Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

28 ноября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

II Всероссийскую выставку акварели, открытие которой состоялось 17 ноября 2006 года, провел Курганский областной художественный музей при финансовой поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Комитета по культуре и искусству Курганской области и при участии Курганской организации Союза художников России.

Идея проведения всероссийских акварельных выставок родилась четыре года назад благодаря целенаправленно собираемой Курганским областным художественным музеем коллекции акварели России и бывшего СССР. Коллекция, которая насчитывает более 1500 единиц хранения (среди них - листы А.Фонвизина, Л.Бруни, С.Герасимова, Д.Скулме и других не менее известных авторов), вправе «рассчитывать» на пополнение. Более того, наличие на Урале ряда сильных акварелистов, представителями которого являются многие курганские мастера, только укрепляло решение.

Правы или нет, но мы привыкли считать Курган городом, где акварель пользуется особым вниманием и среди художников, и среди зрителей, и среди специалистов-искусствоведов. В 1960-е годы курганские акварелисты, наряду с мастерами бывшего СССР, стояли у истоков возрождения этой техники в стране. Несмотря на то, что творческий энтузиазм и рвение, присущие 60-70-м, в последнее время заметно поубавились, за несколько прошедших десятилетий сформировалось не одно поколение акварелистов, подтвердивших свое мастерство на самых престижных выставках страны и за рубежом.

Так, одним из направлений деятельности музея в течение почти двух десятков лет стало осуществление художественных проектов, нацеленных на изучение творчества художников-акварелистов и демонстрацию произведений акварели. Выставки, монографически представляющие авторов и раскрывающие особенности и достоинства этой техники, являются ежегодными акциями. Достаточно назвать прошедшую в Кургане в 2006 году и организованную совместно с музеем современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) персональную выставку известного отечественного мастера акварели, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, доктора педагогических наук Н.Н.Волкова, являющегося к тому же автором трудов в области исследования теории изобразительного искусства.

Со временем, Союз художников России стал значительно меньше внимания уделять организации акварельных пленэров и выставок. Поэтому, в последние годы эту миссию на себя взяли художественные музеи и галереи. Так были реализованы многие масштабные проекты: биеннале графики и акварели в Калининграде, Новосибирске, Петрозаводске. Перемещение столь внушительных экспозиций из столиц на периферию стало одной из тенденций современного российского культурного процесса.

Спустя десять лет после IX Всесоюзной выставки акварели в Москве, Курган решил взять на себя смелость продолжить художественную традицию.

Возрожденную инициативу I ВВА логически продолжила II Всероссийская выставка акварели.

Проект 2002 года, кроме основной экспозиции, включал ретроспективную выставку акварели из фондов музея и акварельный пленэр. Круглый стол, в котором приняли участие художники, сотрудники галерей, музеев, обозначил проблемы и организационного, и творческого характера. Экспозиция представляла 250 произведений 82 авторов из 22 городов России, - от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока.

Масштаб II ВВА оказался значительнее. Художники 54 городов откликнулись на предложение участвовать в проекте. Выставком рассмотрел более тысячи произведений 275 участников. Из них в экспозицию вошло 368 произведений 161 автора. География выставки обширна: от Петрозаводска, Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, от Салехарда до Астрахани, включая центральные регионы и столицу. Активнее других оказались художники Урало-Сибирского региона – наших ближайших соседей. Всего в выставке приняли участие 37 центров России. Отрадно, что пятую часть авторов составляют молодые акварелисты в возрасте до 35 лет.

Нынешняя всероссийская выставка, проведенные недавно биеннале в Петрозаводске, выставка акварели в Башкирии ярко доказывают неослабевающий интерес к технике, опровергая в то же время, несостоятельность высказываний о неактуальности акварели.

Возможно, интерес современного зрителя к живописным полотнам больше, нежели к «эфемерной» демократичной акварели. Но, уступающая живописи маслом в долговечности, она выигрывает во многом другом. И, прежде всего, в возможностях, скрытых в самой технике – мобильности, эмоциональности, импровизационности и податливости руке автора. Эта техника, вовлекшая в годы подъема в свои ряды целый ряд авторов, и сегодня имеет над ними неоспоримую власть. Ольга Порхайло и Рахиль Боим (Москва), Александр Каштанов (Петрозаводск), Герман Травников (Курган) являлись участниками акварельных выставок еще советских времен. Совершенно не случайно и абсолютно заслужено в завершении I ВВА был вручен диплом «За вклад в развитие российской акварели» Ольге Иосифовне Порхайло, одной из тех, кто вносил на протяжении многих десятилетий весомый творческий и организационный вклад в дело процветания техники.

Многим авторам присущ универсальный характер творчества. Редко останавливая свой выбор только на акварели, они работают в разных техниках. Тенденцией стало и использование смешанной техники. Нередко совмещение с мягкими графическими материалами, гуашью, темперой, использование элементов печатной графики, коллажных приемов. Для создания образа и выражения идеи любые технологические изощрения могут играть свою роль и быть органичны. Но, все же, совершенно справедливо отдавая дань классическим приемам работы на бумаге, организаторы выставки желали видеть чистоту техники. И без того большие выразительные возможности материала усиливаются, раскрываются благодаря индивидуальности авторов. Как результат - разнообразие манер, приемов, жанров и мотивов.

Всероссийская выставка - акция большой значимости, которая демонстрирует уровень развития акварели разных регионов и обозначает новые перспективы.

Данный проект направлен на поддержку акварельного движения в сегодняшней России, сохранение, развитие техники и объединение творческих сил художников-акварелистов. Традиция акварельных выставок, унаследованная с 1960-х, должна быть продолжена. Акварель доказывает свою жизнеспособность и значение для развития художественной культуры страны. Объединение всех творческих сил в сложных современных условиях жизненно необходимо. Одно из достоинств большой выставки - она позволяет рядом с известными мастерами, чьи имена стали достоянием истории художественной культуры, увидеть, заметить, оценить имена новые.

Ольга Луцко,
искусствовед.


Всероссийские выставки акварели, в отличие от обычных масштабных экспозиций - региональных, республиканских, это не только значительное художественное явление, но и своеобразная научная лаборатория, где можно представить современное состояние данного вида изобразительного искусства. Разнообразие художественных школ, жанров и стилей, образных систем и приемов работы с акварелью, монументальные композиционные обобщения и беглые этюды - вот далеко не полный диапазон возможностей уникальной техники работы с «водяной» краской.

Но у акварели, как у любой природной стихии, есть своя излюбленная грань самовыражения. Мягкие потеки воды, непредсказуемость ее движения, естественная прозрачность, подчеркнутая белизной бумаги - все эти ее свойства органичнее всего воспринимаются в жанре пейзажа. Поэтому акварелисты, в большей мере, любители пленэра. Природный ландшафт для них - отправная точка в работе, хотя интерпретаций живых впечатлений столько же, сколько самих художников. Представленные в экспозиции пленэрные этюды В.И. Ступина, В.И. Олейникова, В.Г. Сысоева - вполне законченные композиции, а скромность, даже некоторая скупость выразительных средств, лишь подчеркивает уровень культуры отношения к данному жанру, связанному с непосредственностью мгновенного восприятия. Но чаще - природные впечатления проходят множество превращений. Порой они становятся опоэтизированными лирическими высказываниями, например, у А.М. Шапошникова, А.М. Туманова, Г.В. Иванова, В.П. Лобанова. Приобретают эпическое звучание в акварелях таких мастеров, как А.И. Каштанов, Г.А. Травников, Ю.А. Рыбьяков. Становятся своеобразным философски-созерцательным размышлением - у В.К. Пшеничникова. Получают условно-обобщенную форму в причудливых композициях Э.А. Гринина и И.В. Грищенко. Взрываются яркой декоративностью у художников из Башкортостана - Т.А. Андреевой, Г.В. Карпова, В.И. Суздальцева. А иногда отдельные простые элементы пейзажа становятся основой для создания монументального пластического образа (серия “Кусты” В.М. Питиримовой, пейзажи А.В. Герасимова), или световой и тональной игры – в акварелях Н.А. Щетининой, или подчеркнутой знаковости самой фактуры письма – в тобольских листах К.О. Шохова и абстрактной серии В.В. Колова «Стена храма». У В.С. Бухарова зрительное впечатление дробится до бесконечных отдельных звенящих пятен, Л.И. Ораева словно сплетает из прозрачных мазков легчайшее кружево, а Е.Э. Федорова, напротив, обобщает свое ощущение до цветного силуэта. Даже простые извечные мотивы, к примеру, такие, как сельский дом с двускатной крышей, дают возможность неординарных решений, в основе которых могут быть совершенно разные принципы: преувеличенный светотеневой контраст - у Ю.В. Топоркова и В.В. Бубнова, пространственное смещение - у А.Г. Веселкина, С.М. Удалова и Е.Н. Сорокиной. И часто в архитектурных пейзажах даже сами дома становятся своеобразными живыми персонажами, каждый со своей неповторимой судьбой (произведения М.П. Лямкина, Э.К. Алексеева, В.А. Штрейса). Есть на выставке и панорамные пейзажные композиции - у таких акварелистов, как И.А. Санин, Н.А. Годин, А.С. Абрамов, Ю.В. Ислямов. И может, не случайно многие из этих произведений – пейзажи портовых городов, где сам мотив диктует масштаб построения.

Наиболее камерным жанром по праву считается натюрморт. Но в акварели и предметный мир так же неоднозначен. Конечно, есть в экспозиции привычные цветочные композиции, выполненные в разной манере и с применением разных приемов живописи – мягкими прозрачными заливками краски (А.В. Портнова), плотными насыщенными тонами (Л.Ю. Волегова, О.М. Холодова). Но вот неожиданное решение пылающего, словно перья жар-птицы «Букета» Э.А. Гринина, изысканные узоры цветных пятен на белом листе в духе восточной живописи у С.В. Никонюк, световая ажурность «Листа» А.В. Степанова. Активные цветовые, беспредметные по сути, композиции О.С. Белохоновой, в которых кисть художницы словно извлекает на свет из привычных цветов – ириса, мимозы, лилии - их горделивую сущность. Других интерпретаций жанра в экспозиции немного, среди них привлекают внимание натюрморты-обманки К.В. Люшаковой с сюжетным подтекстом и противоположные им по условности формы листы С.И. Корьякина с загадочным названием «Встреча с солнцем».

Истинная культура альбомного акварельного портрета сейчас является уже историей, оставшейся в XIX веке. Также неподражаем и невосстановим стиль фонвизинского портрета. Поэтому у современных авторов свое видение жанра. Прежде всего, это узнаваемые конкретные лица, хотя сама акварель может быть написана в свободной этюдной манере (у В.Г. Серегиной), или быть конкретно прописанной (у Г.П. Перова), а также объединятся в тематическую серию (у И.А. Арослановой). Но часто портрет - лишь предлог для создания образа, яркого и запоминающегося, но обобщенного. Сияюще праздничны женские портреты П.Е. Абрамова, в произведениях О.М. Лусегенова выразительность лиц портретируемых подчеркнута окружающим их роскошным орнаментом. Рядом с их экзотической изысканностью работы Т.В. Ожгибесовой (Сусь) предстают неким сверх монументализированным парадоксом.

Многие портреты перерастают рамки жанра и ,незаметно насыщаясь действием, становятся сюжетными: от сосредоточенного самоощущения детства в акварелях М.Н. Полетаевой, Н.А. Чильникиной, Н.А. Шапошниковой к созерцательным прогулкам в серии Р.С. Боим, или ностальгическому триптиху Л.З. Рахматуллиной «Памяти Александра Касымова». А жанр собственно тематической композиции вовсе не имеет определенных ограничений: здесь и уютная камерность домашнего общения в листах О.Н. Рыбниковой, и безыскусная радость народных православных праздников Масленицы и Пасхи в произведениях И.И. Фартукова. И неожиданность встреч где-то в Бретани (О.Ф. Трофимова), и откровенная карнавальность игровых феерий Е.А. Коробейниковой и М.М. Гардубея.

Конечно, в любой экспозиции особое, трепетное, внимание привлекают произведения, связанные с национальными культурными традициями и историей. Мистические композиции А.В. Жукова словно сотканы из земных отголосков прозрачнейшего фаворского света, Ирреальность высшего бытия, духовное постижение и отрешенность от суеты – в не акварельном исполнении было бы невозможно передать это состояние. А плотные, казалось бы, очень земные по ощущению акварели В.В. Иванкина, написанные под впечатлением Шадринского пленэра, на самом деле изнутри просвечены тем же сиянием. И очень обнадеживающе звучит даже само название одной из работ «Свет в соборе. Начало реставрации». Пожалуй, своеобразными историческими пейзажами можно назвать и серию О.И. Порхайло «Связь времен». Монументальная торжественность соборов московского кремля, яркие праздничные сполохи фейерверка и всплески крыльев птиц над ним – сюжет привычный, но непреходящей ценности.

Своя история и национальные мотивы очень выразительно звучат в акварелях башкирских художников. У Л.Р. Галимовой в триптихе «Кузыкурпес и Маянхылу» воспевается вечная трепетная тема ожидания любви, вознесенная здесь до поэтического образа. А в акварелях З.А. Галимовой из серии «Сагарак» обыгрывается мотив юрты, как своеобразного символа вселенной, свойственного всем кочевым народам, и здесь вокруг него выстраивается поистине парад планет. И если одному из этих произведений присуща мягкая текучесть тональных переходов и плавность линий, то другое построено на резких контрастах цвета и почти геометрического орнамента, в котором угадываются стилизованные изображения бараньих рогов. Вообще, роскошь и декоративность цветовой гаммы, орнаментальные ассоциации чрезвычайно свойственны некоторым авторам из Башкортостана (С.М. Махмутов).

Наверно, нужно сказать о том, что действительно беспредметных, отвлеченных от реальных зрительных впечатлений, композиций представлено не так уж много, но и в них, пожалуй, есть свои ассоциации, но иные. Это фактурная игра в крупномасштабном диптихе А.С. Алиева, где монохромная шероховатая поверхность напоминает неровности застывшей от холода земли. «Цветные сны» А.А. Пономаревой с ее подсознательными ощущениями легко меняющихся расплывчатых форм. И выплески «Кёльнской воды» (французское словосочетание eau de Cologne – это буквальное происхождение слова «одеколон») С.Г. Бакшаевой, где пряность цветовых сочетаний действительно ошеломляет, как резкий парфюмерный аромат.

В немногочисленных на выставке книжных иллюстрациях конкретность порой сочетается с некой сказочной условностью, как, например, в прелестной фантазии Н.В. Бронниковой на тему сказки Трэверс «Мэри Поппинс» или в иллюстрациях А.В. Гилева к сказкам Р. Киплинга. А в некоторых акварелях подробная детализация сюжета также подразумевает почти литературный подтекст – у Г.А. Кудрявцева, С.Е. Моисеенко, С.В. Побегайло.

Подробно говорить об особенностях авторской манеры и способах работы с акварелью каждого автора весьма сложно. Так как истинный художник находит свои приемы, которые узнаваемы, но неповторимы, как особенности туше – прикосновения к звуку – у пианиста или скрипача. В этом еще одно уникальное свойство акварельной живописи, она позволяет экспериментировать, изобретать все новые и новые секреты мастерства, но она же порой беспощадна к ошибкам, не выносит постороннего вторжения, требует особой деликатности и, наверно, особого склада творческого темперамента. С этой точки зрения, экспозиция дает возможность сравнения, изучения и обобщения для искусствоведов и художников. А для любителей искусства – множество ярких эмоциональных впечатлений.

Елена Ситникова,
 искусствовед

  • Акварель_12
  • Акварель_11
  • Акварель_10
  • Акварель_9
  • Акварель_8
  • Акварель_7
  • Акварель_6
  • Акварель_5
  • Акварель_4
  • Акварель_3
  • Акварель_2
  • Акварель_1