Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

17 октября 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Содержание материала

Две бронзовые плакетки итальянских мастеров XVI века
из собрания Радищевского музея.


В 1887 году в Радищевский музей из Императорского Эрмитажа была передана часть коллекции бывшего Голицынского музея. Среди этих работ были два небольших бронзовых барельефа, записанных как «Жертвоприношение» и «Флора и Церера», оба – работы венецианских мастеров XVI века.
Подобные миниатюрные бронзовые барельефы XV–XVI веков называемые плакетками, принадлежат к наиболее редким и прекрасным явлениям искусства Ренессанса. Они использовались для украшения переплетов книг, чернильных приборов, домашней утвари, прикреплялись к вооружению и доспехам. Изображались на плакетках самые различные сюжеты: аллегорические, мифологические, исторические, библейские. И, благодаря своему назначению плакетки активно и весьма успешно популяризировали основные идеи искусства Ренессанса и, тем самым способствовали формированию нового мировоззрения.
Однако при всей исключительности для музейной коллекции ранее эти работы не привлекали внимания исследователей и не публиковались. Между тем, обращение к каталогам коллекций бронзовой пластики XV–XVII веков показало, что экземпляры плакеток находятся в собраниях многих зарубежных музеев, в том числе: Британского музея и Музея Виктории и Альберта (Лондон), Национального музея Барджелло (Флоренция); Музея Коррер (Венеция); Собрания скульптуры Государственных музеев Берлина; Художественно-исторического музея (Вена); Национальной Галереи (Вашингтон) и мн. др. В каталогах вышеназванных музеев экземпляры Радищевского музея не известные исследователям, не упоминаются. Таким образом, целью настоящей работы является введение этих плакеток в научный оборот.
Первая плакетка в инвентаре Голицынского музея, а затем и в Радищеском музее была записана под названием «Жертвоприношение». В каталогах бронзовой пластики эпохи Возрождения она дается под названием «Триумф Героя», или «Аллегория Славы», что безусловно, более точно отражает смысл изображеного события (ил. 1).
Композиционное построение сцены и гармоничная связь всех трех частей, составляющих ее, говорят о том, что автор плакетки был очень талантливым художником, а выбор персонажей и характер их изображения – что он также был прекрасно знаком с памятниками античности. Практически каждой фигуре и, в некоторых случаях, сценам мы можем найти достаточно близкие аналоги в античном искусстве. Например, фигура Главного Героя восходит к типу античной статуи «Антиной Бельведерский»: повторяются постановка и изгиб туловища, наклон головы, положение слегка отставленной вправо левой ноги.
Центральная группа – Слава и Главный герой, повторяет в общих чертах пару Дионис и Ариадна, изображенную на кратере Боргезе и очень близко – пару Амур и Парис с барельефа «Парис и Елена».
Очень интересно изображена одна из девушек из свиты Аллегории Славы. По характеру одежды, прическе, шлему на голове и лавровой ветви в руках, она вызывает в памяти статуи и изображения Минервы. Однако жест рук – правая на уровне груди, левая опущена вниз на середине бедра, – традиционное положение рук Венеры. То есть мастер составлял рисунок плакетки как мозаику, выбирая из множества памятников наиболее понравившиеся ему элементы, как кажется, не особенно задумываясь об их значении.
Столь прямое и непосредственное использование мастерами-плакетистами в своих работах античных памятников было для XV и первой половины XVI веков правилом, а не исключением. Но создание плакеток не было простым, механическим копированием античных оригиналов. Изучение этих памятников и использование их при составлении композиции плакеток «лишь подтолкнули плакетистов к созданию собственного языка, научив их свободному владению образами античности».
Плакетка «Триумф героя» привлекла внимание уже первых исследователей бронзовой пластики эпохи Возрождения. В конце XIX века Э. Молинье в качестве ее автора предложил имя известного итальянского скульптора Андреа Бриоско, прозванного Риччо (ок. 1470/1475–1532). Этот мастер пользовался у современников славой одного из наиболее искусных скульпторов, ювелиров, чеканщиков своего времени. В XX веке исследователи Итальянского Возрождения единодушно признали Риччо одним из величайших мастеров-плакетистов, наряду с Донателло и Бертольдо.
Версия Молинье была принята современной ему критикой и долгие годы не подвергалась сомнению.
Однако в 1930-х годах С. Риччи обратил внимание на несвойственную работам Риччо «некоторую скованность фигур». Всвязи с чем, Более вероятным автором этой «чудной и очаровательной» плакетки ему представляется не сам Риччо, а один из его учеников.
С этим согласился и Дж. Поуп-Хеннеси, один из наиболее признанных авторитетов в области итальянской скульптуры. Он, в свою очередь, указал на то, что по сравнению с бесспорными работами Риччо в рисунке плакетки «Триумф Героя» очень нечетко показаны интервалы между отдельными сценами и само пространство в целом. По его мнению, сходство с работами знаменитого падуанского мастера в данном случае более иконографическое.
Тем не менее, версия об авторстве в создании плакетки «Триумф Героя» самого Риччо по-прежнему сохраняет сторонников.
На наш взгляд более убедительной и логичной представляется точка зрения С. Риччи и Дж. Поуп-Хеннеси. И автора плакетки «Триумф Героя» следует искать среди ближайшего окружения Риччо: его учеников, или мастеров, испытавших заметное влияние падуанского скульптора.