Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

25 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

 



„Настоящий художник ничего не изображает, он творит". В этих словах выдающийся советский живописец Роберт Рафаилович Фальк . (1886— 1958) выразил свое мироощущение художника, свое основное   требование   к   искусству.

Автопортрет в красной феске

К шестнадцати годам он был подготовлен к экзаменам в консерваторию. Но так же, как у его великого современника Бориса Пастернака, музыка была оставлена. У Пастернака — для слова, у Фалька — для линий и пятен цвета. В сороковые годы художник утверждает: „Рисунок — как бы фуга, где разные" линии (голоса), направленные закономерно в распорядке („музыка есть распорядок" — Гете), вступают, сливаются в общий эффект". До конца жизни Фальк играл фортепианные пьесы. Чаще всего Баха.

И путь в искусство у этих мастеров не только внутренне, даже внешне похож. Он вел от усложненной нарочитости присущего времени языка творчества к той строгой и высокой простоте, которая есть результат высочайшего мастер-cтва, совершенного владения словом, звуком, цветом, линией. Может быть, об этой примете времени в искусстве первой половины XX века писал Пастернак:

...Нельзя не впасть к концу,
                              как в ересь,
В неслыханную простоту.

 

Мастер творит, вглядываясь  окружающий его мир. Жизнь отображается в творчествe, и  этот оттиск жизни формирует стиль эпохи, роднит творчество поэтов, живописцев, музыкантов...

Детские и юношеские годы и Фалька и Пастернака прошли в Москве в семьях, принадлежавших к передовым, кругам московской интеллигенции. Очень различно, но одно и то же учебное заведение отмечено в их автобиографиях: Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В его стенах учился Р. Фальк, преподавал и жил в квартире при Училище Л. О. Пастернак, отец Б. Л. Пастернака.

В шестидесятые годы М. С. Сарьян вспоминал: „Я тогда (1905 г.) завершил свои занятия в Училище, а Фальк только начинал. Основные его педагоги были те же, что и у меня, — Валентин Александрович Серов и Константин Алексеевич Коровин. Как и. все даровитые художники, которых пестовали эти замечательные мастера русского изобразительного искусства, Фальк получил великолепную техническую подготовку. Школой реалистического рисунка, композиционной логики, колористической гармонии он владел в высокой мере". Эти слова были написаны в каталоге персональной выставки Р. Р. Фалька, посвященной 80-летию художника. Именно на этой выставке перед московским зрителем открылось творческое могущество мастера, стало ясно, что его творчество имеет, как писал М. Сарьян, „сквозную поэтическую и живописную тему, которую он развивал и варьировал со всей зрелостью и тонкостью своего мастерства и глубокой проницательностью художника-философа".


Натюрморт с негретянской скульптурой

Недавно в Музее им. Пушкина была развернута экспозиция графики Р. Р. Фалька. И ее посетители легко могли убедиться в правдивости слов М. С. Сарьяна, прочитать творческую биографию Фалька по его работам.

Вот „Интерьер с настольной лампой" (1904 г., тушь, перо). Точно выверенными штрихами создана изящная, ясно читаемая гармония вещей; окружающих человека, и как бы одухотворенная их бытием.

Карандашный портрет отца 1903 года открывает ряд портретов, одного из любимых жанров художника, жанра, в котором    на    выставке    1966 года перед зрителем предстали певучие цветовые ритмы послевоенных портретов, автопортретов и натюрмортов. К сожалению, их нет на выставке, потому что работы маслом русских и советских художников — прерогатива другого московского учреждения. А против этого любой юбилей бессилен.

Но на доступной для зрителей выставке Фалька есть рисунки к знаменитым его работам: портретам жены, сына (1933 г.), художника А. Древина (1923 г.), поэтессы К. Некрасовой, искусствоведа А. Г. Габрического (1952 г.)

Послереволюционные искания художника характеризуют „Обнаженные" (20-х годов). Парижские гуаши и акварели отражают его работу за границей, а предвоенные московские пейзажи — возвращение на Родину.

Удивительно оптимистичны самаркандские листы периода войны. Без абсолютной уверенности в победе, без веры в нравственную правоту дела нашего народа не появились бы торжественно-радостные виды Средней Азии (1943 г.) и подмосковные пейзажи после возвращения (тот же год).

Что эта выставка есть — замечательно. 'Но как на ней не хватает масляной живописи Фалька! По-видимому, так же, как не хватает его театральных работ.   А ведь он оформил в Госете у С Михоэлса шест спектаклей, в Камерном у А Таирова и в Сатире у В. Плучека по спектаклю в 30—50-годы.

Первая персональная выставка Фалька состоялась в 1921 году. Основной ее костяк — работы того периода, когда художник . входил в групп;

входил в группу „Бубновый валет"(10-е годы).Сарьян писал об этом, что наряду с „попытками соединение стилевой  системы  Сезанна с традициями народного примитива, русского лубка, вывески, а затем и с опытами деформации натуры... в работа: художников, примыкавших и этому объединению (Машков, Кончаловский, Фальк, Куприн Лентулов, Осмеркин, Рождественский), ясно чувствовании великолепный напор жизненных сил, молодой восторг перед красотой мира, стремление найти новый живописный язык который сумел бы точно и глубоко передать ощущение действительности тех лет, ее волнений   и  страстей   ее  порывов  и мечтаний.

Женщина в белой шали

Женщина в белой шали

С годами этот новый язык был найден, он вел мастера от Сезанна к старым мастерам, и прежде всего к Рембрандту, которого художник очень любил, 
и к Рокотову, который был ему также близок. В качестве характеристики творческого кредо Фалька удивительно подходят пастернаковские  строки из стихотворения „Быть знаменитым некрасиво"(1956 г.):
...Цель творчества —
                           самоотдача, 

 

А не шумиха, не успех. 
Позорно, ничего не знача, 
Быть притчей на устах  у 
                                          всех. ... 
И должен ни единой 
                                     долькой
Не отступаться от лица, 
И быть живым, живым и
                                     только, 
Живым и только до конца.

Во второе столетие творения признанного мастера советского изобразительного искусст­ва Роберта Рафаиловича Фаль­ка вступают уже завоевав в бес­компромиссной борьбе право  на бессмертие.

Б. ШУМЯЦКИЙ.