Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

29 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

ЯРОСЛАВЛЬ
БОЛОТЦЕВСКИЕ   ЧТЕНИЯ

18 и 19 марта в Ярославле в здании Митрополичиьх палат 17 века прошли 9ые научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Она была создателем древнерусского отдела художественного музея и первой его экспозиции. Ирина Петровна внесла огромный вклад в изучение иконописи Ярославля и в особенности иконописной школы 17 века. Ярославль  - уникальный город, по тому, сколько  здесь сохранилось памятников 17 века очень высокого уровня: как храмов с их росписями так и икон. Болотцева всегда ратовала за то , чтобы изучать  и моделировать единое культурное пространство русского средневековья, а не делить его на музейные коллекции. Ведь в Ярославле, как и в некоторых других городах  все памятники разделены между художественным музеем и историко-архитектурным музеем - заповедником. Конференция позволяет достичь этой цели.

Доклады  читали представители Москвы, Ростова, Ярославля, Костромы и Рязани. Хотя конференция не ставит себе цели сконцентрироваться исключительно на изучении ярославского материала, именно местные памятники стали центром притяжения исследователей из разных мест. Ярославль  в 17 веке переживал мощный культурный расцвет. Этому периоду в научной литературе только недавно стало уделяться должное внимание. Долгое время 17 век считался временем упадка. Сейчас взгляды очень изменились. Безусловно, общее мнение в том, что это было время кризиса средневековья и время перехода от сознания средневековья к сознанию нового времени. Информационный поток   увеличился по сравнению с предыдущими временами. Процессы этого времени гораздо более сложные, чем во времена классического средневековья.

17 век   время особой эстетизации искусства.  Символика, как иконописи, так и храмовой живописи, значительно усложняется. Само по себе средневековое искусство глубоко символично. А в 17 веке эта символика достигает своего апогея. На конференции было несколько докладов  известных исследователей, посвященных эволюции того или иного символа  в рамках конкретного времени и культуры. Так Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова( Москва)  прочитала доклад  Атрибуты царственности в русской иконописи 17 века , где она проследила развитие изображения короны на голове Богоматери и Христа, а так же символов власти  - скипетра и державы.

Доклад Михаила Михайловича Красилина (Москва) был посвящен редкой иконографии  Несение креста , которая появилась в русском иконописании в 19 веке под влиянием западноевропейских памятников. В своем исследовании он привлек не только русские памятники, но и западноевропейские и греческие. Доклад его отражал различные стороны почитания креста Господня .

Постоянная участница этой конференции Юлия Николаевна Звездина (Москва) расширила сферу своих обычных исследований изображения зодиака. На этот раз она рассказала об изображении зодиака  рукописях Киево-Печерской Лавры второй половины 17 века.  Зодиакальные знаки уже встречались в это время в церковных книгах  буквально.в тесном переплетении со святыми и апостолами.   Юлия Николаевна посвящает этой теме почти все свои труды и каждый раз открывает новые аспекты ее.

Ярославская исследовательница Наталья Стефановна Каровская (Ярославль)  подробно рассмотрела эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона.  Исследовательница пообещала рассмотреть эту тему в более подробной хронологии на следующий год. Эта редкая  тема   сфера ее научных интересов уже многие и многие годы, ведь сама Наталья Стефановна, профессиональный звонарь.  Понятно, что для полного осмысления храмового действа необходимо рассматривать все его аспекты и в том числе и колокольный звон. Исследователей этой тематики крайне мало и соответствующий доклад был всем очень полезен.

Постоянная участница конференции Наталья Игнатьевна Комашко (Москва) рассказала о малоизученном творчестве хлыновских иконописцев первой половины 18 века Кузнецовых. Кроме того, Наталья Игнатьевна сделала незапланированное краткое, но чрезвычайно ценное сообщение о заимствовании иконографии иконы Богоматерь Умиление 18 века из ярославского Успенского собора от живописного образа из города Пассау (Германия), пришедшей в Россию через систему образов-посредников на рубеже 17-18 веков.  Долгое время в советской науке  любые заимствования и влияния пытались отрицать. Сейчас очевидно, что эти заимствования и влияния были всегда в той или иной степени. Они ни чуть не умаляют ценности русской культуры, поскольку они всегда творчески переосмыслялись   с одной стороны, а с другой они не мешали создать нечто самобытное и неповторимое. Сейчас уже вряд ли это можно отрицать. Другое дело, что пути видоизменения образа в процессе заимствования   это очень интересный  аспект .

Безусловную ценность всегда имеет рассмотрение архивных материалов. На них был построен доклад  ярославской исследовательницы Тамары Александровны Рутман   История церкви Дмитрия Солунского в документах .

Другие ярославские исследователи так же обратились к местным памятникам. Так Вячеслав Иосифович Сафронов реконструировал первоначальный архитектурный  облик церкви Иоанна Предтечи. Оксана Ильинична Добрякова  рассмотрела тексты сказания о ярославской иконе Казанской Богоматери. А Ольга Борисовна Кузнецова рассмотрела житийный цикл Николая чудотворца в иконе Лаврентия Севастьянова в сравнении с житийным циклом того же святого  во фресках церкви Николы Мокрого.

Так же важно рассмотрение до сих пор  до конца неизученных  фресок храмов Толгского монастыря в докладах ярославских исследователей   Любви Сергеевны Чепрасовой и Татьяны Владимировны Юрьевой.(Ярославль). Эти сообщения, прочитанные в самом конце были дополнены поездкой 20 марта в Толгский монастырь и осмотром его фресок.

Рассказать обо  всех докладах в рамках этого эссе невозможно. Болотцевские чтения имеют круг постоянных участников. Доклады этого года будут опубликованы  к следующей конференции.  В 2005 году в эти же дни пройдет юбилейная 10 конференция.

Горшкова В.В., заведующая Древнерусским отделом Ярославского художественного музея.
Мясникова В.В., младший научный сотрудник Древнерусского отдела  Ярославского художественного музея.