Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

 

В ПОИСКАХ НОВЫХ ИДЕЙ
Жаухар Аппаева, искусствовед
Г.Нальчик
Путь в искусство у скульптора Станислава Катони был долгим и непростым. Хотя еще в раннем детстве он почувствовал тягу к изобразительному искусству, получить азы знаний было не у кого, поскольку семья жила в небольшом селе Горышковка Винницкой области Украины. Родители (отец-бухгалтер, мать-медсестра) были далеки от увлечений сына, однако  не мешали ему. В школе, что было обычным для сельской местности, уроки рисования вел непрофессионал, так что постигать секреты пластических искусств Слава должен был самостоятельно. Он лепил из глины скульптурки животных, которые поражали не только внешним сходством, но и умением передать их повадки, и раздаривал своим товарищам. Его умение рисовать в школе использовали при оформлении праздников, выпуске школьных стенгазет.
Однажды учитель математики попросил его сделать несколько наглядных пособий с изображением животных и растений для своей дочери –студентки биологического факультета. Слава с головой ушел в работу, которая позволила ему изучать анатомию животных, что пригодилось позже во время работы над анималистической скульптурой.
-Когда учился в четвертом классе, -вспоминает художник, -я вылепил из цветного пластилина Чапаева на коне и подарил своей учительнице начальных классов. Как-то раз, лет через двадцать мы с одноклассником отправились к ней в гости. Я был тронут тем, что она сохранила скульптуру, которая, на мой взгляд, была одной из самых удачных ранних работ.
Учась в школе, Катони не оставлял надежды стать профессиональным художником. По окончании десятилетки поехал в столицу, чтобы поступить в Киевский государственный художественный институт на скульптурный факультет. Случилось так, что он опоздал к вступительным экзаменам, но не стал возвращаться домой, а устроился электриком на крупный железнодорожный узел Вапнярка. Оттуда Станислава призвали в армию. Служил он в Белоруссии, в ракетных войсках. В школе сержантов, куда его направили, судьба свела его с двумя сослуживцами, которые окончили художественное училище. По признанию Катони, он многому научился у них. В дивизии, где служил, числился художником-оформителем. Занимался наглядной агитацией, выполнял настенные росписи в армейских столовых и чайных, декорировал интерьеры офицерских и солдатских клубов. По просьбе начальства выполнял копии картин. Все это помогло заложить основательную базу для дальнейшей учебы.
В 1974 году после окончания срочной службы  и до начала вступительных экзаменов Станислав работал в бюро эстетики на крупном заводе «Ленинская кузня». Он успешно справился с серьезным заказом для авианосца «Киев» -чеканными панно на меди для кубриков. Выполнил также бюст Героя Советского Союза Василия Григорьевича Яковенко для Смоленской области (1976г.). Позже создал еще два варианта бюста Яковенко, которые нашли себе место в музее завода «Ленинская кузня» (1983г.) и в школе, где учился герой войны. Фасад завода украсил горельеф с образом Яковенко (1981г.).
В 1976 году Станислав без труда поступил на скульптурный факультет Киевского художественного института. Он учился под началом прекрасного педагога, выдающегося скульптора, народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Василия Захаровича Бородая.
-Он любил студентов, всегда опекал их, интересовался бытовыми условиями их жизни, -вспоминает Катони. – У него сложилась замечательная методика, позволявшая легко усваивать тонкости и сложности нашего ремесла. Василий Захарович постоянно оказывал поддержку в творческих начинаниях своих питомцев.
Выставочной деятельностью Станислав Иванович начал заниматься еще в годы учебы в вузе. Очень удачной для него стала Всесоюзная выставка «Олимпиада-80», на которой была представлена его композиция «Каратэ» (1980г.) из оргстекла. О ней тепло отозвались на обсуждении выставки. Заинтересовались ею и гости из разных стран. Нашлись на нее и покупатели из ГДР. Это было большой честью для молодого ваятеля.
С.Катони впитал в себя особенности классической украинской культуры, огромную роль в его дальнейшей творческой судьбе сыграли уроки мастерства, полученные им у В.З.Бородая. Особенно ярко это проявилось в одной из ранних серьезных работ Катони -статуе ученого-помолога  Симеренко (1983г.), обладающей мощной внутренней энергетикой. Скульптура привлекает внимание зрителя прежде всего своим тонким душевным строем. Ученый как бы озарен духовным подъемом, внутренним горением. Каждая точка зрения на скульптуру раскрывает новый нюанс в прочтении образа академика.
Еще в годы учебы в институте у С.Катони обнаружилась особая тяга к военно-патриотической и спортивной тематике. Он и сам увлекался силовыми видами спорта, так что хорошо представлял себе, как передать в материале пластику движений своих персонажей –борцов, боксеров и т. д. Работы С. Катони неоднократно демонстрировались на выставках разного ранга: республиканских, всероссийских и всесоюзных и получали высокую оценку. Среди особенно удачных автор называет «Портрет тренера Пилипенко»(1980г.), композицию «Схватка» (1980г.), в которой изображены борцы каратэ. С.Катони сумел остро схватить движение спортсменов. Благодаря строгой ясности концепции, умелой передачи авторского замысла скульптура оказывает на зрителя сильное воздействие.
В 1983 году Станислав переехал в Нальчик. Вскоре ему поступил серьезный заказ от мэра  Нальчика Феликса Хараева. Нужно было выполнить художественное оформление детского сада «Насып» (1984г.).  Работал он с энтузиазмом. Труд его получил признание и у заказчика, и у многочисленных гостей буквально со всего света, которым специально демонстрировали удачный образец оформления интерьеров и территории детского дошкольного учреждения. С. Катони сумел внести в типовую архитектуру эмоциональное, ассоциативно-образное начало. Он эффективно использует средоформирующие возможности пластики: соотносит свои произведения с зелеными насаждениями, с особенностями внутренних помещений. Решение художественных задач тесно переплетается с функциональностью здания. Его пластика сомасштабна детям, настраивает их на оптимистический лад.
Талант С.Катони по достоинству оценил и председатель совета ветеранов Баксанского района, Герой Социалистического Труда Хачим Бгажноков. По его просьбе он выполнил несколько монументальных произведений, посвященных героям Великой Отечественной войны. Это мемориалы в селе Куркужин (1994г.), городе Баксане (1988г.), а также в селениях Кызбурун-1, Кызбурун-2, Кызбурун-3, над которыми он работал в 1989-1991 годах. Они выполнены из меди и алюминия в технике выколотки. Их отличает лаконизм, строгость форм. Особенно много памятников, изваянных Катони, украшают столичный культурный ландшафт. Это памятные доски, на которых увековечены имена первого Президента КБР В.М. Кокова, балкарского поэта и писателя Керима Отарова, писателя и драматурга Аскерби Шортанова и другие.  Они  установлены на фасадах домов, где они жили.
Резцу скульптора также принадлежат памятники: погибшим в годы Великой Отечественной войны в селе Плановское (1994г.) и жертвам войны в Афганистане на территории  школы №17 в Нальчике (1995г.). Большой интерес представляет также мемориальный ансамбль в Кенже (1992г., архитектор Ю. Логоватовский), который соответствует всем канонам монументального искусства. Он состоит из нескольких частей, органично связанных в единую цельную композицию.
С. Катони и сегодня продолжает работу над темой Великой Отечественной войны. К 65-летию Победы он выполнил несколько моделей памятников. Это полуфигурное изображение солдата со снарядом в руках («За Родину, за Кавказ» 2010). Зрителя сразу покоряет смелое, мужественное лицо бойца Красной Армии, его сила и уверенность в победе. Не осталась незамеченной и многофигурная композиция «Мы победили» (2009), на которой запечатлены советские солдаты -победители в самой кровавой войне в истории человечества.
Для Катони характерен натурный тип образности, его манера работы над скульптурой аналогична его идентичности художника. Он прославляет вечные человеческие ценности: любовь, преданность, дружбу, гражданственность, материнство и т.д. Всегда искренен в своих произведениях. Композиция «Материнство» (1991г.), установленная в Урвани на территории детского сада, эмоционально наполнена, гармонична, окружена светлой аурой. В ней доминирует человеческое начало, материнские чувства. Работая над скульптурой ваятель исходит из общего объема, находит точный силуэт, тщательно работает над каждой «мелочью», чтобы добиться нужного эффекта.
Интересен по своим формальным и содержательным особенностям эскиз горельефа «Комсомол», который хранится у С. Катони в мастерской без всякой надежды быть реализованным в твердых материалах и найти себе постоянное место пребывания. Композиция выстроена по вертикали, отдельные ее фрагменты посвящены этапам истории комсомола и  искусно объединены в единое целое. Каждая из пяти частей симметрична относительно незримой центральной оси, проходящей через всю композицию. Поскольку произведение отличается сложным характером, то для ваятеля было важно решить непростые проблемы тектоники, формообразования, ритмики, абриса и при этом дать эмоционально-обобщенное прочтение истории комсомола.
Одним из наиболее интересных мемориалов С. Катони стал «Памятник афганцам», ( 2005г.,архитектор Владимир Бублик) органично вписавшийся в контекст ореховой рощи и создавший новую ситуацию в архитектурно-пространственной среде городского парка. Автор запечатлел достоверную, обыденную для войны сцену гибели солдата. «Афганец» бережно держит на руках умирающего товарища, но трагизм события воплощен им эмоционально сдержанно. Авторами учтены особенности природного окружения, естественного освещения и рефлексов от зеленых насаждений.
Прекрасным образцом скульптуры, установленным в память значительной личности, стало надгробие первого Президента КБР Валерия Кокова (2006г) в Дугулубгее. С.Катони  выбрал полуфигурную композицию. Он точно нашел характерный для Кокова жест и взгляд, акцентировал внимание не на следах прожитых лет, а старался подчеркнуть его опыт крупного политика, умного, зрелого человека. На лице Президента спрессовано множество мыслей. Под внешним спокойствием скрывается душевный трепет. Автор сумел найти нужные пропорции, масштабные соотношения, формы и объемы, чтобы надгробие приобрело истинную монументальность и значительность.

С. Катони обогатил культурный ландшафт столицы республики и монументально-декоративной пластикой. Несомненно, большую роль в иконографии Нальчика играет «Бык», который искусно вписан в интерьер города. Автор умело обыгрывает пространство, сочетает декоративность, заостренность форм с точной реалистической передачей характера, повадок животного.
Станислав Катони прежде всего скульптор-монументалист, который активно участвует в формировании архитектурно-пространственной среды городов и сел Кабардино-Балкарии. Он отдал дань и станковому искусству, создав множество прекрасных образцов портретной скульптуры. Внимание ваятеля привлекают образы известных людей, культовые фигуры советского времени, такие, как Василий Шукшин или Владимир Высоцкий. Он стремится создать документально точные изображения своих героев, в которых были бы сохранены их неповторимо-личные черты. Для него важно, чтобы портреты отличались не только внешним сходством, но и были психологически убедительными и художественно выразительными. Его Шукшин сидит в характерной для него  позе, выдающей в нем сельского жителя, прочно связанного с землей. С другой стороны, это интеллектуал, личность творческая, потому автор стремился запечатлеть в материале как бы саму работу мозга. Игра света и тени на лице Шукшина создает впечатление изменчивости настроения, переживаний актера и писателя. В общем, скульптор сумел передать в образе своего героя все, что было в нем самого существенного.
Свой вклад в создание иконографической галереи Высоцкого внесли многие художники. По-своему увидел его и Катони. Он акцентировал внимание на раскрытии внутреннего мира барда.
Внимание Станислава Катони привлек и  олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Мурат Карданов. В его интерпретации –это активная, энергичная натура, многогранная личность. Ваятель изучает каждую черточку лица портретируемого, едва уловимую смену его настроения. Он подчеркивает доминирующие качества модели –достоинство, уверенность в своих силах. Тщательная моделировка делает скульптуру выразительной, передает неповторимую индивидуальность спортсмена. Прекрасно используются фактурные возможности, цветовые нюансы бронзы.
Из интересных работ скульптора можно назвать композицию «Космос» из алюминия, украшающую вестибюль Дворца культуры Тырныауза. Художественную ценность представляет и многочисленная декоративная пластика, украшающая рестораны столицы республики. С.Катони создал и тиражируемые образцы скульптуры, которые хранятся в частных коллекциях по всему миру. Их основная тематика –«Похищение невесты» и «Кафа». Скульптуры выполнены с явным национальным колоритом.
С. Катони не останавливается на достигнутом. Он постоянно находится в поисках новых свежих идей. У него множество авторских проектов и творческих задумок, которые ему, конечно же, удастся воплотить в вечных материалах.
Памятник В.Кокову  Портрет В.Шукшина  Портрет Мурата Карданова Памятник афганцам  
На снимках:
Памятник Кокову В.М.
Портрет В.Шукшина
Портрет М.Карданова
Памятник афганцам