Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

19 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

«И так хотелось жить,
чтоб, звука не роняя, тебя любить,
обнять и плакать над тобой…».

Афанасий Фет.


К 60-летию со дня рождения Аллы Цыбиковой

(11.02.1951 – 25.05.1998).

 

Алла Цыбикова – явление вне времени и пространства.

Это тот случай, когда художнику удалось выйти за рамки узконационального и стать мировым, общечеловеческим, вечным. Причем это предопределено лишь мерой ее таланта, и по-другому не бывает. Для меня она встает в один ряд с самыми лучшими и самыми универсальными (от «универсализация») и самыми любимыми  художниками: Модильяни, Пикассо, Ван Гог. Как всякий большой художник, Алла Цыбикова имеет свой отчетливо-различимый авторский стиль, соединение неповторимых черт, формирующих узнаваемый творческий профиль. И эта смелость и самобытность, вкупе с искренностью,  внутренним богатством и высоким даром делают возможным многократное увеличение индивидуального значения до мирового масштаба.

Ее работы сложные для понимания, сюжетные, идейные, философские – и в то же время они личные, трогательные, беззащитные, невероятно лирические. При всей сложности, композиционной и содержательной, в них нет ничего мертвого, холодного, напускного, нет голого, эгоистичного эстетства, искусного самолюбования, чрезмерной измышленности, которыми подчас грешит претенциозное искусство. Хотя сама Алла очень боялась этой надуманной «нарочитости» и порой подозревала себя в этом[1]. Это не правда (может быть, за очень редкими исключениями) – от ее картин веет теплотой, одухотворенностью.

Безусловная духовность – вот то главное, чем отмечено ее творчество и ее личность. Эта незримая печать духовности лежит на ее собственном лице и каждой ее картине.

Лица на ее полотнах обостряют почерк, придают им завершенность, это один из глобальных авторских знаков. В каждом из них – лицо самой Аллы, ее глаза, ее грусть, ее размышление. У нее много автопортретов, но и в каждом чужом портрете или сюжетном персонаже читается ее взгляд, наряду с тем, что она тонко и точно умела передать «несхожее», нелинейное, интуитивное, художественное сходство.

Может показаться на первый взгляд, что картины Аллы светлые, радужные, пестрые, порой даже веселые – все это так. Но вместе с тем в них много печали, одиночества, поиска; а поздние работы и вовсе полны скорби, боли, щемящей тоски. В них она исчерпывающе раскрывает волнующие ее темы – «тема старения, тема ухода, тема конечности…»[2]. Они настолько пронзительно-грустные, глубокие и почти мрачные, что становится не по себе. Не по себе становится и от того, как молода была Алла, когда обратилась к этим темам, и как молода она была, когда ушла.

Но, несмотря на наличие в ее картинах светлого и скорбного начала, они гармоничны; быть может, это и есть гармония: когда это грусть – это светлая грусть, когда это счастье – это только миг. Алла была довольна, когда картины получались «звучащими»: «если картины звучат – это хорошее качество»[3], если «есть звук, ощущение ветра…»[4]. А ведь высшая форма гармонии – музыка…

Многие ищут сакральные смыслы в образах птиц Аллы. Ряд символических трактовок птичьей образности чрезвычайно обширен и включает разнообразные религиозные и мифологические традиции – восточные и европейские, шаманистские и индуистские, египетские и античные; вкладываемые смыслы могут быть зловещие или благостные, радостные или грустные. Можно много об этом распространяться – например, мне в данном контексте ближе всего образы райских птиц из русских легенд – Сирина и Алконоста. Я же хочу сказать о другом – об удивительной нежности, хрупкости этих птичек (выражение А. Ц.), которые населяют прозрачные, влажные, дымчатые полотна. Мне кажется, в большинстве своем эти птички – с детскими личиками, с дудочками и раковинами – олицетворение тонкой, наивной, беспечной, игривой и ласковой  души ребенка, чего-то неуловимого, теплого и уютного – оставшегося на задворках взрослого существования. Они как ангелы-хранители усаживаются на руки и головы, вьют гнездышки и нахохливаются на шляпках, защищая и умиротворяя, или освещают ветреный холм или озеро, превращаясь в маленьких пернатых духов местности. Они очень близки с образами детей, но это отдельная тема… Просто глядя на играющую на дудочке птицу с лицом ребенка, или голубя на шляпе мальчика хочется прижаться к кому-то взрослому, позаботиться о ком-то маленьком – иначе говоря, «обнять и плакать»…

 Ая Улзытуева,аспирантка филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова. 2011 г.

Илл.: Метаморфозы. 1995.


Кто-то зовет в снежной степи.1996     Мальчик с рыбкой (портрет сына).1990.     Метаморфозы


В этом году Алле Цыбиковой исполнилось бы 60 лет. В Художественном музее имени Ц.С. Сампилова проходит выставка «Улыбка Аллы», в которую помимо некоторых известных произведений в первую очередь вошли ранее не показывавшиеся работы из коллекции семьи Цыбиковой и других частных коллекций, а также ценные экспонаты из личных вещей художницы.

[1] Воспоминания и письма Аллы Цыбиковой из альбома «Алла Цыбикова», 2006.

[2] «Алла Цыбикова», 2006, С. 6.

[3] «Алла Цыбикова», 2006, С. 136.

[4] «Алла Цыбикова», 2006, С. 185.