Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

20 января 2021

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Н.П. Комарова,
Канд. иск.,
Арт-фонд Даши Намдакова,
Иркутское региональное отделение АИС.

К 30-летию АИС

О значении ассоциации как профессиональном сообществе искусствоведов говорят в эти юбилейные дни много и правильно. Годы подтвердили важность такого объединения, позволяющего искать и укреплять связи между специалистами, ищущими понимания и поддержки.

Я могу привести интересный факт в подтверждение своих слов: это было в 2005 году, в Москве, в Государственном Музее народов Востока. Здесь проходила уникальная для того периода культурной жизни страны выставка, представляющая творчество бурятского скульптора Даши Намдакова и, для создания круга художественных ассоциаций, предметов археологии и этнографии музеев Бурятии.

Зрительский интерес обрушился лавиной, так потом много раз было в жизни Даши Намдакова, но в начале своего пути нужен был такой глоток воздуха перед дальнейшим погружением в атмосферу московской художественной жизни художника из Бурятии и кураторов выставки.

Для «разбора» темы организаторами была собрана блиц-конференция, которую помог организовать Борис Лазаревич Шумяцкий как один из руководителей АИС.

Кроме востоковедов и искусствоведов, занимающихся проблемами искусства Центральной Азии и современными художниками этого региона, было важно получить поддержку ассоциации, создав правильное информационное поле в среде специалистов – искусствоведов.

Впоследствии Александр Клавдианович Якимович, бессменный председатель Правления АИС, преодолевая свои сомнения в отношении нового для себя материала современного бурятского искусства, тем не менее поместил статью о творчестве Даши Намдакова в редактируемом им журнале «Собрание», сопроводив текст своим введением. В этом факте - стиль профессионалов, культура отношения и исследовательский интерес ученых первооткрывателей новых явлений современных художественных направлений в искусстве России.

В 2020 году Даши Намдаков, Народный художник Бурятии, был удостоен звания Заслуженный художник России. На мой взгляд, в том, что его творчество представляет в наши дни одно из стилевых направлений в искусстве многонациональной России, есть весомый вклад и АИС.


А.А. Грызлова

Открытие выставки Хайтинского фарфора 2 Открытие выставки Хайтнского фарфора 1

Грантовые программы - одна из важнейших сфер деятельности «Ассоциации искусствоведов». Благодаря грантам у многих специалистов в области культуры и искусства появилась возможность реализовывать интересные авторские проекты, выпускать каталоги и монографии, плодотворно заниматься творческой деятельностью.

За годы моего сотрудничества с ассоциацией лично у меня появилась дополнительная возможность более углублённо работать по научной теме, посвященной сибирскому фарфору, организовывать тематические выставки, работать в архивах России и каталогизировать музейную коллекцию.

Результатом поэтапной работы в 2019 году в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева открылась масштабная выставка «Песнь о фарфоровой Сибири. 150 лет Хайтинскому фарфоровому заводу». Юбилейная выставка сибирского фарфора из фондов музея представила богатство коллекции изделий XIX-XX веков, в том числе продемонстрировала изделия, не экспонировавшиеся ранее на музейных выставках, а также   возродила забытые имена художников, многие из которых являлись членами Союза художников. Реализация данного проекта в том виде, в котором выставка предстала перед зрителем, стала возможной благодаря финансовой грантовой поддержке от «Ассоциации искусствоведов».

Выражаю огромную благодарность и бесконечную признательность профессиональному сообществу «Ассоциация искусствоведов» в связи 30-летием и желаю дальнейшего процветания и успехов.


Кабунова Елена Михайловна,искусствовед, член АИС России

Выражаю Ассоциации искусствоведов большую благодарность за материальную помощь, а также за многолетнюю поддержку в творческих начинаниях и научных исследованиях. Особую признательность хотелось бы выразить АИС за стипендию, средства которой позволили в 2018 году подготовить масштабный региональный выставочный проект, посвященный 85-летию со дня образования Союза художников Бурятии (1933 г.) и издать каталог всей коллекции искусства Бурятии ХХ века, хранящейся в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва.

Афиша выставки_ Я призван степь воспеть Каталог выставки_ Я призван степь воспеть Круглый стол в формате выставки Я призван степь воспеть
Открытие выставки Я призван степь воспеть 1 Открытие выставки Я призван степь воспеть 2 Открытие выставки Я призван степь воспеть 3

Выставка «Я призван степь воспеть…» и одноименный каталог продемонстрировали музейную коллекцию бурятского искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) в полном объёме, а также включили ряд работ из мастерских современных художников Бурятии.

Для музея каталог стал первым полноценным изданием, посвященным искусству Бурятии в его собрании, результатом многолетней научно-исследовательской работы. Помимо вступительной статьи о формировании коллекции, он содержит подробный каталог выставки с репродукциями и краткими биографическими данными об авторах.

Средства от полученной стипендии дали возможность провести исследовательскую работу в музеях региона и творческих мастерских, позволили привлечь к участию в проекте бурятских мастеров из Забайкалья, Улан-Удэ и Москвы, чьи произведения не хранятся в собрании музея. Их произведения органично дополнили и завершили экспозиционный ряд выставки, представив на суд зрителя искусство Бурятии ХХ столетия – одну из самых ярких страниц в истории культуры Сибири.

Желаю Ассоциации искусствоведов процветания, интересных проектов и талантливых соратников! Иркутское региональное отделение Ассоциации поздравляет вас с юбилеем и наступающими новогодними праздниками!


М.Ф.Киселев

Я состоял в Ассоциации искусствоведов с самого её создания и был членов первого правление АИС.

В первую очередь мне хочется вспомнить Александра Ильича Морозова, который был основателем и первым председателем Ассоциации искусствоведов. Без сомнения, Александр Ильич Морозов является одним из крупнейших исследователей отечественной художественной культуры советского времени. Я ему очень благодарен за то, что будучи заведующим кафедры искусствознания в МГУ, он дал мне возможность защитить докторскую диссертацию в Университете.

Я с огромной любовью могу говорить о Борисе Лазаревиче Шумяцком, который вместе с А.И.Морозовым создавал Ассоциацию искусствоведов. Я не могу не упомянуть, что он был моим самым близким другом на протяжении многих лет жизни. И я восхищаюсь Борисом Лазаревичем, что он, будучи станкостроителем по образованию, смог стать замечательным искусствоведом. Пример этому его многочисленные статьи, которые частью были написаны в соавторстве со мной. Он был организатором многочисленных выставок ведущих художников 20 века. Как представитель Ассоциации Б.Л.Шумяцкий в течение многих лет являлся членом Государственной Аттестационной комиссии МГАХИ им.В.И.Сурикова. Большой заслугой Бориса Лазаревича я считаю подготовку книги о Борисе Георгиевиче Биргере, где он расшифровал записи наших бесед с художником. В издании книги "Сам себе Биргер" большую роль сыграла Галина Вадимовна Ельшевская, которая проявила подлинный талант редактора в осуществлении этого издания.

Теперь мне хотелось бы сказать о том, что я очень рад тому, что мои самые талантливые ученики, ставшие под моим руководством кандидатами наук, активно участвуют в работе АИС.

Ассоциация искусствоведов зарекомендовала себя как весьма необходимая организация для людей нашей специальности. Не могу не отметить в этой связи те удивительно ценные поездки по Западной Европе, которые могли осуществиться только по инициативе Б.Л.Шумяцкого.

Ассоциация искусствоведов стала достаточно влиятельным органом, недаром в её работе принимают участие искусствоведы из разных регионов страны. Следует подчеркнуть, что многие из них благодаря Ассоциации получают финансирование для своих проектов, а также на лечение. В данный момент Ассоциация продолжает работать очень активно, оказывает различную специальную поддержку своим членам, в т.ч. информационную, благодаря активно развивающемуся сайту.

Мне хотелось бы отметить еще вклад моей ученицы, ставшей доктором искусствоведения Анны Константиновны Флорковской, которая совмещает ответственную работу в Институте им.В.И.Сурикова с деятельностью в Ассоциации искусствоведов в качестве Передседателя Совета Московского отделения АИС.

Автор фотографии Марина Маншилина


30 лет Ассоциации искусствоведов

За это время выросла численность членов Татарстанского отделения Ассоциации искусствоведов (в 1997 году было лишь 3 члена). В настоящее время насчитывается 17 человек:14 чел. – из Казани, 3 – из других городов Татарстана (Набережные Челны, Лениногорск). По качественному составу: 1–доктор искусствоведения, 7 – кандидатов искусствоведения. Из них: 4 – работают Институте языка, литературе и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1– Казанском федеральном университете, 1– Институте истории им. Ш.Марджани, 1– Казанском национальном технологическом университете, 1 – Казанском инновационном университете, 1 – Камском институте дизайна (г.Наб. Челны), 2 – Казанском художественном училище им. Н.Фешина, 1– Национальном музее Республики Татарстан, 3– Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, 1 – Набережночелнинской картинной галерее, 2 – не работают.

Заседание экспертного совета в Министерстве культуры РТ Султанова Р., Гимаев.З. Презентация альбома Зуфара Гимаева.2018 Улемнова О,. Султанова Р.Р. .экспедиция в Буинский р-н РТ. 2019 Шкляева Л. , Ахметов Р. проводят мастер-класс по резьбе по дереву

Члены АИС успешно ведут педагогическую деятельность в различных учебных заведениях республики (КФУ, Казанский государственный институт культуры, Казанское художественное училище и др. ) и учреждениях повышения квалификации кадров (ИДПО). 

Члены ТатАИС активно ведут научно-исследовательскую работу (Ахметова Д.И., Султанова Р.Р., Тулузакова Г.П,, Улемнова О.Л., Донина Л.Н, Вагапова Ф.Г., Горюнова Н.М., Шкляева Л.М., Саттарова Л.И.,Хисамова Д.Д.). 

Члены АИС принимают активное участие в художественной жизни республики (выставки, симпозиумы, конференции, круглые столы и др.).   ТатАИС осуществляет совместные проекты с Министерством культуры Республики Татарстан по развитию художественных промыслов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства: в 2014 году проведен Международный симпозиум по скульптуре «Мелодия камня» («Таш моны») в Казанском кремле (куратор Султанова Р.Р. ), по итогам симпозиума при поддержке АИС издан каталог на русском, татарском и английском языках. 

При активном содействии правления Ассоциации искусствоведов в 2017 г. в Казани проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения П.Е.Корнилова (1896–1981), на тему «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России, странах СНГ и тюркского мира», В конференции приняли участие 74 исследователя из разных городов и регионов России (Казань, Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Пермь, Ростов, Симферополь, Уфа и др.) и из 6 стран мира (Азербайджан, Великобритания, Казахстан, Молдова, Польша, Узбекистан), в т.ч. 17 докторов наук и 29 кандидатов наук. По итогам издан сборник материалов конференции в 2-х частях.

В 2017 О.Л.Улемновой проведено научное исследование на тему «Дмитрий Красильников (1903–1952) – мастер книжной и журнальной графики». Результаты исследования были представлены на выставке, которая стала частью серии выставок Московские казанцы», проведенных куратором О.Л.Улемновой в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств РТ, издан иллюстрированный каталог выставки на русском и татарском языках.

В 2020 г. О.Л.Улемновой проведено научно-практическое исследование на тему «Основные тенденции и особенности развития современной печатной графики в России и Европе в условиях децентрализации художествненого процесса» (на основе творчества мастеров печатной графики из региональных и локальных центров России и Европы (Татарстан (Казань, Набережные Челны, Зеленодольск), Италия (северный регион – Милан, Верчелли, Виченца), Польша (Лодзь), Латвия (Рига)) Результаты исследования будут представлены на групповой выставке этих мастеров и во вступительной статье к ее каталогу (выставка из-за ситуации с пандемией перенесена на 2021 г.).

Л.М. Шкляева на общественных началах является постоянным куратором ряда художественных выставок, проводимых в Государственном совете Республики Татарстан («Выпускники творческой мастерской живописи РАХ в Казани (2016), «Зимняя лирика», 2017), персональная выставка З. Бикташевой «Мелодия моей души» (2018), «Образы произведений Л.Н. Толстого» (2018), «Отражение бытия» (2020). (Совместно с Союзом художников Республики Татарстан).

Л.М. Шкляева, Р.Р. Султанова – инициаторы проведения детского Республиканского конкурса рисунков «Туган авыл. Родная деревня» (2016), Республиканского конкурса произведений декоративно-прикладного искусства «Алтын кош. Золотая птица» (2017), республиканского семинара «Декоративно-прикладное искусство татар: традиции и инновации» (2020).

При финансовой поддержке АИС (стипендия) изданы: в 2017 году Альманах «Искусствоведение Татарстана-Сэнэигы нэфисэ» (первый выпуск), в котором авторами выступили не только искусствоведы Татарстана, но из других регионов (Москва, Петербург, Йошкар-Ола), из тюркского мира; монография Т.Н. Кривошеевой «Скульптура Татарстана: истоки, становление, традиции» (2013), монография Д.И. Ахметовой «Проблемы стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры» (2014), альбом-каталог Л.Н. Дониной «Владимир Попов. Каллиграфия» (2019).

Начат выпуск серии «Искусствоведы Татарстана». Первая книга И.Ф. Лобашевой «Галина Аркадьевна Могильникова» (2020) посвящена жизни и творчеству основателя и первого директора Музея изобразительных искусств РТ Г.А. Могильниковой, вторая книга Д.Д. Хисамовой – творческой деятельности старейшего искусствоведа республики Д.К. Валеевой

Подготовлены к изданию: книга Р.Р. Султановой «Школа мастеров», монография Л.М. Шкляевой «Искусство резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья», иллюстрированный сборник «Искусство резьбы по дереву в тюркском мире: история и современность» (сост. Р.Р.Султанова и Л.М.Шкляева).

Члены ТатАИС ведут большую общественную и экспертную работу: Р.Р.Султанова – член коллегии критиков по театральному искусству; член Совета по предоставлению грантов Президента Республики Татарстан в области культуры, искусства и кинематографии, член комиссии Министерства культуры РТ по установлению мемориальных досок и памятников, член Художественно-экспертного совета Республики Татарстан по народным художественным промыслам,; Р.Р.Султанова и О.Л.Улемнова – члены Художественно-экспертного совета при Министерстве культуры РТ. О.Л.Улемнова является экспертом по произведениям русской живописи и графики XIX–XX вв. Управления МК РФ по Приволжскому федеральному округу, курирует работу неформального творческого объединения «Графком» и является членом оргкомитета по проведению Казанской международной биеннале печатной графики.

Искусствоведы поддерживают контакты с творческими союзами республики (СХР в РТ, ТСХР в РТ, СХ РТ).

Р.Р. Султанова


М.Л.Терехович

О стипендиях

Создание Ассоциации искусствоведов как творческого союза позволило представлять интересы нашего многоликого сообщества в государственных организациях. Тем самым закрепило право его членов на получение стипендий.

Напомню, что мы пользуемся двумя видами этой формы поддержки деятелей культуры и искусства: государственной стипендией вне возрастных ограничений (Постановление № 1904 от 12 ноября 1993 года) и стипендией для молодых (Постановление Правительства РФ № 1111 от 29 октября 2014 года).

Министерство культуры РФ распределяет квоты и принимает решение по кандидатам. Квота АИС на госстипедию в последнее десятилетие составляла 80 человек, квота для молодых - 4 человека.

Списки готовит конкурсная комиссия АИС. Пару слов о порядке отбора соискателей.

Региональные отделения предоставляют анкеты и проекты соискателей. Конкурсная комиссия АИС изучает анкету соискателя на предмет соответствия прописанным в постановлениях правилам и проводит экспертизу проекта. Окончательный вердикт выносит коллегия Министерства культуры РФ. За все годы работы со стипендиями наша ассоциация не получила ни одного нарекания.

С первых шагов правление АИС подчеркнуло свой общероссийский статус, сведя до минимума количество стипендий для столичных искусствоведов.

Основное внимание уделялось творческим инициативам наших коллег, которые помогают формировать культурные пространства и художественные институций на всей территории России. Среди стипендиатов искусствоведы Калининградской области, Дальнего Востока, Бурятии, Татарстана, Дагестана, республики Крым и из многих городов страны.

Профессиональная глубина заявленного проекта - главный критерий.

Наряду с традиционными формами искусствоведческой деятельности (научно-исследовательской, музейно-выставочной, лекционной) поддерживались современные формы, такие как, междисциплинарные кураторские проекты, арт-терапия и другие новации. Отдельной строкой шли проекты, которые открывали новые или забытые имена художников и деятелей, сыгравших важную роль для развития искусства и культуры конкретного места. Таким образом, культурная карта России становилась более полнокровной, оригинальной. Вот лишь несколько осязаемых примеров результативности работы стипендиатов, их книги:

- Ж.М.Апаева «Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии»;

- Г.В.Заболотская «Ловис Коринт – художник из восточной Пруссии. 1858-1925»;

- А.М.Ставцева «Архитектура города Орла конца 18- начала 20 века»,

- Н.И.Сизова «Путешествие в сказку П.П.Ершова. Чудо книга «Конек-Горбунок».

Несомненный интерес представляют исследования, посвященные зарубежному искусству. Среди них работа стипендиата АИС 2020 года Д.Е.Онуфриенко, молодого ученого из Барнаула - «Фрактальный анализ храмового зодчества Монголии».

По заявкам на получение стипендий можно судить, сколь насыщена и разнообразна интеллектуальная деятельность членов Общероссийской ассоциации искусствоведов.

Информация регулярно публикуется на сайте.

 


Ольга Вельчинская

DSCN0022 DSCN0277 DSCN0549 DSCN7565 
DSCN7823 DSCN8005 DSCN8006 
возле гостиницы день первый мы DSCN9069


Прошедшей осенью один мой друг спросил меня, случались ли в моей не короткой уже жизни мгновения абсолютного счастья? И оказалось, что во взрослые и совсем недавние времена я многократно испытала такие мгновения. И случились они в Италии, в поездках, организованных Ассоциацией искусствоведов. Повезло мне, художнику, отнюдь не искусствоведу, оказаться в сообществе профессионалов – историков искусства, блистательных интеллектуалов и истинных его знатоков.

Под эгидой АИС, под крылом Гали и Бори Шумяцких, Марины Аристарховой и Никиты Карзанова, создававших совершенно особую, дружески деликатную и заботливую атмосферу, продумывавших и до самых мелких мелочей планировавших удивительные наши маршруты, в компании милых друзей, обретенных в тех незабываемых путешествиях, коэффициент этого самого счастья и его концентрация существенно возрастали.

Немудрено поддерживать градус взаимного расположения в блаженных итальянских краях, но по возвращении в родные пенаты все это могло рассеяться и стать всего лишь волшебным воспоминанием. Однако не рассеялось и не стало. Путешествия наши имели продолжение, потому что знакомства и встречи, случившиеся в те итальянские дни (а дни те чудесным образом повторялись из осени в осень, и мы трепетали в их ожидании) оказались исключительно плодотворными. Между многими путешествующими установились не просто приязненные отношения, но возникли многолетние дружеские связи, да не простые, а прораставшие и разветвлявшиеся новыми знакомствами и превращавшиеся в своего рода эстафеты, цепочки дружб.

Множество прекрасных выставок (не в Италии, уже в Москве) увидела я благодаря итальянским знакомствам, открыла новых художников и узнала их имена. А сколько всего прочла и продолжаю читать! Не только искусствоведческие исследования, но и прекрасную поэзию, и талантливую прозу. Ведь авторы этого богатства, члены АИС и некогда итальянские наши спутники, яркие, разнообразно одаренные люди.

И вот что удивительно – нас, путешествующих, было так много, что ошеломленные Италией и поглощенные итальянскими впечатлениями, не все мы успели перезнакомиться, но при случайной московской встрече с некогда итальянским спутником (хоть в музее, хоть на улице, хоть в метро) внезапно срабатывает «итальянский маркер», с головой накрывает теплая волна радостного узнавания и даже не помня имен друг друга мы счастливо улыбаемся друг другу. Оказывается, то прекрасное, что нас связывает, никуда не делось, а вошло в плоть и кровь, совсем как тот праздник, который всегда с тобой.

И если оглядеть сегодняшний круг моих друзей и добрых знакомых, то обнаруживается, что так или иначе, напрямую или косвенно, но существенная их часть проистекает из тех самых итальянских путешествий – блистательных проектов Ассоциации искусствоведов. Огромная благодарность и бесконечная признательность чудесному сообществу творческих людей! Крепкого здоровья, долгих лет и творческого процветания всем живущим и светлая, вечная, неугасимая память тем нашим спутникам, которых, как это ни горько, уже нет с нами! Спасибо вам, дорогие наши друзья!