Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Художественный проект Британского Совета 2005-2007 гг.

Инициированные Британским Советом отдельные выставочные акции прошлых лет на территории нашей страны ставили своей целью корреспондировать британское искусство в российское художественное пространство. Активное сотрудничество с российскими регионами началось наиболее интенсивно в постперестроечное время, тогда, когда наши достаточно удаленные и закрытые ранее для международного культурного обмена на многие десятилетия города стали более доступными для совместных проектов, причем сфера сотрудничества международных организаторов затрагивала не только и не столько столичные, сколько региональные центры.

  • проект Британского Совета
  • проект Британского Совета
  • проект Британского Совета
  • проект Британского Совета
  • проект Британского Совета
,


Качественно новый этап наших творческих отношений, направленный на интегрирование и взаимопроникновение культур двух стран, основан на планировании долговременного сотрудничества.

Первым новым масштабным выставочным проектом Британского Совета станет рассчитанный на ближайшие два года с условным названием "Российский круг". Проект объединяет 12 российских региональных городов, на выставочных площадках которых с разных точек стартуют три выставки, работа которых закончится, когда по кругу они объедут все города-участники. Качественно новый этап наших отношений представляется в праве самостоятельного выбора региональными российскими кураторами тех выставок, имен, коллекций в рамках собрания Британского Совета и галерей, музеев, учреждений с ним сотрудничающих, которые они бы хотели предложить своим зрителям. Хранитель коллекции Британского Совета Диана Экклз назвала его музеем без стен, вкладывая в это понятие наличие коллекции при отсутствии экспозиции. Для такого учреждения основной работой становится выставочная деятельность, экспонирование собственных произведений, как на территории своей страны, так и в международном выставочном пространстве. Очередной выставочный проект, рассчитанный на экспонирование в двенадцати российских регионах, стартует осенью нынешнего года. На сегодняшний день, почти все предварительные мероприятия, встречи и переговоры завершены. Несмотря на многие варианты возможных выставок, интересы всех двенадцати российских музеев четко определились пока только в двух выставках - монографической, представляющей художественное наследие Генри Мура и тематической, объединяющей произведения лучших британских художников, номинировавшихся в разные годы на самую престижную национальную премию "Приз Тернера". Премия присуждается уже более двадцати лет, начиная с 1984 года, и считается одной из самых значительных европейских наград в области визуальных искусств. Состав третьей выставки пока не определен, так как он связан с приездом британских художников в наши города и необходимостью согласования графиков пребывания.

Реализация будущего проекта предполагала программную поездку в Великобританию двенадцати российских кураторов-представителей региональных музеев для более полного знакомства с новейшими течениями британского искусства, современными принципами экспонирования, разработки совместной стратегии реализации проекта. Для более широкого знакомства с культурой Великобритании российские кураторы были разделены на три кластера с разными маршрутами пребывания. География путешествия будущих выставок на территории России охватывает значительную часть страны: от самой западной точки - Сочи, до самой восточной - Иркутск. Кластеры объединялись по признаку географической близости городов, как придется наиболее тесно работать в России. Южная группа (Сочи, Ростов, Самара, Волгоград) отправилась по самому северному маршруту: основная программа включала посещение Шотландской галереи современного искусства (Эдинбург), Центр современного искусства и Центр визуальных искусств (Данди), Художественная галерея Hunterian и Современный институт (Глазго). Самый западный маршрут восточной группы (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск) включал посещение Художественной галереи Витворт, Художественной галереи (Манчестер), в Ливерпуле Тейт Ливерпуль, Городской художественной галереи (Бирлингем). Наша, центральная группа (Ярославль, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск) начав путешествие с Йоркширского парка скульптуры (Уэкфилд), познакомилась с галереями Миллениум (Шеффилд): выставка «Реальное идеальное», Коллекция (Линкольн): выставка «Wunderkammer: Королевство, которого не было», переехала в Кембридж, где основной программой стало посещение музеев Кеттлес Ярд и Фитцуильяма и колледжа Иисуса. Предварительная совместная программа в Ньюкастле включала посещение всемирно известной 20-метровой скульптуры Энтони Гормли «Ангел Севера», галереи «Болтик»: 6-й Британский Художественный фестиваль, галереи «Лейнг»: выставка «Открытие: отражение британского искусства в Коллекции Совета по делам искусств».

Несмотря на короткий срок пребывания в знаменитом студенческом городке, а также акцентирование нашей программы на современное искусство (contemporary art), именно Кембридж с его особым духом места, разновременными архитектурными ансамблями, возведенными начиная с монастырских построек XII века и парковыми пространствами, стал самым сильным впечатлением индивидуальной поездки нашей группы. Исторические памятники Кембриджа не музефицированы, а адаптированы к студенческой жизни. Необычное внедрение в историческую среду современной обстановки, включая произведения изобразительного искусства современных авторов, создает неожиданное ощущение пространства вне времени. В Кембридже расположен основанный в 1816 году Художественный музей университета, значительное художественное собрание произведений мирового классического искусства, коллекция которого насчитывает около пятисот тысяч экспонатов и является одним из лучших художественных собраний Великобритании. Музейное собрание во многом пополняется за счет даров и завещаний многих влиятельных деятелей страны, в свое время учившихся в Кембридже.

Из многих галерей современного искусства остались в памяти, поразившие масштабом проектов, комфортным пребыванием, особой культурой экспонирования самая большая галерея подобного направления, расположенная в бывшем промышленном здании - Болтик (Гейтсхед), Миллениум (Шеффилд) - одна из самых современных технически оснащенных галерей другого промышленного города, построенная совсем недавно как специализированное здание для размещения художественных галерей и музейных коллекций. Наша группа первой ощутила магию пластики всемирно известного художника Генри Мура, произведения которого экспонируются на пространствах Йоркширского парка скульптуры - музея под открытым небом, где скульптура Г. Мура не диссонирует с пейзажем, а органично вписывается в ландшафт. Знакомство с английскими парками, которые составляют особую часть культуры страны, началось еще в первый день пребывания в Великобритании, в Лондоне, с Гайд-парка (ныне Кенсингтонские парки). Мы увидели его таким, каким он воспроизведен в гравюрах XVIII века. Йоркширский парк поразил не только обилием экзотических деревьев, но и живыми изгородями причудливой формы, напоминающими и архитектурные детали, и даже скульптурные композиции.

Не менее напряженная программа ожидала нашу вновь объединившуюся группу в Лондоне. Программное и самостоятельное посещение включало широкий диапазон учреждений, музеев и галерей Лондона, даже его неполный перечислительный ряд позволит очертить огромный круг зрительского материала: Национальная Художественная и Портретная галереи, Музей Виктории и Альберта, Галереи Тейт-Британия и Тейт-Модерн, галерея Серпентайн, галерея Хейворд, Фонд Генри Мура, Музей дизайна, колледж искусства и дизайна Челси, Галерея института искусств Курто, Британский Совет. Основная программа ставила целью знакомить с современным искусством Соединенного Королевства, самыми известными представителями которого являются Энтони Гормли, Гилберт Проешч и Джордж Пассмор, братьев Чапменов, Дамиена Херста, Эдвардо Паолоццы, Трейси Эммин, Грейсона Пери, Люсьены Фрейд и др.

Для современного британского искусства наиболее актуальными мотивами творчества являются темы расовых притеснений и адаптации эмигрантов в новом для них обществе, проблем и унижений в семье, полноценной жизни людей с ограниченными возможностями. Последняя из тем, обратила на себя более пристальное внимание после появления на Трафальгарской площади перед Лондонской картинной галереей очередной современной скульптуры, меняющейся каждый год - шокирующая работа Марка Куина «Элисон Лаппер беременная», представляющую обнаженную модель – британскую художницу-инвалида, у которой отсутствуют руки и ноги. Этот же автор экспонирует в галерее Грейв, (Шеффилд) свою новую мраморную скульптуру «Поцелуй», представляющую объятие двух влюбленных, в духе Родена. Первое впечатление гармоничной композиции из белоснежного сверкающего материала, не понимаешь, что настораживает. Но когда делаешь шаг вокруг скульптуры, видишь, что у женской фигуры нет одной руки, а у мужской руки деформированы, подчеркнутый контраст совершенного материала и физического несовершенство моделей усиливает ощущение дисгармонии современного мира.

Характер построения многочисленных музейных и галерейных экспозиций как современного, так и классического искусства строится по принципу сочетания всех направлений экспозиционной музейной деятельности – дидактического, обучающего, зрелищного, интерактивного: галерея Миллениум, предлагая выставку традиционного английского серебра, в обширных аннотированных материалах не только знакомит с историей развития промысла, но и приводит комментарии специалистов о правилах этикета и пользовании представленными приборами; в рокальных залах музея Виктории-Альберта анфилада экспозиции перебивается интерактивными уголками, где из предложенных деталей «конструктора» требуется собрать стул стиля «рококо» и даже примерить платье с фижмами, имитирующее моду своего времени; галерея Тейт-Британия предлагает буклеты с тематическим маршрутом посещения «Составь свою коллекцию», для зрителей с ограниченным временем или определенным настроением «У меня мало времени», «У меня депрессия», «Я люблю желтое» и др.; компьютерный зал Тейт-Модерн представляет полный каталог коллекции галереи с изображением экспонатов, не вошедших в экспозицию.

Зрительские и профессиональные впечатления, составляющие целостный образ художественной и визуальной британской культуры, включают бережное отношение к исторической памяти, пристальное внимание к современным художественным процессам, а также неравнодушное отношение к интересам разных социальных и возрастных категорий посетителей.

                                                                                                                                                       Лариса Тимкова, Омск