Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск


Министерство культуры Самарской области
ГБУК «Самарский областной художественный музей»

ГБУК Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»


 

Пресс-релиз

«ВРЕМЯ ПЛАТОНОВА. БОРИС ИГНАТОВИЧ»

Фотографии из собрания

Мультимедийного комплекса актуальных искусств (Москва)

24 октября – 27 ноября 2011

ул. Куйбышева, 92. 1-й этаж, галерея «Коллекционер»

Открытие 24 октября, 18:00

Скомплектованная из архивов Мультимедийного комплекса актуальных искусств (Музей Московского Дома Фотографии), выставка представляет фотокопии с авторских негативов Бориса Игнатовича - выдающегося фотографа советской эпохи начала ХХ века. В экспозицию в Самарском областном художественном музее вошли более шести десятков работ мастера.

Борис Игнатович начинал как редактор и журналист. В качестве репортера «Красной звезды» Игнатович прошел сквозь фронты гражданской войны. В мирное время Борис Игнатович работал в столицах – редактором московской газеты «Горняк», заведовал редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотер». Бок о бок с Игнатовичем работали М.Булгаков, В.Катаев, М.Зощенко, Кукрыниксы. Общение с карикатуристами оказало на него огромное влияние – их взгляды на жизнь, непривычно острое мироощущение стали для Игнатовича опорной точкой в решении заниматься изобразительным искусством. По-настоящему судьбоносным для Бориса Игнатовича явилось знакомство со знаменитым художником В.В. Лебедевым, под влиянием которого молодой редактор и начал серьезно изучать историю и теорию фотоискусства. Увлечение фотографией началось с малого. Весной 1923 года Борису Игнатовичу дарят карманный «Кодак», и он просит пришедшего в редакцию «Смехача» М. Зощенко немного попозировать. Уходя же вместе с Зощенко с работы, Игнатович делает свой первый репортажный кадр – снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Не на шутку увлекшись фотосъемкой, молодой художник приходит к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии. Он изучает технику съемки, свойства оптики, познает секреты обработки фотоматериалов, что мгновенно дает результат. На всех фотографиях Бориса Игнатовича видно виртуозное мастерство владения камерой – а ведь в первой половине прошлого века техника была далека от сегодняшних стандартов как в оперативности и удобстве работы, так и в смысле технического качества получаемого результата. Работы Игнатовича помогали начинающим фотографам чувствовать световой рисунок, не злоупотреблять контрастностью или недодержкой, обедняющими тональные переходы, изучать технику, развивать пространственное мышление. Большое значение фотограф придавал умению использовать источники света и компоновать кадр соответственным образом, последовательно он проводил и мысль о необходимости искать наилучшую точку съемки, а не пытаться исправить композицию кадра фотоувеличением. Советы мастера фоторепортажа звучат актуально и сейчас, спустя более тридцати лет после его смерти. Работы Бориса Игнатовича нашли свое место в фонде классики мирового фотоискусства.

Биография Б.В. Игнатовича

1899 – родился в г. Слуцке (Белоруссия) в семье учителя гимназии

1908 – 1917 – учился в гимназиях г. Лодзи (Польша) и Луганска; был исключен из гимназии за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках

1918 – закончил с серебряной медалью гимназию в Петрограде; возвратился в Луганск, работал журналистом в газете «Северодонецкий коммунист»

1919 – вступает в ряды РКП(б) (Российская коммунистическая партия большевиков)

1919 – 1920 – заведует областным отделом РОСТА (Российское телеграфное агентство) в Стерлитамаке. Был делегатом Первого Всероссийского съезда работников РОСТА

1921 – 1925 – работает в московских и ленинградских ответственный редактор газеты «Горняк» в Москве; работал в юмористических журналах «Дрезина», «Смехач» и «Бузотер» в Ленинграде.

1923 – начал заниматься фотографией

1926 – один из руководителей Ассоциации московских фоторепортеров при Доме печати в Москве, участвовал в первой выставке фоторепортажа

1927 – 1930 –фоторедактор, затем репортер  газеты «Беднота»

1930 – 1934 – работал кинооператором  «Союзкинохроники»; снимал киноочерк «Сегодня» по сценарию Эсфири Шуб; участвует в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств»

1931 – 1932 – для журнала «СССР на стройке» снимал Ленинград с самолета. Вступил в группу «Октябрь», участвовал в выставке группы в Доме печати. Вместе с Александром Родченко руководил фотосекцией группы «Октябрь» (до роспуска группы в апреле 1932). В 1932 году избран председателем Московской ассоциации фотокорреспондентов

1935 – 1936 – руководил спецбригадой фоторепортеров при «Союзфото» для съемки сюжетов о стахановском движении

1936 – 1937 – фоторепортер газеты «Комсомольская правда».

1937 – 1938 - участвовал в Первой всесоюзной выставке фотоискусства (Москва – Ленинград – Киев); в выставке советского фотоискусства в Каунасе (Литва); в 1938 – 1939 – международной фотовыставке в Англии

1941 – 1944 – военный фотокорреспондент газеты «Боевое знамя» 30-й армии на Калининском фронте; снимает на Западном и Брянском фронтах

1945 – 1950 – военный фотохудожник студии им. Грекова

1951 – 1953 – работал фотохудожником производственно-технических мастерских ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), где в 1952 году организовал лабораторию цветной фотографии; работал в различных периодических изданиях

1959 – 1965 – руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», консультирует в фотостудии клуба «Трудовые резервы», ведет секцию фоторепортажа в клубе «Новатор»

Персональные выставки: 1947 – Прага (Чехословакия); 1948 – Москва. Центральный дом работников искусств; 1969 – Москва, Центральный дом журналистов; 1972 - Вильнюс

1976 – умер в Москве

О Мультимедийном комплексе актуальных искусств (бывший Московский дом фотографии)

Музейно-выставочный комплекс «Московский Дом фотографии» основан в 1996 году. МДФ — первый российский музей, который специализируется в области фотографии и осуществляет комплексную программу, направленную на развитие отечественного фотоискусства. Московский Дом фотографии — единственный в России музей, выбравший стратегию фестивалей и масштабных проектов. Эффективность этой стратегии продемонстрировали международные месяцы фотографии в Москве «Фотобиеннале» и московские международные фестивали «Мода и стиль в фотографии». Сотни выставок, организованные как в собственных выставочных залах, так и в крупнейших музеях и выставочных залах столицы, создают необходимую критическую массу значимого культурного события. Московский Дом фотографии располагает большой коллекцией старинной и современной российской художественной фотографии. Фотографическое наследие России по ряду объективных и субъективных причин сохранилось мало, поэтому МДФ ведет постоянную целенаправленную работу по выявлению, сбору и хранению фотоматериалов. Фонды музея не имеют каких-либо хронологических и тематических ограничений. Музейная коллекция продолжает пополняться, и на сегодняшний день насчитывает более 70 тысяч оригинальных отпечатков и негативов. Широко представлены все фотографические техники: от самых ранних — дагерротипов (1850-е годы ХIХ века), ферротипов, амбротипов до новейших, использующих цифровые технологии. В собрании музея находятся работы классиков российской фотографии Максима Дмитриева, Петра Павлова, Карла и Виктора Буллы, Моисея Наппельбаума, Александра Гринберга, Макса Пенсона, Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Ивана Шагина, Евгения Халдея, Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца и многих других.

Самарский областной художественный музей

г. Самара, ул. Куйбышева, 92. Время работы с 10.00-17.30, выходной - вторник

Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64