Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 января 2021

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Выставка в Русском музее Архипа Куинджи

(с 26декабря до марта 2008 г.)

Выставка произведений Архипа Ивановича Куинджи 1842(?) -1910 организована Русским музеем и приурочена к 165-летию со дня рождения классика русского пейзажа.

Вот как творчество Куинджи представлено посетителям выставки: «Куинджи принадлежит к числу выдающихся русских художников, участвовавших в формировании национальной пейзажной школы живописи.

Эмоционально приподнятое истолкование природы, обобщение форм, повышенная контрастность и интенсивность художественного строя, поиски картинности – характерные черты искусства Куинджи.

Зрителям известны лишь немногие из его романтических полотен, постоянно экспонирующихся в крупнейших музеях страны. Большая часть наследия художника, принадлежащая в настоящее время Русскому музею, не знакома публике, хотя в этюдах и эскизах Куинджи был истинным новатором, предвосхитившим формальные поиски художников русского авангарда».

На выставке, в трёх больших залах, в корпусе Бенуа, представлено около 200 произведений мастера из собрания Русского музея. Помимо знаменитых полотен, таких как «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Вечер на Украине» (1878-1901), «Ночное» (1905-1908), «Радуга» (1900-1905), демонстрируются и неизвестные публике этюды, многие из которых имеют вполне самостоятельное значение, а также незавершённые крупноформатные картины «Облака» (1900-1905), «Туман на море» (1905-1908), экспонирующиеся впервые. Именно благодаря этим живописным произведениям можно как специалистам, так и начинающим художникам проследить и постичь сам творческий процесс художника.

Сама подача материала достаточно необычная – мы привыкли видеть преимущественно большие законченные произведения художника в традиционной развеске музея, - на этот раз каждый посетитель выставки может очень с близкого расстояния оценить каждый этюд художника, который подаётся и воспринимается зрителем как вполне законченное самостоятельное произведение.

Анализируя и изучая творчество великого мастера, научные сотрудники музея пришли к выводу, что условно все пейзажные произведения можно разделить на три большие категории: «Земля», «Вода», «Воздух».

Именно по такой тематике и размещаются произведения Архипа Куинджи. По словам заведующего отделом живописи второй половины XIX-нач.XXвв. Русского музея – профессора Владимира Алексеевича Леняшина, зрителя приглашают погрузиться в путешествие: через три большие стихии, начиная с «Земли» - первый зал, за ним по принципу коридорной системы следует «Вода», и мы, наконец осуществляем «Восхождение» – третий зал - «Воздух».

Именно «Восхождение», только так благодаря живописным произведениям преимущественно из последнего периода творчества, 1900-1910 гг.: «Полдень», «Радуга», «Закат», «Снежные вершины» можно представить и трансформировать то состояние в живописных произведениях, которые представлены на этой юбилейной выставке.

Необычность подачи материала отмечены многими посетителями выставки.

Зрителю предоставлена возможность наедине пообщаться с картиной, именно картиной воспринимаются миниатюрного размера этюды. Ощущается весомость форм и выверенность каждого композиционного решения.

Помимо трёх основных залов, в одном из небольших залов находятся необыкновенно важные материалы, благодаря которым посетители выставки могут при желании ознакомиться более подробно с биографией художника, его творческими поисками. Под стеклом находятся издания из сектора редкой книги ГРМ:

  • Издатель Н.И.Бутковская, текст А. Ростиславова «А.Куинджи», Спб,1914;
  • Неведомский М.П. «Репин И.Е., Куинджи А.И.», СПб, издание общества им.А.И.Куинджи, 1913;
  • Неведомский М.П. «Куинджи», М., ИЗОГИЗ, 1937;
  • Куинджи. Посмертная выставка картин 13 января-13февраля 1913. СПб.

Известно, что к предстоящему открытию посмертной выставки А.Владимировым была написана картина «Куинджи среди своих пернатых друзей». Репродукция с картины этого художника печаталась в «Петербургском листке», № 9, 10 января 1913 года. Сейчас в экспозиции находится этот номер журнала. Ценно – перед зрителем последний фотопортрет А.И.Куинджи, 1908 г. (Неизвестного фотографа для журнала «Новое Время», 17 июля 1910г), «Друзья за шахматами: Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи», рядом с ними А.И.Менделеева – фото неизвестного фотографа для журнала «Нива» 1907, №5, «Чествование академика А.И.Куинджи 19 февраля 1909 в Санкт-Петербурге в День Ангела художника и торжественного открытия Общества его имени (с оригинального рисунка с натуры академика С.М. Зейденберга для журнала «Огонёк») и др. не менее интересные документы.

Мы сможем увидеть набросок с натуры Анны Ивановны Менделеевой (1860-1942) «Портрет А.И.Куинджи», выполненного для журнала. Другим его современником и другом – И.Е.Репиным (1844-1930) в 1877 году написан портрет художника А.И.Куинджи – это полотно - центральная часть экспозиции зала, рассказывающего о жизни художника.

Зритель может увидеть вид из окна квартиры А.И.Куинджи в Петербурге на углу 6-ой линии и Малого проспекта Васильевского острова, выполненного самим художником в 1876-1890 годах (бумага на картоне, масло).

Тут же и сама работа И.А.Владимирова (1869-1947) «На крыше, А.И.Куинджи кормит голубей». 1910 год, холст на картоне, масло.

В цветовом решении можно представить и графические произведения художника, зрителю представилась возможность посмотреть целые альбомы его этюдов, набросков выполненных графитным карандашом, некоторые в технике растушки. Тушью, например, выполнен «Горный пейзаж» в 1890-1895 гг., как самостоятельное графическое произведение воспринимается работа «Волна и чайка», (1880 год, графитный карандаш).

В этой же технике представлен портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи, (набросок 1875года).

О торжественном открытии памятника А.И.Куинджи на Смоленском кладбище 30 ноября 1914 года мы узнаём из фотографии. В этом мероприятии присутствовали: Н.К.Рерих, В.А. Беклемешев, А.В.Щусев, Н.П. Богданов-Бельский, С.М. Зейденберг и др.

Зритель, ознакомившись с произведениями мастера, может пройти вперёд, в следующий зал музея, но подмечена следующая закономерность - многие посетители возвращаются в первый зал. Ещё более внимательно вновь рассматривая и изучая произведения художника, останавливаются возле стенда, который рассказывает о творчестве художника, в хронологическом порядке представлены основные даты из жизни и творчества Архипа Ивановича. Например, Куинджи в 1853 году отправился в Феодосию, к И.А.Айвазовскому, где несколько месяцев занимался под руководством ученика Айвазовского А.И. Феслера, свой творческий путь как ретушёр у фотографов начинает с 1856 года сначала в Мариуполе, а затем в Одессе, с 1863 по 1866 год занимается в открытой И.А. Айвазовским общей художественной мастерской, с 1868 по 1870 год – в качестве вольнослушателя посещает классы Академии художеств. В этом же 1868 году экспонирует на академической выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», а 15 сентября признан Советом Академии художеств «достойным звания свободного художника», в этот период он сближается с И.Е.Репиным и В.М.Васнецовым.

Более подробно с фактами его художественного роста можно познакомиться на этой выставке. О произведениях, представленных на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, «Вид на острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь», в газете «Temps» критик Поль Манц пишет: « Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности: «Лунная ночь на Украине» - удивляет…Необычайность зрелища притягательно действует на глаз…».

Музеем выпущен каталог произведений из коллекции ГРМ. На протяжении этой зимы зрителям предоставлена возможность изучать и наслаждаться разным настроением и состояние природы, в произведениях А.Куинджи.

Т.Н.Земляная,
16.01.2008,
(фото автора)