Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.
Москва
19 апреля 2011

 

Научно-практическая конференция
«Частное собирательство на современном этапе: продолжение традиций
XVIII – XX вв.  и  новации XXI в.

18 — 22 апреля 2011 г.»

 

А.Ю. Самойлов
ТЕЗИСЫ  «АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЭКСПЕРТИЗЫ»



1.  ЭКСПЕРТИЗА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, которое заключает в себе основные слагаемые:

  • квалифицированное исследование сложного проблемного вопроса, которое требует специальных знаний и навыков
  • проводится специалистом, который обладает такими знаниями и навыками,
  • в результате которого будет получено квалифицированное заключение,
  • которое будет оформлено  квалифицированным документом


2.  ЭКСПЕРТИЗА  КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  • многоуровневое, поэтапное научное ИССЛЕДОВАНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
  • отмеченное особыми специфическими чертами (этика, относительность выводов),
  • осуществляемое на стыке различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания,
  • комплексом методов


Результат ИССЛЕДОВАНИЯ  —  обоснованный и аргументированный ОТВЕТ на многочисленные вопросы,  которые « a priori» заключает в себе любое художественное произведение и  те, которые  возникают, объективно увеличиваются  и усложняются по мере ЖИЗНИ произведения.

Вопросы  «a priori» ОБЪЕКТ «приоткрывает» внимательному и искушенному исследователю.
Вопросы «прихотливые», благоприобретенные в процессе жизни ОБЪЕКТА, должен «задавать» ОБЪЕКТУ сам внимательный и искушенный исследователь и строить ход его исследования.

3. ВЕКТОРЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ
АУТЕНТИЧНОСТЬ
[греч. Authentikos — подлинный] — в нашем случае, подлинность во времени и границах авторской живописи
АТРИБУЦИЯ
[лат. Attributio — приписывание] —  установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а т.ж. определение времени его создания
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
[лат. Identificо — отождествляю] — признание тождественности, отождествление объектов, опознание

Эти понятия  —  АУТЕНТИЧНОСТЬ, АТРИБУЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ — имеют «сопряженный» смысл, называют задачи исследования, характеризуют процесс исследования.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
[лат. Interpretatio — посредничество]  — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо

ДОСТОВЕРНОСТЬ  ИНТЕРПРЕТАЦИИ  и  ФАКТОР  ЭКСПЕРТНОГО  РИСКА
Достоверность атрибуции во многом зависит от «неизмененности» авторской живописи.
«Неизмененность»  авторской живописи определяют:

  • сохранность
  • объем и качество реставрационного вмешательства
  • Задачи первоочередные:
  • распознавание подделок = фальшивок
  • распознавание «экспозиционной» РЕСТАВРАЦИИ = РЕКОНСТРУКЦИИ


Полноценное исследование практически  всегда объединяет решение задач АУТЕНТИЧНОСТИ  и  АТРИБУЦИИ.

КОМПЛЕКСНОСТЬ  — «императивная норма»  исследования любого мало-мальски сложного произведения. ЭКСПЕРТ — основной СУБЪЕКТ процесса ИССЛЕДОВАНИЯ.
Комплексное исследование включает в себя:

  • «реставрационное» — состояние сохранности и реставрационные вмешательства
  • искусствоведческое  —  изобразительность                
  • технологическое — материальная структура        


ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ исследование дополняет, а иногда и предваряет искусствоведческое

4. ОБЩИЕ  ПРОБЛЕМЫ  ЭКСПЕРТИЗЫ  сегодня и ближайшего бдущего
ПЛОЩАДКА —  АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК  и  его ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ФОРМЫ  и  ГРАНИЦЫ  
Специфичность антиквариата:

  • происхождение
  • аутентичность
  • ценность художественная и культурно-историческая
  • «уникальность невосполнимости»


До 1990 легально существовала только государственная торговля антиквариатом через антикварные магазины-салоны  при МК СССР в системе ВХПО им. Е. Вучетича; конец 1980-х — первые антикварные аукционы в Салоне-магазине № 1 в Москве.
В 1990 — «разрешение» на легальный антикварный рынок в СССР  —  распоряжение Совмина СССР № 1119.
Однако до сегодняшнего дня антикварный рынок России не имеет ясных законодательных  «правил игры».  «Правила антикварной торговли»  пишутся с 1991;  последний вариант — 2008 год.
В 2000 — отмена лицензий на торговлю антиквариатом; порядок лицензирования  давал видимость гарантии, что в антикварных магазинах не будет продаваться краденное.

«Справка о возможной ответственности антикваров в случае приобретения предметов криминального происхождения» опубликована в 2006 в Каталоге «Внимание, розыск !».

В проекте документа «ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ ПРЕДМЕТАМИ АНТИКВАРИАТА»  (2008)
даны определения:

  • Предмет антиквариата — « … культурные ценности, созданные более ста лет назад, а также другие предметы, в силу времени своего создания, редкости или уникальности, принадлежности в прошлом известным личностям, являющиеся предметами собирательства и коллекционирования».
  • Комиссионер (организация или частное лицо) — « … принимающие предметы антиквариата на комиссию, и реализующие эти предметы по договору розничной купли-продажи»
  • Комитент — « … гражданин, сдающий предметы антиквариата на комиссию на основе договора с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение»
  • Покупатель — «гражданин, имеющий намерение приобрести, либо приобретающий или использующий предметы антиквариата исключительно для личных целей и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»


Но нет  определений:

  • «Антикварный рынок»
  • «Эксперт по культурным ценностям» — один  из важнейших СУБЪЕКТОВ антикварного рынка.  «ЭКСПЕРТ создает и уничтожает художественнные  ценности». М. Фридлендер
  • «Экспертная тайна» — как разновидность «коммерческой тайны».  Основные термины и понятия этой «темы» называет «Закон РФ «О коммерческой тайне» (2004)


Объективно существующая «проблемная деликатность» отношений

  • эксперт и дилер
  • эксперт и владелец
  • эксперт и покупатель

не имеет сегодня законодательных очертаний.  «Правила антикварной торговли» существуют лишь в проекте и работа над  ними приостановлена.

ИСПОЛНЕНИЕ  ЭКСПЕРТИЗЫ на коммерческой основе
Исполнители:

  •  федеральные государственные организации (ФГУ) — ГТГ, ГИМ, ГРМ, ГосНИИР, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
  • Экспертиза в МУЗЕЯХ проводилась  как бы  «от имени» организации, когда
  • «имя организации» — главная ценность экспертного заключения.
  • Однако статус МУЗЕЯ не  предполагает подобного вида деятельности.
  • Тогда как экспертиза как профильная деятельность записана в Уставе  ГосНИИР и
  • ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря     
  • частные учреждения культуры (ЧУК) — АРТ Консалтинг, НИНЭ им. П.М. Третьякова  при ГТГ
  • индивидуальная практика  как бы  независимых экспертов


ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей древнерусского искусства им. А. Рублева экспертизу для частных лиц не проводил.

С 2007 — 2008  некоторым музеям было запрещено проводить экспертизу для частных лиц:

  • ГИМ —  по причине отсутствия «поддержки» искусствоведческой экспертизы технологическими исследованиями
  • ГТГ —  по причине многочисленных экспертных ошибок — практически 50%
  • По рекомендательному письму МК РФ экспертиза для частных лиц приостановлена :
  • ВХНРЦ — с 27 января 2011, но в марте  возобновлена         
  • Гос НИИР — с 21 марта 2011  


Можно предположить возможные последствия «запретительного» развития ситуации:

  • изменение Устава и прекращение исполнения экспертизы как уставной профильной деятельности в государственных научно-исследовательских и реставрационных организациях, т.е. разрушение сложившейся системы проведения экспертизы
  • организацию коммерческих предприятий, вероятно,  с привлечением сторонних исполнителей — некомпетентных, без опыта практической экспертизы, без навыков элементарных технологических исследований
  • потеря действующих научных коллективов и разрушение системы подготовки кадров
  • распыление и утрату накопленных архивов документации


АЛГОРИТМ  ЭКСПЕРТНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ   и   ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  ЭКСПЕРТИЗЫ.  «ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе» ГосНИИР
Комплексное исследование  — структурное, поэтапное и одновременное:

  • материальной структуры
  • изобразительной структуры


Алгоритм:

  • первичный визуальный осмотр
  • микроскоп — исследование красочного слоя,  подписи, документальных свидетельств — на аутентичность, структуру, сохранность, реставционные вмешательства
  • технологическая экспертиза — необходимость, варианты, методы
  • научная литература
  • интерпретация
  • формулировка результатов интерпретации в виде заключения
  • подпись — наступление юридической ответственности


Положение ГосНИИР «Правила проведения экспертизы произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в ФГУ НИ  учреждении «ГосНИИР»  во второй редакции  утверждено приказом директора ГосНИИР от 23 марта 2010.
Состоит из 6 разделов — порядок проведения экспертизы, порядок заключения договоров и оплата работ, расценки.
«1.2. Экспертиза является одним из направлений НИ деятельности Института, определенной уставом ГосНИИР»
« …  выражает мнение специалистов, основанное исключительно на их знаниях и результатах исследования»
« 1.3. … проводится сотрудниками … сектора и … других подразделений Института ...»
«1.4.  … проводится на основании

  • определений, постановлений, решений суда, следственных органов
  • договоров с физическими и юридическими лицами ...»
  • «2.1.  Задачами являются
  • время (аутентичность)
  • подтверждение или выявление авторства
  • степень сохранности и реставрационное вмешательство
  • художественная, историко-культурная и научная ценность»

Отдельно подчеркивается — определение вероятной стоимости экспертируемого произведения не есть предмет экспертизы.

ДОКУМЕНТАЦИЯ
Проблемные вопросы:
- на чем выдается заключение — бланк организации или оригинальный бланк
- наполнение — набор  нормативных характеристик
Опыт Института Гетти  —  проект единого документа  —  УДОСТОВЕРЕНИЕ
ПРЕДМЕТА ИСКУССТВА (1997).
Проект «Object ID» предполагал использовать 9 нормативных обязательных
характеристик для описания любого ОБЪЕКТА.
На основе этого документа предполагалось   создать единый Всемирный Банк      
Предметов Искусства.     
- адресность — фиксирование заявителя экспертизы
- система регистрации и защиты от подделок экспертных заключений. Подделки экспертных  заключений в Интернете.  

ПРАВОВОЙ  СТАТУС = ПРАВОПОЛОЖЕНИЕ  ЭКСПЕРТА
Правовой статус эксперта— установленное нормами права совокупности его прав и обязанностей.
Реалии экспертной практики  объективно включают ЭКСПЕРТА в правовые отношения  с  ОБЪЕКТОМ (культурными ценностями), ПОКУПАТЕЛЕМ и ПРОДАВЦОМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, с корпораций ЭКСПЕРТОВ  и т.д.

Сегодня установление административно-правового статуса эксперта понимается и реализуется как аттестация квалификации.
Формы правоустановления статуса:
- «государственная» — аттестация экспертов при Росохранкультуре МК РФ.
Удостоверение  эксперта по культурным ценностям —  почти «паспорт» — на право
производства экспертиз культурных ценностей.
- «корпоративная» —  аккредитация экспертов при «Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров» (МКААД. 2004) в соотверствии с «Положением об аккредитации экспертов при МКААД», принятого Правлением МКААД  20  июля 2007. Самоорганизация сообщества экспертов с выдачей соответствующего удостоверения.

АККРЕДИТАЦИЯ и ЛИЦЕНЗИЯ — различные формы установления правоположения ЭКСПЕРТА.
АККРЕДИТАЦИЯ —  способ «подтвердить свое уполномочение и поручиться, что действия уполномоченного не будут выходить из назначенного круга» (Брокгауз)
ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение (документ) на проведение какой-либо деятельности от государства.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Процесс выдачи специального разрешения — ЛИЦЕНЗИИ.
Экспертная практика объективно движется в направлении ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ.

ЭТИЧЕСКИЙ  КОДЕКС
Этические аспекты профессиональных взаимоотношений в области экспертизы культурных ценностей желательно «назвать» неким законодательным актом — КРЕДО
ЭКСПЕРТА — как «Символ веры».
Аналогичные по смыслу документы существуют в смежных областях, связанных с бытованием культурных ценностей:

  • «Венецианская хартия», 1964 — ICOMOS  («Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест»)
  • «Этический кодекс», 1986— ICOM («Международный совет музеев»)
  • «Этический кодекс VeRes», 1992 —  «Голландская ассоциация профессиональных реставраторов»
  • «Международный этический кодекс торговцев культурными ценностями», 2002 (8 статей)
  • «Кодекс профессиональной этики антикваров и арт-дилеров», 2004 (12 статей) — МКААД
  • «Рекомендации добропорядочному покупателю»


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ
Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» 1992 с поправками 1999, 2000, 2001.

Государство полномочиями органов культуры  — с обязательным участием экспертов ! — должно  проводить  рациональную культурную политику:

  • избегать и не санкционировать фискальные действия — но в крайнем  случае их твердо проводить !
  • искать «гуманитарный смысл»  в любой сомнительной правовой ситуации, облекая приоритет «гуманитарного смысла» в форму практических действий


КОНКУРЕНЦИЯ  и  СОТРУДНИЧЕСТВО
Считается, что конкуренция приведет к повышению качества и снижению стоимости экспертных услуг, однако, это не подтверждается реалиями практики.
КОНКУРЕНЦИЯ — непрозрачность локальных экспертных сообществ,  «замкнутость в себе».
КОНСОЛИДАЦИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВО в профессиональной деятельности, на наш взгляд, предпочтительнее — это идеал.
Сотрудничество должно стимулировать рост профессионализма.

СТОИМОСТЬ  и   КАЧЕСТВО  ЭКСПЕРТНЫХ  УСЛУГ
Вопрос, в значительной мере связанный с темой  «КОНКУРЕНЦИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВО»

ОТКРЫТОСТЬ  ЭКСПЕРТНОГО  ЭКСКЛЮЗИВА
«Этический кодекс» VeRes (Голландская ассоциация профессиональных реставраторов), 1992  о  профессиональных отношениях и профессиональном сотрудничестве — положение Кодекса, обязывающее  делиться  новыми достижениями в технологиях и практике.

КАДРЫ
Сложности «воспроизводства»:

  • ограниченность возможности наработки практического опыта
  • специфичность процесса подготовки экспертов  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА

  • кадры
  • подготовка специалистов
  • методологические разработки
  • материальная база
  • архив


5.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРТ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
- «специализация узкая» —  специализация в «узкой»  области в большей мере характерна для практики музейных сотрудников; это владение «узкой» базовой информацией — «книжной» и «фондовой».  Количество специалистов «узкой специализации» стремительно  уменьшается; «качество» — снижается. Сложность попадания в фонды музеев  «посторонним».
- «специализация широкая знаточеская»  —  исследование самого разнообразного материала — по видам искусства, времени, регионам, авторам.
Знатоки — И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, М. Бессонова, В. Тетерятников
- «специализация с навыками технологических исследований».
«Технологические навыки» — умение работать с микроскопом, интерпретировать  результаты исследований в УФ - и ИК-спектрах,  анализировать   рентгенографические изображения и макрофотографию, формулировать задачи   технологического исследования.

КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТА
Отсутствует ясное представление о критериях, «идентифицирующих» специалиста как эксперта.
Желательно, по возможности, их назвать и зафиксировать — в регламенте «Аттестация ...» или «Этическом кодексе»
Критерии:
- формальные («административные»). Формальные критерии полноценно (даже чрезмерно) отражены в служебном регламенте  «Аттестация экспертов по культурным ценностям» Россвязьохранкультуры от 5 октября 2007
- профессиональные (квалификационно-этические)

ПРАВОВОЙ СТАТУС  ИДИВИДУАЛЬНОГО  ЭКСПЕРТА  —  АТТЕСТАЦИЯ, АККРЕДИТАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Правовое обеспечение — регламентация экспертной деятельности  нормативными юридическими документами.
Правовых норм «федерального значения»  в области экспертизы культурных ценностей  сегодня нет — кроме как за дачу ложных показаний в УК РФ.
«Правоположение» ЭКСПЕРТА (индивидуально практикующего —  в первую очередь) по отношению к произведению искусства двойственно. Он выступает как:
- представитель культуры и науки (хотя бы по месту работы) — МУЗЕЙ, реставрационная или НИ организация
-  активный  участник антикварного рынка

«Эксперт — «дилер» собственных знаний и опыта». М. Фридлендер.
Дилемма  эксперта —  служить господу и мамонне

АТТЕСТАЦИЯ  — последнее заседание комиссии по аттестации Росохранкультуры состоялось в 2010.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ индивидуальной деятельности эксперта не производится.

Оформление правового статуса эксперта предполагает:

  • установление прав и обязанностей нормативным  документом,  чего сегодня нет. Возможно, для этого потребуется отдельный документ или возможно ограничиться регламентом «Аттестация ...»,  предусмотрев специальный раздел «Права и обязанности эксперта по культурным ценностям»  
  • удостоверение
  • мониторинг


Оценочная категория — «хороший» - «плохой»  эксперт или группа экспертов — некорректна. Или эксперт, или «не эксперт».
Значимость и ценность эксперта — в востребованности рынком, а не в акте  «административного удостоверения».
Статус:

  • «административно  назначенные» эксперты по приказу МК СССР в Союзе — комиссии в «Новоэкспорте», художественных магазинах-салонах в системе ВХПО им. Е Вучетича:
  • аттестованные эксперты Росохранкультуры в РФ — согласно регламенту «Аттестация экспертов по культурным ценностям» Россвязьохранкультуры от 5 октября 2007
  •  «свободный независимый эксперт» —  распространенный миф.  «Свободный независимый эксперт, по своей сути, не удобен и »  не востребован, поскольку:

— независим административно
— независим  интеллектуально и нравственно — в своих выводах согласуется только со знаниями и совестью.
Эксперты объективно «обременены зависимостью от среды обитания».

КВАЛИФИКАЦИЯ  ЭКСПЕРТА
Квалификация  эксперта — категория, трудно формализуемая и вербально описываемая.
Желательно, если возможно,  обозначить квалификационные критерии.  
Среди наиболее вероятных  формальных  критериев:

  • образование
  • стаж практической экспертизы
  • владение методами технологических исследований
  • публикации
То, что говорит о квалификации, но не формализуется:
  • художественная эрудиция
  • умение «видеть» и интерпретировать увиденное.  «… кто много знает больше всех, тот и видит больше всех. Вместе с тем не следует переоценивать знание. Кто ничего не видит, тому и знание не поможет». М. Фридлендер.
  • интуиция и художественная восприимчивость —  «насмотренность» и «вчувствованность» взгляда
  • оперативность зрительной, фактологической  и источниковедческой памяти
  • практический опыт — не книжный
  • аргументация суждений — две позиции:

— «знаток … должен быть в состоянии охотно сообщить свои аргументы, когдаего спросят». К. Хофстеде де Гроот
— «одаренные специалисты, судящие с внутренней убежденностью, не любят обычно приводить доказательства, они испытывают примерно то же, что и Ницше, сказавший однажды: «Что я бочка, что ли, чтобы носить с собой мои основания ?». М. Фридлендер
-  интонационность суждений

Как «экзаменовать» квалификацию эксперта, если ставить задачи квалификационной оценки по максимуму ?
Какова может быть процедура ?
По документам (экспертным заключениям) удобно, но по результату  малоэффективно — вероятность ошибки в щценки потенциала весьма высока.

ИНТОНАЦИОННОСТЬ СУЖДЕНИЙ и ПУБЛИЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Профессионализм  и  этика —  два критерия оценки публичных высказываний.
ПИАР — через интонационность суждений и публичных высказываний  к  утверждению   имиджа  в  СМИ.  «ЭКСПЕРТНАЯ  ПОПСА» — как тенденция. «Из сякой шельмы сделать перл творения». Н.В. Гоголь

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК И ЭКСПЕРТ
Научный сотрудник музея, причастный к экспертизе, и собственно эксперт — не одно и тоже. Научный сотрудник далеко не всегда эксперт.

НАУЧНЫЙ  ОТРУДНИК, как правило, знает и видит соответствие стилистических характеристик объекта и исследует объект в границах стилистического анализа.
ЭКСПЕРТ  должен видеть и понимать соответствие материальных и стилистических характеристик объекта —  предварительных и результирующих (по итогам исследования), т.е. АУТЕНТИЧНОСТЬ объекта.
Это «видение» и  «понимание»  во многом дает навык элементарных  технологических исследований —  микроскоп,  УФ -, ИК- спектр, интерпретация рентгенограмм.
«Видение» и «понимание» —  безусловные квалификационные категории.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОШИБКИ
Экспертные ошибки в сфере экспертизы культурных ценностей  неизбежны — «в детерминанте» — и объясняются многими факторами.
Они случаются относительно часто и крайне редко объективно оцениваются коллегами и, тем более, объективно и правдиво освещаются в СМИ.

Ошибки:

  • случайные
  • «детерминированные»
  • умышленные — «экспертиза» А. Бредиуса картины «Аллегория веры» Вермеера


Следует признать «право риска» эксперта на возможное совершение экспертной ошибки — разумеется, не умышленной.

Степень риска  возможно уменьшить административными мерами:

  • квалификационная аттестация экспертов как перманентный процесс
  • введение стандартов экспертной  деятельности — регламент процесса, единый экспертный сертификат, нормативная терминология и т.д.
  • утверждение  принципа персональной ответственности вне зависимости от «формы» проведения экспертизы — индивидуальной или «от имени» организации.
  • Ошибки определяются многим профессиональными факторами — объективными и субъективными:
  • сложность ОБЪЕКТА (структура произведения, сохранность, реставрация)
  • количество проведенных экспертиз конкретным экспертом.  Кто много делает, может ошибаться больше, нежели тот, кто делает мало — даже у очень хороших специалистов на определенном этапе «замыливается» глаз, возникает «зрительная усталость», появляется экспертная «самоуверенность»
  • «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ» — от объема, от однообразия материала и т.д. «Утомление восприятия», «самонадеянность, всезнание». М. Фридлендер
  • небрежность
  • диапазон экспертируемых ОБЪЕКТОВ, где сложности возникают на «пограничных территориях».

Без знания «смежной» области  невозможна  достоверная экспертиза  в  «своей».
Пример — «нераспознавание»  изобразительности  западноевропейской и русской живописи при  «перелицовке имен западноевропейских художников в имена русских — «дело  Преображенских». Роль художественной эрудиции                   

  • новизна экспертируемого материала
  • точность и чистота проведения  технологических исследований  и «технологическая» оснащенность при проведении этих исследований
  • объективность интерпретации результатов искусствоведческих и технологических исследований


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На практике сложно решаемая задача — трудно определить какого рода ошибка — умышленная или неумышленная.
Проблема ответственности за неумышленную ошибку — моральная или административная ? В зависимости от тяжести последствий ошибки ?
Если умышленная — ответственность административная или уголовная ?

  • Дело Преображенских о подделке подписей русских художников (2008) — 8 и 9 лет за мошенничество
  • Хаанс ван Меегерен (1947)— 1 год за мошенничество


ЭТИКА

  • профессиональное поведение
  • эксперт и личное собирательство
  • эксперт как личный  консультант и дилер при «владельце коллекции»; «личный эксперт» — как «домашний» стоматолог, парикмахер, юрист
  • формирование  имиджа и самоутверждение через  СМИ

ЭКСПЕРТ «функционирует» в  реалиях нынешнего общества — «товарно-торгового» социума и  карьерно-потребительской  идеологии, где ЭТИКА как нравственная форма общественного сознания, забыта.
«Культура — КОДЕКС  ЗАПРЕТОВ». Ю.М. Лотман.   

Основные аспекты этики профессии — кредо эксперта:

  • ответственность перед профессией
  • личная профессиональная ответственность
  • ответственность перед клиентом
  • ответственность перед произведением, поскольку ему создается РЕПУТАЦИЯ и  «задается» СУДЬБА
  • ответственность перед коллегами


VeRes (Голландская ассоциация профессиональных реставраторов), 1992.
Раздел «Профессиональное поведение», где освещаются общие принципы и этические обязательства музейных работников.

Они определяют:

  • персональное поведение
  • личные интересы
  • личную ответственность по отношению к коллекции
  • уход, содержание коллекций
  • консервацию и реставрацию коллекций
  • документирование коллекций
  • персональную ответственность перед общественностью
  • соответствие профессиональным стандартам
  • конфиденциальность !
  • профессиональную ответственность перед коллегами и профессией
  • профессиональные отношения
  • профессиональное сотрудничество, обязывающее делиться  новыми достижениями в технологиях и практике


ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
«Интеллектуальный нонконформизм».  Независимость личной позиции как проявление волевой составляющей.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.
«…ученая эрудиция стала экономически продуктивной, и существуют знатоки, имеющие от этого немалую выгоду». М. Фридлендер.

Практикуются три основные системы оплаты:

  • «фиксированная» — не предполагает экономического обоснования, но тем не менее принята в коммерческих организациях. Например, исследование одного ОБЪЕКТА вне зависимости от его сложности и художественной ценности — $ 100
  • «калькульрованная» —  варианты выбора алгоритма калькулирования разнообразны и предполагают «на выходе» различные цены и коэффиценты цен;  позиционируется разработчиками как «экономические»
  • «произвольная» —  тоже экономически обоснована. Цена экспертизы умышленно или неумышленно «привязывается» к рыночной стоимости экспертируемого ОБЪЕКТА