Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

31 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Плиева

Маргарита Георгиевна,

кандидат искусствоведения,

член АИС

 

Автор выражает благодарность Либединской Лидии Юрьевне, Капитоновой Надежде Анатольевне и Казанцеву Игорю Анатольевичу.

О портрете Ю.Н. ЛИБЕДИНСКОГО

художника М.С. ТУГАНОВА.

 

«Сколько исхожено дорог, сколько незабываемых встреч и разговоров. Щедрое кавказское гостеприимство, счастлив тот, кто испытал его».

/Ю.Н. Либединский/(1)

«Ты спросишь: зачем слишком рано седела, светлела

Моя голова, что была словно пашня черна?

От светлого счастья, что в сердце беду одолело,

Пресветлою стала она».

/Э. Межелайтис/(2)i

 

В чрезвычайно богатом и многообразном творчестве Заслуженного художника Северо – Осетинской АССР и Народного художника ГССР Махарбека Сафаровича Туганова портреты - самый неисследованный жанр. Предметом нашего внимания является малоизвестный овальный портрет русского, советского писателя, журналиста, педагога, кавалера ордена Трудового Красного Знамени Юрия Николаевича Либединского. Об этом портрете упоминал М. Хаким в книге «Туганов – народный художник» и там же приводилась черно - белая репродукция. Больше о портрете и о его местонахождении никто ничего не знал. И начались поиски: отправленные письма, недели ожиданий, и... долгожданный ответ из Челябинска: «Здравствуйте! Уважаемая Маргарита, по Вашему запросу предлагаю обратиться к исследователю творчества Ю.Н. Либединского - Капитоновой Надежде Анатольевне, известному челябинскому литературоведу, библиотекарю - краеведу, которая на протяжении ряда лет занимается этой темой. Возможно, она поможет Вам в поиске дополнительной информации о писателе».

С уважением, Казанцев Игорь Анатольевич.(3)

Звонок из Осетии был для Надежды Анатольевны полной неожиданностью. Переспросив, она ответила, что видела портрет в московской квартире Либединских, продиктовала свой адрес и попросила написать письмо. Снова недели ожиданий. И, наконец, с разрешения дочери писателя Лидии Юрьевны, Надежда Анатольевна, сообщала ее московский телефон.

Сразу же позвонила в Москву. Теперь уже по электронной почте началась переписка. Привожу письма с незначительными сокращениями, т.к. они сами являются ценнейшими документами.

 

«Здравствуйте, Маргарита Георгиевна!
На днях получила Ваше письмо, простите, что не было возможности сразу ответить. Фотографию постараюсь послать Вам в ближайшее время. На нашем портрете стоит дата 19 июля 1949 год. Остальное все совпадает.

 

Приведу Вам несколько строк из письма моей мамы Л.Б. Либединской  нашей бабушке (Т.В.Толстой) из Дзауджикау  от 5 апреля 49 года: «Почти каждый день ходим к Туганову, он рисует портрет Юры. Тоже замечательный человек, кончал академию художеств в Петербурге вместе с Левитаном и Малявиным. Сейчас ему 80 лет, он совершенно свободно по 2-3 часа не присаживаясь, стоит за мольбертом и работает без очков. Живет он один и все сам для себя делает – готовит, топит печи. Сохранил такую ясность ума, что и молодой позавидует. И помнит все поразительно до мельчайших подробностей. Очень добрый и милый человек».

 

Родителей моих связывала нежная дружба с осетинскими писателями, которые были гостями и в нашем доме. Я лучше всего помню Тотырбека Джатиева и его семью. Мы жили на Реданте летом 1947 года всей семьей, папа тогда собирал и переводил Нартские сказания, но эту поездку я совсем  не помню. Я спрошу у старшей сестры, помнит ли она какие-нибудь разговоры про художников. Потом, в 1956 году нас, четверых внуков,  взяла с собой бабушка на Северный Кавказ - она занималась Лермонтовым и поехала по Лермонтовским местам, но несколько дней  мы прожили во Владикавказе.
Спасибо Вам. Всего доброго! Надеюсь, что письмо  дойдет. Л.Ю.»(5)(
И еще одно важное письмо: «Маргарита Георгиевна, добрый вечер! Пока мы не сделали хорошую фотографию с портрета, посылаю Вам фото из нашего домашнего архива. Л.Б. Либединская с правнучкой Любой, 1997г. Слева написано: «Дорогому Юрию Николаевичу Либединскому от М.Туганова». Всего доброго! Л. Либединская.5

Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII вв. - М.: МА, 2012_5 Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII вв. - М.: МА, 2012_6


 

Либединский Юрий Николаевич – родился в семье врача. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн, корреспондент газеты «Правда» он был одним из создателей и руководителей Революционной Ассоциации Пролетарских Писателей (РАПП). Высокообразованный, полный благородства и обаяния, человек удивительного такта сколько трогательных слов написал он о Д.А. Фурманове, В.В. Маяковском. С. Есенине, Д. Бедном, Л. Н. Сейфуллиной, с которыми был лично знаком?!(6)

Еще до Великой Отечественной войны Либединский впервые приехал на Северный Кавказ, в Кабарду. После войны Юрий Николаевич продолжил изучение истории и эпоса Кавказа и завершил трилогию «Горы и люди». Кавказ «стал второй родиной Юрия Либединского, писатели народов Кавказа – его кровными братьями». Писатель долго жил среди осетин, кабардинцев, дагестанцев, азербайджанцев и других народов Северного Кавказа. Их «жизнь и быт, их песни и сказки стали для него родными. Рядом с романами появились на книжных полках переводы Либединского, составленные им сборники, отредактированные им книги».(7)

Махарбек Сафарович Туганов родился в семье первого и единственного в Осетии ученого - ботаника, получившего образование в Европе, в Бонне. Профессиональное образование Махарбек Сафарович получил в Санкт – Петербургской Академии художеств, в мастерской И.Е. Репина и в Мюнхене, в школе А. Ашбе. Туганов «был человеком большой культуры, широкого круга знаний европейского и русского искусства, истории, этнографии, литературы».(8) Он был среди тех, кто приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию, активно включился в борьбу за новые, социалистические идеалы и более того, добровольно отдал богатства рода Тугановых народу.

В Северную Осетию Юрий Николаевич, уже известный писатель и переводчик приехал в 1947г по приглашению Нартского Комитета, созданного при Совете Министров СОАССР.(9). В Комитет входили известные в Советском Союзе поэты, писатели, художники и среди них В.И. Абаев, С.А. Бритаев, В. Дынник, Ю.Л. Либединский, Н. Тихонов, М.С. Туганов, А.В. Джанаев, А.-Г.З.Хохов, переговоры велись с Орбели. Тогда и состоялось знакомство художника и писателя. В книге с красивым названием «Об уважении к литературе», Юрий Николаевич писал, что «среди людей, которые буквально всю жизнь посвятили благородному делу изучения нартского эпоса, следует вспомнить Народного художника Северо – Осетинской АССР Махарбека Туганова».(10). Сегодня издание Нартских сказаний в переводе Либединского, с иллюстрациями Туганова, под редакцией Н. Тихонова является библиографической редкостью.

Для портрета Ю.Н. Либединского одинаково важными оказались и занятия М.С. Туганова в мастерской И.Е. Репина, и знание западноевропейского искусства. И если у Репина художник научился «умению воспринять и воссоздать облик модели максимально конкретно, но с оценочным акцентом, то старые мастера воспитывали в нем чувство совершенства, точнее его необходимости, воспитывали, то понимание портретной формы, без которого любые психологические и характеристические установки остаются, лишь намерениями, не могут подняться до художественных высот».(11). В.А. Леняшин сказал эти слова о В. Серове, но они в полной мере характеризуют и творчество М. Туганова.

Портрет Ю.Н. Либединского, человека близкого и дорогого Туганову «замечателен не только своим разительным сходством с натурой», но и умением художника «раскрыть в портрете душевный мир изображаемого, его внутреннее психологическое содержание».(12). А «душевный мир» писателя убедительно характеризует как его творчество, так и то «сколько хороших книг своим выходом в свет обязано его отзывам, его хлопотам! Скольких писателей ободряло и окрыляло его дружеское участие!».(13)

Не могу не привести удивительные строки, так емко характеризующие человека, гражданина, писателя Юрия Николаевича Либединского: «Гости с Кавказа – желанные гости в нашем доме. Словно вольный ветер кавказских ущелий проходит по моему кабинету, когда в нем раздается гортанный говор осетин или шелестящая речь кабардинцев. В последние годы, когда болезнь делает для меня все более затруднительными дальние поездки, я с особенной радостью встречаю в Москве своих кавказских друзей. Азербайджан и Армения, Осетия и Кабарда, Адыгея и Дагестан».(14)

Тяжело опустившись в кресло, «патриарх советской литературы» слушает собеседника. Голова наклонена, лицо задумчиво и серьезно. Писатель устал, болезненные тени легли под бровями, в уголках глаз, у крыльев носа. Его массивная, грузная фигура прочно, устойчиво вписана в пространство полотна. Художник придвинул фигуру к краю холста и тем самым создал впечатление приближенности писателя к зрителю.

Туганов создал образ «исполненный эпического спокойствия». Но спокоен ли писатель? Внешне да, ведь Либединский изображен вне действия. Однако несколькими композиционными приемами, художник передал «неуспокоенность» сердца, в которое умещается «шар земной». В развороте фигуры под углом и в глубину холста, в несовпадении линий головы, плеч, спинки кресла, сбившегося галстука и складок тесноватого жилета, раскрывается многогранность, и мощь личности, чувствующей себя сопричастной «всей планетной силе». Сам овал портрета, кажется, слишком узким и с трудом вмещает фигуру писателя.

Художник ничего не смягчил, как во всем облике духовно близкого ему человека, так и в лице: немолодом, болезненном, неправильном и асимметричном, но очень цельном в своей породистости и монументальности.

Портрет написан в сдержанной сине – серой гамме, но при ближайшем рассмотрении оказывается богатым в своей красочности. Темно - синий костюм дан в сложных оттенках от сине – черных в затененных местах до сероватых в местах высветленных. Разнообразен и сложен тон стены - от темно – серых оттенков до золотисто – зеленых и красного пятна обивки кресла. Туганов пишет белую рубашку Либединского синей и серой краской, с добавлением желто – зеленых и красных рефлексов от обивки кресла.

Богата оттенками и цветом трактовка головы. В венце седых волос почти неотделимая от серого фона полотна, она не сливается с ним, отделенная бело - золотистым нимбом. Смуглое лицо, высокий лоб и волевой подбородок «вылеплены» энергично и рельефно. Переходы красных, золотистых тонов создают цветовую мозаику, но при этом лицо не кажется излишне броским. Оно достаточно красочно сильно, чтобы быть ее центром, и вместе с тем хорошо увязано с колоритом картины.

И, как завершающий аккорд – посвящение: «Дорогому Юрию Николаевичу Либединскому от М.Туганова» 19 июля 1949г. и подпись художника.

Юрий Николаевич Либединский и Махарбек Сафарович Туганов - люди разных национальностей, жили в разных концах необъятной Советской страны. Но было нечто объединяющее две легендарные личности: судьба обоих была неотделима от бурной истории века и такой противоречивой судьбы Родины. Оба умели «вдохновенно и страстно откликнуться на то, что переживает народ». И, наконец, оба испытав разочарование и гонения, не «отомстили жизни, а одарили ее».

Так и просятся строки Олжаса Сулейменова из моего далекого детства:

«…Разгадай:

Почему люди тянутся к звездам!

Почему в наших песнях

Герой – это сокол!

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет - Высоким!»(15)

 

Всего один портрет, а скольких достойнейших людей собрал!!!

М.С. Туганов. Портрет писателя Ю.Н. Либединского.

19 июля 1949 г. М., х. 100 Х 80. Собр. Либединских. Москва.

  1. Либединский, Ю.Н. Дорога к счастью/Об уважении к литературе/ – М.: Сов. писатель, 1965. – С. 248
  2. Межелайтис, Э , пер. Слуцкого, Б. Волосы. – М.: Пр., 1963. – С. 65
  3. Письмо И.А. Казанцева автору статьи 08.09.2011 г.
  4. Письмо Л.Ю. Либединской автору статьи 10.10.2011г.
  5. Письмо Л.Ю. Либединской автору статьи 13.10. 2011г.
  6. Либединский Ю.Н. Из цикла «Современники» /Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2 – М.: Худ. Лит., 1980.
  7. Стальский Н. Человек для людей. Вступ. Ст./Либединский Ю.Н. Об уважении к литературе. – М.: Сов писатель, 1965. – С.12 – 13.
  8. Плиева В. Встречи с М. Тугановым /М.С. Туганов. Литературное наследие. – Ордж.: Ир, 1977. – С 215
  9. ЦГА РСО-А. ф. 126, оп. 3, д. 1, л. 64. Трудовое соглашение, составленное между Северо-Осетинским Нартским Комитетом в лице С.А. Бритаева и членом Союза Советских Писателей СССР Ю.Н. Либединским.

10.  Либединский, Ю.Н. Сказания о нартах/Об уважении к литературе/. – М.: Сов. писатель, 1965. – С. 263

11.  Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. – Л.: Худ. РСФСР, 1980. – С.62

12.  Хаким Муса. Махарбек Туганов – Народный художник. – Ордж., 1962. – С. 49.

13.  Стальский Н. Человек для людей. Вступ. Ст./Либединский Ю.Н. Об уважении к литературе. – М.: Сов писатель, 1965. – С. 8

14.  Либединский Ю.Н. Дорога к счастью /Об уважении к литературе/ - М.: Сов. писатель, 1965. – С.248

15.  Сулейменов О.О. Земля, поклонись человеку!. – М.: Пр., 1961. – С. 69