Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

16 ноября 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Невольные подруги. Заключенные ГУЛАГа в рисунках Нины Лекаренко

29 августа 2019 – 1 декабря 2019

 

Энгельсская картинная галерея. Энгельс, пл. Ленина, 36

Телефон: 8 (8452) 39-18-04, 8 (8453) 55-78-87

Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

Анна Ахматова. Реквием

 Невольные подруги. Фото экспозиции 1 Невольные подруги. Фото экспозиции 2 Невольные подруги. Фото экспозиции 3 Невольные подруги. Фото экспозиции 4

Долгое время в Радищевском музее почти не было сведений о Нине Лекаренко, прекрасной модели живописного портрета кисти Владимира Лебедева, который поступил в собрание в 1984 году. Четверть века спустя сотрудники отдела современного искусства познакомились с дочерью Лекаренко, петербургским филологом Ниной Романовной Либерман. Она подарила музею более 90 рисунков матери. На выставке в филиале Радищевского музея – Энгельсской картинной галерее – представлена небольшая часть этой коллекции, посвященная заключенным ГУЛАГа.

«Осатанелых лет» в жизни Нины Алексеевны Лекаренко (в замужестве – Носкович; 1911-1995) было пять. Такой срок она получила в 1937 году как «член семьи изменника родины» (ЧСИР) после ареста и расстрела ее мужа Михаила Натановича Борисова, начальника конструкторского бюро завода «Двигатель». Их маленькая дочь осталась у родственников. Художница содержалась в Томском лагере для ЧСИР, а затем в лагерных пунктах Новосибирской области. Освободившись, она работала кассиром на лесозаводе, так как до окончания войны ей запретили покидать Сибирь. А разрешения вернуться в Ленинград пришлось ждать еще 8 лет.

Репрессии были массовыми, и подобный печальный сценарий разыгрывался не раз и не два. На выставке вы видите портреты женщин с искалеченными судьбами. Почти все они безымянны. Типичный ЧСИР – это вдова, оторванная от детей, обвиненная в предательстве своей страны, но продолжающая верить в то, что следователи допустили ошибку и все скоро закончится. Эта слабая надежда помогала принять происходящее.

Нина Лекаренко – одна из тысяч осужденных по приказу главы НКВД Николая Ежова о репрессировании жен «политических преступников». Но кое-что выделяло ее среди других. Она была художником. В 1939 году женщин из Томской тюрьмы перевели в поселок Яя. Лекаренко определили в Культурно-воспитательную часть, где она делала декорации и костюмы для самодеятельного театра. Известно, что заключенным, освобожденным от общих работ, жилось гораздо лучше и в лагере для них существовало особое обозначение – «придурки». Именно так – «Воспоминания “придурка”» – называются мемуары художницы, опубликованные в журнале «Нева» в 2001 году.

Но дело в другом. Через сталинские лагеря прошли многие мастера искусства, чьи свидетельства об этом времени для нас особенно ценны. Писатели, артисты, художники стремятся осмыслить трагедию советского народа, обобщить тяжкий опыт тысяч людей. Они острее чувствуют переживания ближнего и могут рассказать о них другим. К архивным документам и статистике обращаются лишь исследователи, Шаламова и Солженицына читают все. Подруга Евгении Гинзбург, автора «Крутого маршрута», вспоминает: «Когда к нам на Колыму прибыл тюремный этап, я тогда работала в больнице сестрой, женщины принесли ее очень больную, истощенную. В жару. Принесли и сказали: “Лечите ее. Женя должна жить, обязательно должна. Она самая лучшая, самая талантливая. Она обо всем напишет”…».

В произведениях Нины Лекаренко живет память о тех, с кем свела ее судьба. Пожелтевшие от времени листы хранят их образы. Это не зэки, не ЧСИРы, а простые люди, портреты которых, созданные на воле, наверное, выглядели бы так же. Они очень серьезны, не улыбаются, но ведь и в повседневной жизни бывает не до улыбок. Самое пугающее в этих рисунках – это даты их создания. Когда видишь в нижнем уголке надпись «декабрь 1937», невольно задумываешься о том, как сложилась жизнь героини, смогла ли она «перевернуть страницу» и начать сначала.

Нина Лекаренко после лагеря встретилась с повзрослевшей дочерью и вернулась к своей профессии – художник-иллюстратор. На протяжении 35 лет, начиная с 1953 года, она сотрудничала с издательствами Детгиз, «Карелия», «Просвещение» и создала оригинальные рисунки к книгам Г.Х. Андерсена, С.Я. Маршака, В.Ю. Драгунского, Л.А. Кассиля, А. Линдгрен, И.П. Токмаковой и других писателей. В 1950 году Лекаренко вышла замуж за искусствоведа Виктора Семеновича Носковича, который не побоялся жениться на женщине, пораженной в правах. Реабилитировали ее в 1957 году.

Мы надеемся, что выставка в Энгельсской картинной галерее внесет вклад в дело сохранения памяти о страшном периоде нашей истории, который не должен повториться.

Елена Шкута,

старший научный сотрудник

отдела русского искусства