Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Арт-студия "TAGRY" в галерее культурного центра посольства Болгарии представляет персональную выставку живописи и графики М.В.Кончаловского в связи с 65-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности. Автор и куратор проекта искусствовед Тамара Григорьева.


 

50 лет в Искусстве


Максим Владимирович Кончаловский
– выдающийся деятель культуры России и это звание ему присвоено пока не Правительством, а его деяниями в сфере искусства, и любой человек, кто знает М.В.Кончаловского, подтвердит справедливость этого утверждения. Талантливый и разносторонне одарённый человек, приходясь внучатым племянником известному русскому художнику Петру Кончаловскому (1876-1956), с раннего детства занимается изобразительным искусством. По его словам: "Моим наставником и советником и тогда и впоследствии была моя тётя, сестра мамы, художница Татьяна Максимовна Кончаловская. Она закончила в 20-х годах ВХУТЕМАС, училась у Юона, Осмеркина, Кардовского. Позже - у замечательного живописца Николая Павловича Ульянова, ученика Серова. В 5 лет мои родители заметили, что во мне вызывает интерес и музыка. У меня оказался абсолютный слух, и я поступил в музыкальную школу, но желание заниматься живописью не угасало во мне никогда".
Начало своей творческой деятельности Максим Владимирович позиционирует с пятнадцатилетнего возраста.
На выставке, организованной к его юбилею - 65-летию со дня рождения и 50-летию творчества – представлены детские рисунки, а также 44 живописных произведений М. Кончаловского разных лет - портреты, пейзажи, натюрморты, анималистика, а также 29 акварелей, написанных с натуры во время многочисленных гастрольных поездок по различным городам и странам. Его живопись автобиографична. Она отображает окружающий художника мир: улочки родной Москвы или тех городов, где ему приходилось бывать, портреты близких и друзей, любимых животных и любимые цветы, деревья. Для передачи своего мира, своего мироощущения художник пользуется только традиционными изобразительными формами – через линию, объём и цвет, отражающими фигуративный мир, достаточно точно, с большой долей лирического сочувствия. Ему удаётся избегать слащавости и приукрашиваний потому, что этот мир лично им пережит, он является его частью.
По своей основной профессии М.В.Кончаловский – пианист, заслуженный артист России, ученик Эмиля Гилельса, автор более двадцати концертных программ, объединяющих произведения живописи, поэзии, музыки в едином сценическом действии. Например, для программы концертов, посвящённых какому-либо периоду истории искусства – романтизму ли, импрессионизму, или другой какой-то эпохе,- подбирается музыка этого периода, стихи, слайды картин. Синтез великолепного словесного, мелодического и визуального восприятий, изящество и изысканность подачи материала завораживающе действует на зрителя и это, конечно, не только театр, но и культурно-просветительское действо. В своих концертах, а также телевизионных фильмах, которых у него около сорока, Максим Владимирович выступает как автор сценариев, исполнитель фортепианных произведений, чтец, актёр и ведущий. На этой выставке есть картина "Автопортрет во время концерта"(2005г.), где автору удалось передать своё духовное состояние, отрешённое от мира действительности и устремлённое в мир образов далёких эпох. Также на картине изображён непременный атрибут всех концертов М. Кончаловского – горящая свеча на рояле как символ связи с традициями и поколениями известной семьи, представителем которой он является. О своей родословной, о своих учителях и друзьях, о путешествиях, встречах, впечатлениях Максим Владимирович рассказывает в двух своих книгах "Созвучие" и "С любимыми не расставайтесь…" При чтении этих книг возникает огромный "мир русской культуры, который чуть не сбросили с корабля современности", по словам литератора В.Н.Абросимовой. Именно пустота культурной жизни, вопиющая безграмотность населения в сфере искусства, повальное безвкусие, возникшие в середине 80-х годов прошлого столетия, повлияли на решение М.В.Кончаловского открыть в 1993г. принципиально новое для России по системе обучения высшее учебное заведение – Академию изящных искусств (Институт художественного творчества), ректором которого он является по сей день. Студенты факультетов изобразительного искусства, музыкального, театроведческого изучают не только предметы своих специальностей, но и историю искусства, русскую и зарубежную литературу, философию, историю религии, психологию, иностранные языки – всё то, что сохраняет и создаёт мир художественной культуры. В этот мир и Максим Владимирович с большим вниманием и любовью вносит свой личный вклад вот уже 50 лет. Через всю жизнь проносит он любовь не только к искусству, людям, но и к животным. Квинтэссенцией этой любви является "Автопортрет в образе Св. Франциска" (2005г.). Эта картина, как и многие другие у Кончаловского, полностью рукотворна, т.е. сделана руками автора от подрамника до рамы, поэтому представляет собой уникальный артефакт, где интересно всё: композиция, надписи, рама, на которой расположены картинки-клейма с портретиками, соединённые между собой нарисованной цепью, которая как бы окружает изображение художника, облачённого в своеобразный халат-плащ зелёного цвета. Это большое зелёное пятно сразу привлекает внимание, беспокоит зрителя. Зелёный цвет – цвет природы, возрождения, жизни – и его количество подчёркивает степень отношения и погруженности автора в образ, в котором он себя представляет зрителям. Картина написана легко и весело, и ещё несколько работ сделаны с большой долей юмора и художнической визуальной игры. Например, "Четыре возраста"(2005г.), где он изобразил себя в детском возрасте – шести-семи лет, в молодом – двадцати лет, в зрелом – пятидесяти, и в будущем старческом – восьмидесяти. Или - "Митя сходил за пивом"(2005г.), название которой – это шуточная реминисценция на картину Петра Кончаловского "Миша, пойди за пивом". Как аналогия на картины Курбе и Гогена: "Добрый день, месье Курбе" и "Здравствуйте, месье Гоген", - у Кончаловского возникает "Привет, Максим!"(1990г.).
В картине "Семь Я"(2005г.) с портретной точностью изображены его домашние животные, он сам – очень оригинально и скромно, контражуром на фоне окна, тем самым, сосредотачивая внимание зрителя на изображениях своих любимых животных и супруги – Светланы Георгиевны Звонарёвой, тоже пианистки, заслуженной артистки России. В картине "Светлана за роялем"(1991г.) как раз отражена её профессиональная деятельность. На выставке есть ещё несколько очень удачных и интересных портретов Светланы Георгиевны, написанных в разные годы: "Портрет жены"(1962г. и 1970г.), "Портрет Светланы (Коктебельский)" (1968г.).
Самая большая картина на выставке – "День рождения Макса"(2005г.) – это своеобразный объединённый портрет всех тех, кого художник хотел бы видеть на своём юбилее, а Максиму Владимировичу - 65 лет, из которых 50 – в Искусстве!

 

Тамара Григорьева,
искусствовед, автор и куратор выставки