Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

МАХАРБЕК САФАРОВИЧ ТУГАНОВ

(осетинский художник рубежа XIX-XX вв.)

 

«Быть художником – это значит не заниматься расчетами, а расти, подобно дереву, которое не подгоняет движение своих соков, но доверчиво противостоит буйным весенним ветрам, не боясь, что лето не наступит».

/Райнер Мария Рильке /[1]

«Помните, что наша профессия – искусство – самый интернациональный язык на земле. Не забывайте, что вы должны положить начало первой песне о будущей свободе, о взаимной любви и дружбе свободных народов»

/И.Е. Репин/[2]

Творчество Народного художника Северной Осетии и Заслуженного деятеля искусств Грузинской СССР Махарбека Сафаровича Туганова является в Республике – Северная Осетия – Алания наиболее популярным и, что удивительно, наименее изученным. До сих пор осталось много неисследованного, недосказанного, а опубликованные материалы и воспоминания об этой неординарной личности пестрят неточностями и противоречиями в датах, фамилиях и фактах.

М.С. Туганов родился по одним источникам в 1879 г., по другим в 1881г., а на могильной плите обозначена дата 1870 г. в селе Дур - Дур, Магометанского прихода, Владикавказского округа, Терской области. Его отец – Сафар Аслангиреевич – первый осетинский ученый - ботаник, «прошел университетский курс в Бонне по сельскохозяйственному отделению факультета естественных наук. Мать - Асиат Гацыровна - дочь осетинского просветителя Г. Шанаева - девушка образованная, воспитанница частного пансиона».[3] Его двоюродный дед А. Туганов – кадровый военный, который «поступив в царскую армию рядовым, дослужился до генерал – майора. Выйдя в отставку, возвратился в родовое селение. Построил дом типичный для русской помещичьей усадьбы и поселился в нем с братом – Аслангиреем Тугановым – дедом будущего художника. Генерал был  редким знатоком и страстным любителем старинного оружия. Дом его представлял подлинный музей»[4].

Как выходца из привилегированного сословия, восьмилетнего Махарбека определили в частный пансион, а через два года он поступил в реальное училище во Владикавказе, которое окончил в 1899 г.

В 1900 г. «Махарбек по настоянию родителей едет в Петербург держать экзамен в Горный институт. В поезде он знакомится с М.И. Тоидзе, который с 1896 г учился в академии у Репина».[5] В Горный институт он не поступил, но был принят в подготовительную школу Я.С. Гольблата. Через год, в 1901г. успешно сдав  вступительные экзамены, «Тугановъ Махарбекъ Сафаръ – Алиевъ стал студентом Академии художеств»[6]. С этого времени искусство Туганова развивалось в тесном взаимодействии с русской культурой, питаясь из ее источника и, в свою очередь, обогащая его. Уже в зрелом возрасте Махарбек Сафарович с благодарностью писал «Воспоминания о великом, гениальнейшем русском художнике Илье Ефимовиче Репине. Это воспоминания ученика академии о великом учителе и педагоге. Воспоминания мои относятся к периоду с 1901 по 1905 год моего студенчества в Академии художеств».[7] На этих датах необходимо остановиться, т.к. помимо уже приведенных фактов, следует добавить еще: «Я ходил к Махарбеку на дом, где он мне делал постановки, и я с большой любовью выполнял все его задания. Махарбек тогда учился на последних курсах Академии».[8] Д.А. Гиреев тоже приводит дату 1901 – 1905гг. В то время как А.А. Дзантиев приводит другую дату, а именно 1901-1903гг.[9]

И.Е. Репин «как передовой художник был глубоко интернационален». М.С. Туганов вспоминал, как «однажды после бурного заседания совета в коридорах Академии раздался крик: «Репин зовет всех к себе в мастерскую!» Все ринулись туда, и вскоре мастерская художника была переполнена студентами, желавшими послушать, что скажет Репин. Мы, несколько человек, застали Репина в самом разгаре его выступления. Он грозно спрашивал:

-Что вам здесь нужно? Для чего вы сюда собрались?

-Вы же нас звали, Илья Ефимович - робко отвечали мы.

Да нет! Я не о том... Что вам здесь нужно в этом сыром, гнилом и темном Петербурге? Ну вот, например, вам здесь, что нужно, зачем вы сюда приехали? – обратился он к чернобровому южанину. Это был грузин Тоидзе.

-Я приехал учиться в Академию, - последовал ответ. – Учиться у Вас…

- Учиться?  Чему здесь учиться? Бросили свой юг, южное солнце, этот прелестный Кавказ, чудную природу. У кого учиться? У меня учиться? Я сам всю жизнь учусь у жизни, у природы. Уезжайте обратно к себе... Там солнце, чудесная природа, а здесь чему вы можете научиться... Учитесь там, где солнце, у себя на родине, там ваша подлинная академия».[10]

Его ученики разных лет и разных национальностей писали в своих воспоминаниях о том, что «Илья Ефимович много давал как учитель (это идет вразрез с отрицательными отзывами о Репине как о преподавателе). Самое ценное – была возможность видеть самого И.Е. Репина за работой, знакомиться, так сказать, на корню с процессом его рисования».[11] «Он был титаном как художник и глубоко человечным как человек. Слава не сделала его мельче...».[12] Традиции репинской школы  легли в основу творчества молодого осетинского художника.

И.Е. Репин высоко ценил методику преподавания, разработанную А.Г. Ашбе и в Академии художеств, рекомендовал его своим ученикам. Высоко ценил педагогические достижения мюнхенского коллеги и П.П. Чистяков. В. Серов, будучи уже европейски признанным мастером, сокрушался о том, что ему не хватает школы Ашбе, который «считался по праву одним из наиболее известных и признанных педагогов рубежа XIX-XX столетий. Его имя вошло в историю художественной культуры таких стран, как Россия, Австрия, Германия, Польша, Сербия, Хорватия, Чехия. Этот педагог через своих учеников оказал существенное влияние на развитие и формирование различных национальных художественных школ».[13] Важной особенностью методики А.Г. Ашбе было стремление «сохранить индивидуальность ученика»[14], не навязывая ему какой-либо определенной манеры.

Не завершив обучения в Академии художеств, М.С. Туганов уехал в Мюнхен, где находился по одним источникам в период 1903 – 1905гг.,[15] по другим - 1905 – 1907гг.[16] Мюнхен рубежа веков переживал «Золотой век», превратившись в крупный культурный и научный центр, в один из европейских центров авангардизма и колыбель немецкого модерна. С начала XIX в. сюда стремились поэты, художники, ученые, среди которых было немало и наших соотечественников. «До нас в Мюнхен приехал Грабарь, затем Кардовский, потом Махарбек, а за ним я. Занимались мы – Кардовский, Махарбек и я – в студии Ашбе»[17], - вспоминал Народный художник Армении Акоп Каджаян. Здесь неточность, т.к. Д.Н. Кардовский уехал из Мюнхена вместе с И. Грабарем в 1900г. Мюнхенский период в жизни и творчестве М.С. Туганова является не изученным.

После возвращения в Осетию Туганов вел «огромную работу по утверждению традиций профессионального художественного образования в дореволюционные годы. И если сегодня мы можем говорить о таком количестве осетинских художников, в этом немалая заслуга Туганова».[18] В 1907 г. во Владикавказе по его инициативе и  при непосредственном участии была открыта художественная студия, которая просуществовала «лет пять, занятия в ней вели Туганов, Вопилов, архитекторы Рябикин, Дескубес, преподаватель кадетского корпуса художник Праотцев».[19] Он был инициатором в организации выставок местных художников, а в 1911 г. был избран в члены Правления книжного издательства «ИР».[20]

Важной была его работа по  изучению древней материальной культуры и эпоса, этнографического материала и народного творчества Осетии. Собранные им материалы не  потеряли научного интереса до сих пор. Одновременно с исследованием сказаний, он создал серию иллюстраций к «Нартским сказаниям», о которых писатель Икскуль воскликнул: «Вот тут я вижу дух осетинского народа, то, чего не передашь словами!».[21] В 1914 году для издания альбома часть рисунков художник отправил в Вену. Началась Первая мировая война и, к сожалению,  работы пропали.

После Великой Октябрьской Социалистической революции тема революционного патриотизма стала одной из приоритетных в советском  изобразительном искусстве. Родоначальниками осетинской советской живописи были люди, чей творческий путь определился еще до 1917 года. Уже зрелый художник М.С.Туганов активно включился в борьбу за новые, социалистические идеалы. Его живопись этого времени «во многом имела точки соприкосновения с плакатом: из плаката в нее проникали и агитационный пафос, и героическая патетика, и мотивы гневной сатиры, и прием гротеска»[22].

В 1920 г. М.С. Туганов был назначен заведующим художественно – агитационным отделом ТерКав РОСТА. Круг знакомств и литературных связей молодого художника был широк. В редакции газеты «Коммунист», журналах «Творчество», «Горский вестник» «постоянно были Хаджи - Мурат Мугуев, К. Гатуев, А. Гулуев, К. Бутаев, в концертах, театральных постановках и дискуссиях  участвовали А. Серафимович, М. Булгаков».[23]

М.С. Туганов стоял у истоков осетинской книжной графики. Он рисовал плакаты в гротескном стиле силуэтных рисунков В.В. Маяковского и М.М. Черемных, иллюстрировал произведения осетинских писателей, сказки, басни.  Участвовал в оформлении учебников на осетинском и ингушском языке. Многоплановость графических работ  художника, «ярко выраженный национальный колорит и динамичность образов особенности ярко проявились в иллюстрациях «Осетинских  нартских сказаний»[24] в переводе Ю.Н. Либединского и  собрании сочинений К.Л. Хетагурова.[25]

В 1926-1930гг. М.С. Туганов преподавал рисунок  и руководил художественным кружком в Педагогическом техникуме города Орджоникидзе. На протяжении всей жизни вел активную исследовательскую работу.

Пожалуй, М.С. Туганов был самым осетинским из всех осетинских художников. Но он был – и в этом его сила – интернационалистом. Об этом свидетельствует публицистика М.Туганова: «Кустарное дело в Московской губернии», «Сыны Дагестана. Петровск. Дербент», «Пробуждение казачества», «Казак и горец». В статье «Искусство горцев в прошлом и настоящем» он исследовал дагестанский, кабардинский, осетинский, чечено – ингушский художественные стили, а также архитектурное искусство горцев. В 1924-1925 гг. М.С. Туганов «работал в ряде городов Средней Азии, а затем в Баку. За это время он собрал материал об истории искусств тюркских народов, о развитии современного искусство Азербайджана и художественного образования в республике. В результате появился цикл статей «Искусство Азербайджана и Средней Азии» о своеобразии народного творчества этих республик". [26] Еще в Петербурге, в годы учебы в Академии художеств, Махарбек подружился с дагестанцами – студентами особенно с Махачем Дахадаевым, чьим именем позже была названа столица Дагестана - Махачкала.[27]

В 1930г. – М. Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал художественную и национальную картинную галерею при Музее краеведения, являлся главным художником Юго - Осетинского государственного драматического театра, преподавал.

Не менее значительной была его работа по собиранию экспонатов для осетинского Национального художественного музея Северной Осетии задолго до его официального открытия в 1939г. Работая в архиве Государственного Русского музея, мне посчастливилось познакомиться с ценными документами до сих пор еще неопубликованными. 25 февраля 1935г. отделом графики ГРМ «представителю Осетинского музея т. Туганову М.» [28] были переданы рисунки Бенуа, Гагарина, Горшельта, Бойкова, альбом «Кавказ», гравюры и литографии. Всего 76 наименований. Материалы были благополучно доставлены и в будущем украсили вновь открывшуюся картинную галерею, а впоследствии Республиканский художественный музей СОАССР.

Победившая партия «разрушив до основания старый мир», бросила клич строить «новый мир». В числе других мероприятий активно вырабатывался план организации художественной жизни СССР, что позволило в 1939г. «в целях развития творческой работы художников, скульпторов, резчиков республики» организовать Союз Художников СОАССР. В его состав вошли: И.У. Дзантиев - председатель, А.У. Дзантиев, В.В. Лермонтов, Н.Е. Кочетов, Панков А.Ф., М.С. Туганов, Г.С. Труфанов, А.З. Хохов».[29]

На протяжении всей творческой жизни М.С. Туганов был активным участником художественных выставок: в 1923г. М.С. Туганову и С. Тавасиеву было поручено формирование сельскохозяйственной выставки во Владикавказе. В художественно - промышленном отделе выставки были «представлены образцы народного прикладного искусства, вплоть до осетинской народной детской игрушки». В 1936г. в Орджоникидзе открылась «Выставка произведений художников Осетии», которая «наглядно показывает, какие значительные ценности уже созданы художниками и скульпторами Осетии», а также «Первая Северо - Кавказская краевая выставка изобразительного искусства». В советский период Ю-ОАО входила в состав ГССР. В 1947 и 1949 гг. в Государственной картинной галерее Грузии прошли выставки «грузинского изобразительного искусства, в которых принял участие М.С. Туганов. Значимым событием в творческой жизни художника стала «Третья выставка книги и графики Гослитиздата», на которой он представлял Осетию.[30]

Последние годы жизни художник жил в Северной Осетии и после смерти (1952) был похоронен в Некрополе Осетинской церкви во Владикавказе, возведенной по личному распоряжению Екатерины II.

М.С. Туганов принадлежит к тем мастерам искусства, которые «росли, противостоя буйным весенним ветрам, не боясь, что лето не наступит».


[1]periscope.ru/prs98_4/retro/rilke.htm © Copyright

[2]Тоидзе М.И. Воспоминание о И.Е. Репине /Новое о Репине. Статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации. Ред.-сост. И.А. Бродский и др. – Л.: Худ. РСФСР, 1969. - С. 206.

[3]Гиреев Д.А. Вступительная статья / Литературное  наследие.  -  Ордж.,  1977.  - С. 7.

[4] Хаким М. Махарбек Туганов – народный художник Осетии. – Ордж., 1967. - С. 15

[5] Там же. – С 18

[6] РГИА в СПб. ф.789 (1893-1903 гг.), оп 12, л. 131. Список студентов, поступивших в АХ в 1901г.

[7]Туганов М.С. Мои воспоминания о Репине /Литературное  наследие.  -  Ордж.,  1977.  - С. 107.

[8] Каджоян Акоп К. Воспоминания/М.С. Туганов. Литературное наследие. – Ордж.:Ир, 1977. – С.211

[9]Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988. – С. 189.

[10]М.С. Туганов Воспоминания о И. Е. Репине /Новое о Репине. Статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации. Ред.- сост. И.А. Бродский и др. –Л.:Худ.РСФСР, 1969. – С. 208-209

[11]Воинов В.В. Отрывки из дневника. Там же. – С. 336

[12]Людекен А. Воспоминания о И. Е. Репине Там же. – С.312

[13]Кудреватый М.Г. Педагогический метод Ашбе и его актуальность в современном художественном образовании. /Вопросы художественного образования. Сб. науч. тр. СПб гос. академ. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Сост. Е.М. Елизарова. – СПб, 2006. – С. 54.

[14] Молева Н, Белютин Э. Школа Антона Ашбе. – М., 1958.

[15]Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988. – С. 189

[16]Гиреев Д.А. Вступительная статья / Литературное  наследие.  -  Ордж.,  1977.  - С. 7.

[17]Каджоян Акоп К. Воспоминания / М.С. Туганов. Литературное наследие. – Ордж.:Ир, 1977. – С.212

[18]ЦГА РСО-А, ф.795, оп.1, д.1., л. 13. Выписка из стенографического отчета обсуждение выставки произведений художников Северной Осетии, от 20 сентября 1956г. в Тбилиси.

[19]Каджоян Арам. Воспоминания / М.С. Туганов. Литературное наследие. – Ордж.:Ир, 1977. – С.215

[20]Отчет Правления Владикавказского Осетинского издательского Общества "ИР" за 1912 год. – Вл-з: Электро-Типография А.Г. Габисова, 1913. ф.19, оп. 1, д. 247а, л.137-137об.

[21] Хаким М. Махарбек Туганов – народный художник Осетии. – Ордж., 1967. - С. 23.

[22] Червонная С.М. СО АССР /Живопись автономных республик РСФСР 1917 – 1977. – М., 1978. - С. - 180.

[23]Гиреев Д.А. Вступительная статья / Литературное  наследие.  -  Ордж.,  1977.  - С. 7.

[24] Нартские сказания. Под. ред. Н. Тихонова  – М.: Худ. Лит., 1943.

[25] Хетагуров К.Л. Соч. в 3-х тт. – Дзауджикау, 1951

[26]Туганов М.С.  Литературное  наследие.  -  Ордж.,  1977.  - С. 232

[27] СОИГСИ ф. искусство, оп.1, д. 93, п. 1, л. 36. Белов Б. С. М.С. Туганов.

[28]Плиева М.Г. «Становление и развитие изобразительного искусства РСО-А 1920-1990 гг. Автореферат. - СПб, 2008. – С. 11

[29]ЦГА РСО-А, ф.629, оп.2, д.9., л.17. Постановление СНК Северо - Осетинской АССР «Об организации Союза Советских художников СО АССР». Стенограмма заседания СНК СО АССР от 7 апр. 1939г.

[30]Плиева М.Г. «Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северная Осетия-Алания 1920-1990 гг.», диссертация на соиск. уч. ст. канд. иск., рукопись. - СПб, 2008. – С.37, 39-40, 77-78


 

М.С.Туганов.Студент Академии художеств. Санкт-Петербург, 1902 г.  Прикованный Прометей. ок. 1909г.  М.С. Туганов.Ил. к Сказаниям о нартах. Курдалагон - небесный кузнец, б.тон.,акв., бел. 100х70  М.С. Туганов. Чаба Гоконаева.1929. 
М.С. Туганов. Пир нартов, 1948-1952. 300х500.     М.С. Туганов. Нарт Суасса убивает Маликов.б. тон., акв., бел.100х80      М.С. Туганов. Ил. к Сказаниям о нартах. Батраз в борьбе с небом. б. тушь, гуашь.72х50.