Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

НЕОЖИДАННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОКИ БАШКИРСКОГО ЭТНОСА

Согласно В. Кандинскому искусство есть движение вперед и ввысь, и поэтому эстетическое просвещение, правдивая историческая память, экономическая грамотность должны служить основой для нравственности и здравого смысла общества. Контакты национальных культур, взаимовлияние и синтез их есть естественный барьер против стремления к превосходству одной культуры над другой, что дает повод к агрессии и деструктивности. Свободное общение национальных культур как фрагментов мировой культуры должны как транспорт, средства связи, электронные технологии и туризм объединить человечество в единую цивилизацию. Живое знакомство и общение с «чужой», но становящейся «своей» культурой лежит в основе воспитания толерантного мышления, что особенно важно у подрастающего поколения. Именно с помощью народной культуры сохраняется и воспроизводится индивидуальность и одновременно общие черты, выражающие расовые особенности национальной культуры, так как факторы и время, при которых она сформировалась, неповторимы и не могут быть воспроизведены другим путем.

Сегодня народная культура определятся системой отношений между знаниями и творчеством, философией и искусством, религией и наукой, моралью и психологией, доминирующими в обществе на данный момент. Поэтому изучение своей культуры не должно ограничиваться просто фиксаций и сохранением имеющихся материалов и информации. Особую важность приобретает интерпретация уже имеющегося фактологического материала на основании новых открытий в области коммуникаций древних культур и пропаганды этих открытий среди молодежи для роста самоуважения и гордости за свою национальную принадлежность. В своем развитии народ должен опираться в первую очередь на свою культурную самобытность и творческую энергию, стремясь создать собственную модель будущего. Не нужно бояться использовать наиболее положительные аспекты других культур и других моделей. В данном случае, важен момент создания культурной привлекательности региона для представителей других народов, желающих во время туристических поездок получить более полное представление об его истории, настоящем и будущем. А это невозможно без более полной реконструкции архаики с бытом, традициями, обрядами, костюмом во всей полноте сложной меняющейся пестрой картины движения народов, появления и исчезновения целых цивилизаций от которых на сегодняшний день часто не осталось ни памяти, ни руин. Поэтому все, что дает нам представление о делах наших предков, вселяет чувство гордости за их деяния, несет в себе отшлифованные веками нравственные ценности, становится условием не только выживания, но самое главное, сохранения самоценного этнического образования не только для себя, но и для всей мировой культуры.

Вопрос о происхождении башкир и формировании их в нацию -один из сложнейших в исторической науке. Особенности этногенеза башкир были обусловлены рядом таких факторов, как природно - климатические условия, геополитическое положение, постоянство и интенсивность связей между древними культурами подтверждающих потребность в разработке концепции позволяющей понять последствия процесса, столкнувшего такое множество народов и выразительных форм.

Именно поэтому следует еще раз обратить внимание на материальный и духовный аспект наиболее значимого памятника башкирского фольклора, вызывающего живой интерес и споры - эпос «Урал-батыр». Его древность подтверждается силой фантастического начала, временной неопределенностью. В этом мире нет государств, правителей, межгосударственных отношений и конфликтов. Мир поделен на «верхний», «средний» и «нижний». Самрау - повелитель птиц сочетается браком с Солнцем и Луной. Его дочь Хумай, обернувшись лебедем, появляется в среднем мире, где встречается с Урал-батыром. Чудовища, населяющие «нижний» мир, пытаются навредить герою, заставляя его постоянно сражаться с враждебными силами. Само время действия предстает как мифическая эпоха первотворения, когда все в природе и в складывающейся общности еще только начиналось. Урал - батыр выступает как основатель башкирского народа, как культурный герой, приносящий блага жизни и как великий воин.

Особое внимание следует уделить тому факту, что Урал - батыр не выступает в роли культрегера, а рождается на этой земле. Поэтому определить родину его родителей достаточно сложно,

«Откуда старуха та и старик

Появились в этих краях,

Где мать - отец их, родной очаг,

Говорят, они сами забыли».

На основании некоторых бытовых деталей упоминающихся в эпосе, можно построить гипотезу о прародине одного из народов, населивших территорию южного Урала в глубочайшей древности и сохранивших свои культурные особенности. Особенный интерес представляет предметное окружение и осмысление явлений окружающего мира.

«Не имели они скота,

Посуды, прочего добра.

Не подвешивали котел

Над прозрачным огнем костра...»

Учитывая, что отдельные части эпоса могли относиться к разному времени в данном случае речь идет о его наиболее архаичной части, рассказывающей предысторию героя. Старик Янбирде рассказывает сыновьям о своей родине.

«Там, где некогда мы родились,

Предки свою коротали жизнь,

Див однажды туда пришел.

Видно был на людей он зол -

Убивал их и пожирал;

И покрыла всю землю вода,

Суша скрылась под ней навсегда.

В живых оставшиеся тогда

Разбежались кто куда.

Не осталось дела для Смерти...»

Если предположить, что в данном отрывке речь идет о глобальном катаклизме с почти полным исчезновением древних цивилизаций, нет ничего удивительного в том, что уцелевшие люди утратили многие практические навыки и были отброшены на раннюю ступень развития, чему способствовала оторванность от других групп населения.

«А здесь не бывало от века людей.

Когда мы в эти края пришли,

Мало здесь дичи было, зверья,

Даже вместо твердой земли

Сырая трясина всюду была».

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что заселение данной территории совпадает с отступлением ледника и миграциях более мобильных групп населения занимающихся преимущественно охотой. Они были вынуждены покинуть места своего обитания в связи с комплексом самых разнообразных причин включая природные катаклизмы, такие как потоп, память о котором сохранилась в фольклоре так называемых «речных цивилизаций», входящих в «плодородный полумесяц». Много может сказать образ жизни первых поселенцев и используемые ими животные:

«Приспособили для себя

Льва - Арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтобы пернатых бил,

Пиявку, чтобы кровь сосала,

Щуку, чтобы рыбешек хватала».

Рассмотрим каждое животное по отдельности. Лев как символ мужества присутствует в ряде эпосов имеющих южно - восточное происхождение и довольно часто используется героем в качестве спутника или верхового животного. Щука в данном контексте не имеет никакого отношения к настоящей щуке, хищной рыбе, живущей в пресноводных водоемах. Весьма сомнительно, чтобы она рассталась с добычей, которую она сразу заглатывает. Но если предположить, что мы имеем дело с сохранившимся древним способом ловли с помощью рыбы прилипалы, становится ясно, что район поиска прародины башкир должен находиться на берегу теплого моря. Такой своеобразный способ существует до сих пор у народов береговой части африканского континента, использующих прилипал, закрепленных на длинном, тонком шнуре для ловли черепах и более крупной рыбы. И естественно, достаточно близко должен находиться ареал, освоенный царем пустыни - львом. Интересен и напиток из крови травоядных животных, хранящийся в раковине достаточно большого размера. Поэтому все данные не только сужают круг поиска, давая привязку к аравийскому полуострову, ближе к побережью Красного моря или восточной части Средиземноморья, но и могут датировать начало миграции уцелевшего населения. По греческим сведениям потоп произошел после постройки Фив в Беотии, около 2136 г. до н. э. При раскопках турецкого правительства в Абу-Хаббе была найдена табличка с легендой о потопе, снабженная датой 1966 г. до н. э. Другая очень древняя версия о потопе обнаруженная в Ниппуре относится к 2100 г. до н. э.

У древнейших индоевропейских народов некогда существовал культ священного оленя, подтверждающийся большим количеством памятников изобразительного искусства, относящихся к «звериному стилю». Олень был одомашнен раньше, чем лошадь. Изображения рогов оленя до сих пор встречается в произведениях народного искусства евроазиатского континента. Однако со временем образ чудесного коня начинает вытеснять оленя. И, возможно, именно в скифском искусстве сцены терзания оленя хищниками являются аллегорическим выражением крушения старой первобытной религии и смены ее более новой, отвечающей потребностям формирующегося классового общества. В эпосе характерно обращение Янбирде к сыновьям:

«Льва седлать вам не вышел час

Чтоб научиться ездить верхом,

И оленя довольно с вас».

С волшебным оленем Урал - батыр встречается на пути к птичьей стране. Огромный, в сто шагов, змей, поймавший в свои смертельные объятия оленя, не может справиться с ним. Он обращается за помощью.

«Сыном я Кахкахе прихожусь,

Все Заркумом меня зовут».

И объясняет, как попал в беду. Чтобы иметь возможность посвататься к дочери царя Самрау ему необходимо проглотить оленя с двенадцативетвистыми рогами.

«Если сумеешь его проглотить,

В разных обликах будешь жить;

Будешь красавцем среди людей,

Первым егетом среди парней».

И в гигантском размере змеи, и в способе, которым она расправляется с добычей, можно опознать представителей фауны тропического леса, но никак не местных рептилий.

Представляет интерес перечисление богатств, от которых должен отказаться Урал - батыр:

«И кораллы, и жемчуга

Пред тобою рассыплет отец ».

Стоит обратить внимание на традиционный женский башкирский костюм, характерный для южных и восточных районов с использованием серебра, кораллов, бирюзы, перламутра, морских раковин - каури, сердолика и других материалов. Кроме декоративных качеств украшения, в представлении людей, обладали сильными магическими свойствами и издавна употреблялись в качестве талисманов - оберегов. Корни этой традиции уходят в древнейшие слои истории. Кораллы и перламутр широко использовались на территории Италийского полуострова. Серебру отдавали предпочтение даже перед золотом для украшений, несущих охранную функцию. Бирюза всех оттенков была одним из самых любимых камней на всей территории передней Азии и, естественно, кораллы, перламутр, бирюза, серебряные монеты и украшения были предметом экспорта.

Еще одно косвенное доказательство появляется в сцене выбора жениха дочерью царя Катила. Придя на майдан, она проходит по рядам и отмечает Урал – батыра, дав ему в руки яблоко. В свадебном обряде греков этнографы отмечают использование яблока как память об архаичных временах задолго до появления мусульманских традиций. Как пример можно будет вспомнить сцену из древнегреческой мифологии - Прекрасная Елена, бросающая в собравшихся женихов яблоко.

Данную теорию подтверждают результаты работы экспедиций Института антропологии МГУ под руководством М.С. Акимовой, выделившей четыре антропологических типа: субуральский, южно-сибирский, светлый европеоидный и понтийский, имеющих четкую территориальную привязку. Поэтапный сравнительный анализ палеоантропологических материалов, датируемых с VII в. до н. э. по XIII ~ XIV в.в. н. э., позволяет утверждать, что наиболее древними среди башкир можно считать представителей уральской и понтийской рас, биологические предки которых осели в регионе еще до рубежа н. э. На материалах южных лесостепных и степных районов современного Башкортостана до сих пор прослеживается краниологический тип южных европеоидов, представленный одним из вариантов древней восточно - среднеземноморской расы, отличающийся узким высоким лицом, резкой профилированностью лицевого скелета, сильно выступающими носовыми костями. Если наличие данного антропологического типа подтвердится на более представительном материале, можно будет утверждать, что расогенетические процессы на южном Урале в эпоху бронзы протекали под влиянием не только западных, но и южных групп европеоидов и мы, наконец, сможем представить себе как на самом деле выглядел Урал - батыр.

Список литературы:

1. Археология и этнография Башкирии / Под ред. Н.В.Бикбулатова, Р.Г.Кузеева, Н.А.Мажитова. Уфа: Башкирский филиал АН СССР, Институт истории, языка и литературы, 1968.

2. Н.А. Афанасьева Гильгамеш и Энкиду, М: Наука, !974.

3. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Пер. Г.Шафикова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986.

4. Н.В.Бикбулатов, Р.М.Юсупов, С.Н.Шитова, Ф.Ф.Фаттыхова. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.