Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского

Екатеринбург, ул. Белинского, 15

Т.: (343) 371-26-48, 8-904-98-611-34; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; http://book.uraic.ru

«РУЧНЫЕ СМИ. Стенгазеты 1940-1980-х. Рукописные журналы Дениса Большакова»

12 января - 14 февраля

 

в холле 2 этажа нового здания библиотеки

Партнеры выставки: Детская общественная организация Отряд "Каравелла", Музей гимназии №9, Музей истории УГТУ-УПИ, Музея истории УрГУ им. А. М. Горького, Музей истории Уралмашзавода

В момент своего появления в 1920-е годы стенгазета мыслилась как «симптом расширения социальных связей, создания новой пролетарской общественности», создавалась там, «где есть работающий коллектив, где есть общественная жизнь или где делаются попытки создать эту общественную жизнь». В начале 1970-х годов в Свердловской области выпускалось 25 тысяч стенных газет. На одном только Уралмашзаводе создавалось не менее 120 стенгазет, двенадцать из которых выходили ежедневно.

В музеях и архивах Екатеринбурга сегодня хранится лишь малая часть стенгазет прошлого. Для выставки отобраны разные типы стенгазет 1940-1980-х годов: газеты о повседневной жизни коллектива, сатирические, праздничные. Все они знакомят с характерными приемами оформления и письма, со многими обычными для стенной печати темами заметок и рисунков, главное же - с возможностями стенной печати и эволюцией стенгазеты, метафорически говоря, от общественно-политического издания к таблоиду.

Множество примечательных историй и личных воспоминаний связано со стенгазетами. Кто их только не выпускал, кто только для них не писал: у Ильфа и Петрова была своя стенгазета «Сопли и вопли», для стенгазет писали Юрий Гагарин и другие космонавты; даже челюскинцы на льдине - и те выпустили три номера своей стенгазеты.

Знаменитые стенгазеты были и в Свердловске, такие как «Логос» в УрГУ или самая старая из до сих пор существующих - газета отряда "Каравелла", в котором своя стенгазета выходит с 1966 года, после каждого сотого выпуска меняя название. Для стенгазет в молодости писали, их редактировали литературный критик В. П. Лукьянин и философ и ректор Гуманитарного университета Л. А. Закс, рок-музыкант В. Бутусов и фотограф И. Зиганшин, В. А. Кокшаров, премьер-министр Свердловской области в 2007 - 2009 годах, и многие-многие другие.

На выставке также показываются рукописные журналы Дениса Большакова. Работая мясником на рынке, он много лет ведет свою летопись жизни города: приходит на встречи с гостями города, на выставки, в разные организации и собирает автографы, штампы, вклеивает рисунки, вырезки из газет и журналов. Это повествование: фрагментарное, личное, наивное, фиксирующее как события личной жизни, так и события городской жизни - ставит вопросы о том, что есть городское событие сегодня и какие способы неформальной, неофициальной репрезентации городской жизни возможны и насколько такие попытки общественно значимы. Перекликаясь визуально со стенгазетами, эти рукописные журналы наследуют и их амбиции, но в эпоху, когда сама способность любых СМИ формировать значимые общественные ценности ставится под сомнение.

 

РУЧНЫЕ СМИ. Стенгазеты 1940–1980-х. Рукописные журналы Дениса Большакова

В начале 1970-х годов в Свердловской области выпускалось 25 тысяч стенных газет. На одном только Уралмашзаводе создавалось не менее 120 стенгазет, двенадцать из которых выходили ежедневно.

В музеях и архивах Екатеринбурга сегодня хранится малая часть стенгазет прошлого. Для выставки отобраны разные типы газет 1940–1980-х годов: о повседневной жизни коллектива, сатирические и праздничные. Их подборка знакомит со всеми характерными приемами оформления и письма, со многими обычными для стенной печати темами заметок и рисунков, главное же – с возможностями стенной печати и постепенным сведением задач стенной печати к развлекательно-информационным. Метафорически можно сказать, что стенная печать с 1920-х годов к 2000-м проделала путь от общественно-политической газеты к таблоиду.

В советские времена публиковались разнообразные пособия для создателей стенгазет, устраивались смотры и конкурсы стенной печати. Вокруг стенгазет формировался свой «фольклор», разные рабкоровские присказки: «И малые газетки сыграют свою роль в пятилетке», «Факт, что ягода: переспеет – пропадет». Стенные газеты классифицировали: заводские, колхозные, армейские, учреждений, школьные; отпечатанные в одном или нескольких экземплярах, рукописные и даже меловые (их писали ежедневно мелом на досках); газеты к праздникам, сатирические листки у проходной завода, фотообвинения. «За урожай», «За стройматериалы», «За рентабельное хозяйство», «Вперед», «Активист», «Комсомольская коса», «Вилы в бок», «Колючка», «Сучкорезка», «БОКС», «Ученик», «Нептун», «Словарь», «Орбита» и т. д. Множество примечательных историй и личных воспоминаний связано со стенгазетами. Кто их только не выпускал, кто только для них не писал: у Ильфа и Петрова была своя стенгазета «Сопли и вопли», для стенгазет писали Юрий Гагарин и другие космонавты; даже челюскинцы на льдине – и те выпустили три номера своей стенгазеты.

Знаменитые стенгазеты были и в Свердловске, такие как «Логос» в УрГУ или самая старая из до сих пор существующих – газета отряда "Каравелла", в котором своя стенгазета выходит с 1966 года, после каждого сотого выпуска меняя название («На абордаж», «Флибустьер», «Барабанщики» и т. п). Для стенгазет в молодости писали, их редактировали литературный критик В. П. Лукьянин и философ и ректор Гуманитарного университета Л. А. Закс, рок-музыкант Вячеслав Бутусов и фотограф Ильдар Зиганшин, В. А. Кокшаров, премьер-министр Свердловской области в 2007 – 2009 годах, и многие-многие другие.

«Логос» начал выходить в 1965 году на философском факультете и почти сразу был признан лучшей стенгазетой УрГУ, хотя многотиражка «Уральский университет» за 9 мая 1970 года в заметке «Итоги смотра стенных газет» и сообщала, что «в газете философов встречаются изъяны в оформлении: ненужная замысловатость, хлёсткость и т. д.» Лев Абрамович Закс, чьи тексты в последствии также прославили «Логос», вспоминает: «... у нас была стенгазета «Логос». Она была эффектной и оригинальной, не висела на стене, а крепилась к опорам, «обрастала мочалками» или заковывалась в цепи. И выход каждого номера становился событием. <...> Почти каждый номер снимался, находили какой-то материал, который считался «неправильным». То «не та» оценка, то «не та» картинка, «не та информация»*.

Существовали некоторые схемы оформления стенгазет. В 1920-е годы стенные газеты могли печатать на станке, но потом предпочтение было отдано рукодельной газете. Каждый номер некоторых газет целиком выполнялся вручную (как «БОКС» УИИ), тогда как для других газет создавались специальные витрины или стенды с кармашками, в которые можно было помещать новые заметки и рисунки на отдельных листах, что упрощало работу (в музее екатеринбургской гимназии №9 хранится такая конструкция для школьной стенгазеты «БОКС» 1950-х годов).

Изобразительные приемы сложились сразу. В сборнике «Стенгазета» за 1925 год читаем: «На полу разложен лист готовящегося к выпуску номера. Десяток ребят в разных позах склонились над ним. Наклеивают узкие полоски с печатным текстом или карикатурой, подрисовывают виньетку, приделывают "фотографическую" голову заведующего школой к туловищу Ллойд-Джорджа, придумывают заголовки и проч.» Неизменный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» соседствовал с аккуратно перерисованным из журнала крокодилом или иной шаблонной картинкой, но страницы стенгазет заполняли и живые контурные рисунки и коллажи самодеятельных художников.

В стенной газете прижились все жанры газеты обычной, хотя предпочтение отдавалось сатирическим объявлениям, частушкам, подписям к картинкам (потом появились и шуточные гороскопы с рекламами), а также литературным сочинениям, от стихов до романов.

* Л. А. Закс. «Жизнь - очень ответственная штука!» / Алена Кононова // Студик. - 2009. - №7. - С.6-7.

 

РУЧНЫЕ СМИ. Стенгазеты 1940–1980-х. Рукописные журналы Дениса Большакова

Во многих фельетонах и романах, от «Республики Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева (1926; оба автора в бытность учениками Шкиды были активными создателями стенгазет) до «Тридцатой любви Марины» В. Сорокина (1984), история со стенгазетой значима для сюжета.

Стенгазета стала одной из знаковых примет советского быта: о ней упоминают и Владимир Набоков, и Александр Солженицын, Андрей Платонов с Сергеем Довлатовым. Герои Даниила Хармса и Агнии Барто и многих других писателей корпят над стихами и рисунками для стенгазет.

Сегодня также производятся стенгазеты и боевые листки и устраиваются их конкурсы, но редко современная стенгазета воспринимается как средство массовой информации, периодическое издание с хроникой, интервью, репортажами, сатирическими рубриками, выражающее и формирующее общественное мнение. Скорее современная культура восприняла язык стенгазеты как некий декоративный стиль, плакатную форму.

В момент своего появления стенгазета мыслилась как «симптом расширения социальных связей, создания новой пролетарской общественности», создавалась там, «где есть работающий коллектив, где есть общественная жизнь или где делаются попытки создать эту общественную жизнь», о чем сообщалось в сборнике статей «Стенгазета», выпущенном в 1925 году издательством «Работник просвещения». В этом же сборнике в статье Я. Шафира обозначены ключевые качества стенной газеты: возможность рассказывать о внутренней, частной, но важной для общественного самосознания определенного коллектива (в терминологии того времени, «интимной») стороне жизни, адресность всех материалов, их связанность с конкретным личным опытом читателей. Критический тон стенгазет – еще одно из их важных качеств; стенгазета должна была давать возможность управлять репутацией в малых коллективах силами его членов.

Так, стенгазета УПИ (тогда УИИ) «БОКС» за апрель 1945 года не содержит никаких упоминаний о войне, но представляет повседневную жизнь Уральского индустриального института, быт студентов: тут и история о том, как с ноября 1944 года одна из студенток безуспешно пытается починить сапоги, и сатиры на студентов, работников ателье в студенческом городке и т. п. Больше нравов, чем политики. Больше частных проблем, чем истории.

Очень живой была и газета отряда «Каравелла», в которой во множестве публиковались как репортажи о жизни отряда, так и размышления отрядовцев о достоинстве, ответственности, об отношениях детей со взрослыми и ребят друг с другом: все эти тексты о жизни общества и личностных ценностях комментировали частные случаи, личный опыт авторов.

Стенгазета задумывалась как инструмент управления общественным мнением - внутри определенных групп. Вот она - под боком, пишет о знакомых людях и написана знакомыми. Въедливо выискивает и высмеивает недостатки. Сейчас кажется, кому какое дело, пронес ли рабочий бутылку водки на территорию завода или нет, и насколько значителен факт курения в школьном туалете, чтобы писать о нем в стенгазете. Что это вообще за тон? В «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Солженицын с горькой иронией упоминает стенгазету «Стукач». Авторы пособий для редакторов стенной печати наставляли: нельзя зубоскалить, нельзя оскорблять. Авторы стенгазет постоянно должны были находить границу между личным и публичным в ситуации, когда многие стороны частной жизни подвергались жесткому и излишнему публичному контролю.