Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Неизвестная фреска из базилики Санта Сабина.

В июле 2010 г. во время реставрации портика базилики Санта Сабина на Авентине в Риме реставраторами была обнаружена раннехристианская фреска размером 2,8 х 4,3 м. с изображением Мадонны с Младенцем и с фигурами святых Петра, Павла, Сабины (Савины) и Серафии (Серафимы). Построенная во второй четверти Vв. базилика была посвящена Святой Сабине, римской матроне, жившей во времена императора Адриана. В христианство её обратила юная Серафия из Антиохии. Вскоре обе святые приняли мученическую смерть за свою веру. При папе Григории Великом базилика приобретла особое значение среди римских церквей, в VIII-IX вв. она частично перестраивалась, сохраняя, в целом, первоначальный облик. В X в. тело базилики было включено в цепь укреплений, возведённых для защиты Авентинского холма. В XIII в. базилика была передана Св. Доменику, основателю ордена проповедников. С этого времени к ней было пристроено несколько капелл, а рядом возник монастырь. Возможно именно в XIII в. найденная в портике фреска была записана. Затем в XVI в. церковь была практически перестроена в соответствии с архитектурными вкусами эпохи Контрреформации. Реставрация XIX в., избавившаяся от позднейших пристроек, призвана была вернуть базилике первоначальный вид.

Недавно найденная фреска изображает Мадонну с Младенцем Христом в мандорле со святыми Петром и Павлом и святыми покровительницами базилики – Сабиной и Серафией, которые подводят к Мадонне слева двух заказчиков и справа понтифика, находившегося на тот момент на престоле Св. Петра. Надпись, идущая по краю росписи, содержит имена заказчиков. Это протоиерей (архипресвитер) Феодор (Теодор) и иерей (пресвитер) Георгий (Джорджо). Все «земные» персонажи композиции изображены в квадратных нимбах, что означает, что они жили в период исполнения росписи. Проведя архивные изыскания, исследователям удалось установить, что, по всей вероятности, это фигуры двух папских легатов, посланных в 680 г. на Собор в Константинополь. Это позволило датировать роспись концом VII – началом VIII вв. Несомненно, фреска была исполнена после 687-го года, когда Теодор был посвящен в сан архипресвитера. Стилистически же, подобная монументальность художественного языка до сих пор была известна в Риме лишь с середины VIII века.

До наших дней сохранилось чрезвычайно мало произведений монументальной живописи этого периода. В Риме к VII в. традиционно относят мозаики абсиды реннехристианской базилики Сант-Аньезе, декорацию капеллы Св. Венанция в баптистерии Сан Джованни ин Латерано, мозаики абсиды Санто Стефано Ротондо, мозаичную икону Св. Себастьяна, хранящуюся в церкви Сан Пьетро ин Винколи и часть росписей церкви Санта Мария Антиква на римском Форуме. Теперь этот краткий список пополнился ещё одним памятником этого малоизученного периода римской истории и культуры. Монументальный натуралистичный характер росписи позволяет предположить, что она была исполнена приезжим византийским мастером, во многом еще связанным с классической традицией. Неизвестный художник использовал в своей работе драгоценные красочные пигменты: реставраторам удалось обнаружить следы ляпис-лазури в изображении одежд святых, а также зеленый подмалевок в ликах Мадонны, святых мучениц и Христа, технический приём, известный только в последующие столетия. Во время расчистки этой росписи под ней были обнаружены следы еще более древней фресковой декорации «под мрамор», восходящей, вероятно, ко времени строительства самой базилики, т.е. к V веку.

Древнейшие изображения апостолов в римских катакомбах.

Древнейшие изображения апостолов были обнаружены ватиканскими археологами и реставраторами с помощью новейших технологий с применением нового типа лазера в Катакомбах Св. Теклы (Фёклы) в Риме, расположенных близ Базилики Св. Павла. Фрески с образами апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна восходят, по всей вероятности, к IV-V вв. н.э. Медальоны с их изображениями, примерно 50 см. в диаметре, были раскрыты на своде крипты, в которой была захоронена знатная римлянка, возможно, обратившаяся в христианство в конце IV в., после официального признания религии императором Константином.


Изображения святых апостолов в круглых медальонах расположены по четырём углам свода, роспись которого имитирует кессонированный потолок. Вероятно, этот мотив восходит к декорации Базилики Св. Павла. В центральной части свода крипты в большом медальоне помещена фигура римской матроны. На сегодняшний день это древнейшие изображения апостолов Андрея и Иоанна. Образы апостолов Петра и Павла примерно того же времени были известны исследователям, однако они всегда изображались вместе с остальными учениками Христа, в то время как здесь это самостоятельные образы иконного типа, восходящие к античной иконографии портретов “imago clipeata”.