Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

21 января 2021

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

 

ВЫСТАВКА ГИМАЛАЙСКИХ ЭТЮДОВ НИКОЛАЯ РЕРИХА ИЗ СОБРАНИЯ ЦЕНТРА-МУЗЕЯ
ИМ. Н.К. РЕРИХА (Москва) В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ (Уфа).


10 февраля 2006 года в Уфе в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка Гималайских этюдов Николая Константиновича Рериха (1874-1947) из собрания Центра-Музея им. Н.К. Рериха в Москве.

Гималайские этюды всемирно известного художника и защитника Культуры - явление в мировом искусстве уникальное. Еще в России были у художника устремления к Востоку, а с тех пор, как Рерих увидел Гималаи воочию на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), образ этих вершин не покидает его полотна до конца жизни. Представленные на выставке пейзажи гор созданы были, в основном, в поздний период творчества художника, в 1930-40е годы.

В истории живописи известно не мало ярких примеров горных пейзажей. В русском искусстве можно назвать работы Верещагина и Куинджи, в восточном - гравюры Хокусая, в западноевропейском - горные пейзажи как символ горнего или высшего начала Бытия, в картинах мастеров Возрождения и романтиков начала XIX века.

Избрав тему Гималаев, Рерих впервые в мировом изобразительном искусстве раскрывает перед нами уникальность конкретного места на Земле с разных точек зрения. Он показывает Гималаи и с точки зрения эстетической - как места необыкновенной Красоты, и с точки зрения философской, создав образ пространства, где Космос сливается с нашей планетой в едином потоке мощного и гармоничного созвучия. "С гор - скрижали Завета. С гор - герои и подвиг", - писал Рерих.

Отношение Рериха к Гималаям как к особому энергетическому месту на Земле, которое, соприкасаясь с Космическим пространством, насыщает нашу планету живительной энергией Красоты, рождало под рукой мастера удивительный поток цветовых созвучий, который до него никем из художников не был воспринят.

Цвету в живописи Рерих придавал особое значение. В "могуществе цвета" он видел залог развития не только искусства, но и всего человечества. "Человечество уже узнало светлую и темную магию знака - магию линии, - писал художник. - Большинство старинных орнаментов носит в себе следы благих линий. И потому источник этих наслоений часто очень благостен. Теперь человечество овладеет мощью цвета". Более того, для Рериха цветовидение человека, в том числе художника, который запечатлевает его в своих творениях, тесно связано с внутренним духовным опытом: "Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою одежду в избранные им цвета. Человек ищет соотношения себе в окружающей жизни". Именно в Гималаях нашел художник соотношение себе в окружающем мире.

Необычность подхода мастера к созданию этой Космической симфонии заключена и в обращении к этюду, то есть к мгновенному запечатлению состояния. Каждый пейзаж Гималайского цикла создавался практически мгновенно, в один прием - техника темперы по влажному картону требовала именно такого ритма работы. Тем более удивительны красочность и глубина осмысления видимого пространства в этих небольших по размеру этюдах, которые делают зрителя свидетелем момента озарения Высшим, некой духовной энергией, когда из ее сокрытого потенциала начинает проявляться видимая форма - еще далекая от классического завершения, но уже узнаваемая и при этом не потерявшая связи со своим духовным источником. Поэтому она, форма, выявляет себя, прежде всего, в ритме и цвете, полна музыки и движения. Этот творческий акт пространства, это пограничное состояние возможно передать только в этюде, - если, конечно, он возникает под рукою такого Мастера, как Рерих.

Не следует ли из вышесказанного, что Гималайские этюды - это сугубо индивидуальное видение художника, не доступное другим? Думается, что многие, побывавшие на горных высотах, могли наблюдать подобные сочетания цветов, а восклицание Юрия Гагарина в Космосе - "Как на полотнах Рериха!" - одно из самых ярких тому подтверждений.

Реализм Гималайских этюдов заключен в том, что написанные с натуры произведения отразили очевидные цветовые реалии, воспринятые через призму духовного опыта мастера. Духовный опыт позволил художнику в очевидных формах запечатлеть то, что А. Блок когда-то назвал "Несказуемым", то, что и сейчас трудно выразить словами, но ощущение слияния Космического пространства с нашей планетой очень сильно в этом рериховском цикле.

Два символических образа наполняют Гималайские пейзажи Рериха - горные вершины и небо. Бесконечные градации цвета - то лаконично плотного, построенного на контрастах верхнего и нижнего планов, то объединенного в тональной гармонии, наделенного, словно пробивающимся изнутри, свечением, - поражают своим многообразием и неповторимостью, ощущением беспредельности разворачивающейся перед взглядом художника Красоты. Горнее в горном - то мощными аккордами, то нежными переливами - запечатлевает мастер в этюдах Гималаев. Сотни их разошлись по всему свету. И в этом проявилось сознательное стремление художника донести весть Красоты будущего во все уголки нашей планеты.

В устремлении в будущее видел Рерих задачу искусства. "Искусство, довольствующееся временем и не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией", - цитировал мастер слова современника, русского философа П. Успенского.

Именно в таком устремлении в будущее, в Вечность создавались Гималайские этюды, и нам еще предстоит их осмыслять и переоценивать. Как писала Елена Ивановна Рерих, философ, жена и сподвижница художника: "Не будет больше такого певца Горней Обители Гималаев. Он первый и последний!".

Наталья Владимировна Тютюгина,
кандидат искусствоведения.

20.02.06.