Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

СИЯНИЕ КРАСОК АРДЖЕНА


Жаухар Аппаева

Издавна жители Кабардино -Балкарии занимались различными промыслами и ремеслами и довели формы и их декор до совершенства. Материалы для изготовления традиционных изделий всегда находились под рукой. Но для мастеров было важно не просто сделать предмет, нужный в быту, а постараться, чтобы он был красивым. А прежде понять каноны конкретного вида искусства, усвоить его художественный язык, и лишь затем повторить присущие ему приемы. Так из рук народных мастеров выходили чудесные произведения искусства.
К сожалению, сегодня в республике сохранились далеко не все виды традиционного народного искусства. Среди тех, что являются не только достоянием прошлого, но живут и поныне, можно назвать старинный кабардинский вид промысла -плетение ковриков из болотной травы -ардженов. Правда, сегодня не лучшие времена для его развития. И все же интерес к ардженам не угас окончательно. Есть еще мастера, которые продолжают традиции одного из самых древних у кабардинцев (адыгов) видов искусства. Есть небольшой, но все же спрос на изделия подобного рода. Сейчас ассортимент предметов, выполненных в технике плетения из болотной травы, расширился, но по-прежнему центральное место занимают арджены. Это не только циновки, но и дамские и хозяйственные сумки, образцы посуды, салфетки. Древняя же техника сохранилась в неизменном виде.
Арджен у адыгов –вещь многофункциональная: он сопровождал его от рождения до смерти и был одним из главных атрибутов его жизни. Свои первые шаги дети совершали по циновке. Арджен украшал стены жилища, внося в колористическую гамму интерьера светлое, радостное настроение. Их клали на кровать и скамьи, ими покрывали полы. Любое семейное торжество, особенно свадебный обряд были связаны с этими предметами. Их использовали также в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты. Наконец, и в последний путь адыг отправлялся на арджене.
Появление у кабардинцев и адыгейцев искусства плетения циновок не было случайным. Территории, которые они населяли, были покрыты болотной травой –рогозом, так что проблем с сырьем никогда не возникало. Да и сама технология изготовления и станки были достаточно просты, но требовали сосредоточенности и скрупулезности в работе. И конечно же в первую очередь мастерице ( а раньше плетением ардженов занимались женщины) необходим был художественный талант: ведь прежде, чем начать плести арджен, надо было придумать его рисунок и композицию, которые бы тонко подчинялись фактурным возможностям рогоза. Причем умелица должна была создать орнамент в своем воображении, а лишь потом перенести его на изделие.
Соломку для плетения циновок заготавливают из рогоза. Если его высушивают на солнце, он становится золотисто – желтым, в тени – зеленоватых оттенков, предварительно выдержанный в болотной воде, после сушки он приобретает черный цвет. Порой кабардинские мастерицы плели многоцветные арджены, но и умелое использование одноцветного рогоза позволяло создать замечательно эффектные циновки.
Всплеск интереса к ардженам возник в 80-е годы прошлого столетия. Одним из энтузиастов, увлекшихся плетением циновок, стал народный мастер РФ Замудин Гучев. Ему удалось привлечь внимание к угасающему промыслу. Он организовал студию по плетению ардженов при Дворце пионеров в Нальчике. В 1993 году эстафету подхватил республиканский центр эстетического воспитания детей имени Жабаги Казаноко, для которого популяризация этого вида промыслов стала делом чести.
Ежегодно в студию «Арджен» зачисляют около сорока ребят. Правда, не все они проходят полный курс обучения (а это три года), но все же число тех, что дошел «до финиша» доходит до 70%. Первоначально студию возглавляла замечательная мастерица Фатима Хасанбиевна Мазлоева. Восемь лет назад ее сменила ее ученица, выпускница факультета декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарского госуниверситета Агнесса Аниуаровна Бжембахова. Первую программу по обучению технике плетения ардженов составила Ф.Мазлоева, а ее преемница усовершенствовала ее.
Четыре группы ребят занимаются по два часа дважды в неделю, постигая секреты мастерства. Агнесса Аниуаровна терпеливо объясняет своим воспитанникам все тонкости ремесла, рассказывает об истории бытования этого вида искусства. А. Бжембахова не ограничивается лишь практическими занятиями для своих питомцев. Она проводит мастер-классы для своих коллег –руководителей кружков по плетению ардженов, для педагогов дополнительного образования, читает лекции для работников культуры республики. Ее ученики участвуют в городских, республиканских, всероссийских и международных выставках, конкурсах, олимпиадах, фестивалях и обязательно удостаиваются наград.
Техника у ее лучших учеников всегда безупречна, орнаменты отличаются совершенством благодаря прекрасному знанию секретов плетения. В одном из ардженов, изготовленном Сузаной Закураевой, центральное поле с нежной орнаментовкой как бы окутано мягкой дымкой, контуры расплывчаты. Окаймление носит более четкий геометрический характер. Сдержанный золотистый колорит и мягкая фактура плетения способствуют впечатлению спокойствия, умиротворенности. Рогоз сплетается в чудесный орнамент, умело обыгрываются растительные узоры, напоминающие цветы. В арджене Амины Апшевой утонченный, как бы кружевной орнамент, придает изделию легкость, изящество. Благодаря волшебству рук девушки, умеющей подчеркнуть все достоинства материала, арджен получает благородный вид. Милана Мамова тоже блестяще освоила технику плетения циновок, но не всегда строго следует классическому стилю. Тем не менее, ее произведения отличаются подлинно кабардинским духом, простотой и ясностью, эмоциональной одухотворенностью.
Напротив, арджен, вышедший из рук Ислама Мамова, выполнен в более энергичной манере. Четкий, даже жесткий линейный рисунок создает контраст света и тени. Фон погружен в тень, в то время как узор выступает, возвышается над ним. Еще в одной из его циновок рогоз, переплетаясь, образует звездчатые фигуры. В нем нашли выражение суровость и благородная простота, созвучные образу жизни горцев. Абстрактность орнамента ардженов позволяет толковать их содержание многозначно. Вместе с традицией передаются излюбленные народные образы и мотивы, художественные принципы и приемы.
Узорочье ардженов представляет собой простейшие геометрические фигуры. Некоторые из них напоминают крест –символ христианства, отзвук того, что адыги некогда исповедовали христианскую религию. А молитвенный коврик- намазлык -близок по форме михрабной нише, одному из главных элементов мусульманской архитектуры.
Сегодня арджен могут приобрести только состоятельные люди, поскольку эта работа очень трудоемкая и ценится очень дорого. В основном это иностранцы, в первую очередь адыги, проживающие за рубежом. Для них арджены- это память об их исторической родине. Верующие жители республики покупают намазлыки- молельные коврики. Арджены служат отличным подарком. Потому их нередко презентуют почетным гостям республики. Конечно же, это изделия самых талантливых мастеров. Студийцы же делают своими руками небольшие коврики, посуду, обувь, другие декоративные изделия, которые способны украсить интерьер их жилища и придать им неповторимый колорит и своеобразие.


А. Бжембахова ведет мастер- Амина Апшева за работой З. Гучев Арджен На городской выставке Ф.Мазлоева. Намазлык


 

На снимках:
А. Бжембахова ведет мастер-класс
Амина Апшева за работой
На городской выставке
Намазлык
Ф. Мазлоева «Намазлык»
З.Гучев «Арджен»