена. РГПУ им. А.И. Герцена, декабрь 2008г.
[13] Дзантиев А.А. Научно - библиографический справочник. – Ордж., 1982.
[14] Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988.
[15] Дзантиев А.А. С. Едзиев. – Л: Худ. РСФСР, 1979.
[16] Дзантиев А.А. Сосланбек Едзиев. /Избранное. – Вл- з: Веста, 2011. – С. 390
[17] РСО-А. ф 1, оп. 19, д. 877, л. 8. Постановление бюро Северо – Осетинского обкома КПСС об утверждении т. Дзантиева А.А. министром культуры СО АССР от 5января 1990г., протокол 14,п.
[18] Дзантиев А.А. Азанбек Джанаев и Нартский эпос./ / Избранное. - Вл-з: Веста, 2011. – С. 445
[19] Дзантиев А.А. Коста Хетагуров. Автор вступит. Ст. Альбом репродукций. – Вл-з: Ир, 2000
[20] Дзантиев А.А. Деревья в бурю. / Избранное. - Вл-з: Веста, 2011. – с. 175.


Материалы к статье: