Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

13 декабря 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

К 225-летию Троицкой церкви усадьбы Первитино

 1.Троицкая церковь. XVIII в. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

   Церковь Троицы Живоначальной XVIII века в деревне Пе́рвитино Лихославльского района Тверской области является памятником историко-культурного наследия федерального значения и входит в ансамбль дворянской усадьбы Первитино.[1] Являясь прекрасным образцом культового зодчества, её архитектура сочетает черты барочной композиции и уникального для Тверской губернии классицистического наружного декора. В интерьере церкви сохранились остатки подлинных росписей XVIII–XIX вв. В настоящее время храм приписан благочинию Вышневолоцкого округа Бежецкой епархии.          

   Ансамбль усадьбы Первитино окончательно сложился в первой половине XIX века. Его доминантами стали Троицкая церковь с оградой и угловыми башнями и каменный усадебный дом с двумя деревянными флигелями, хозяйственными постройками и парком, расположившимися на левом берегу реки Кавы в центральной части села.[2]

Вид на Троицкую церковь со стороны главного дома. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

   История формирования архитектурно-пространственного облика усадьбы Первитино неразрывно связано с историей её владельцев, потомков древних дворянских родов Шишковых, Хвостовых и Римских-Корсаковых[3].

   Как и другие постройки усадьбы, первитинская церковь изначально была деревянной и пострадала от пожара.[4] В 1742 г. капитаном Артамоном (Автамоном) Ивановичем Шишковым вместо двух старых храмов, теплого и холодного, был построен единый, во имя Троицы.[5] О первом строителе Троицкой церкви А. И. Шишкове известно, что в 1740-х гг. он преподавал математические и навигацкие науки в Морской академии в Санкт-Петербурге и переводил с латинского книги бригадира и профессора математических наук Абердинского университета Г. Фарварсона, прибывшего из Шотландии по приглашению Петра I для организации Навигацкой школы в Москве. Более четверти века А. И. Шишков посвятил обучению кадетов Морской академии в Санкт-Петербурге.[6]

После смерти А. И. Шишкова имение отошло к его двоюродным племянникам: секунд-майору Александру Фёдоровичу[7] и полковнику Якову Фёдоровичу Шишковым, которые, согласно записям Генерального межевания 1777 года, владели усадьбой Первитино совместно[8]. В 1783 г. «тщанием» секунд-майора Александра Федоровича Шишкова с частичным привлечением церковных денег началась перестройка Троицкой церкви в камне. Работы завершились около 1794 г. В этом же году церковь была освящена.

 
Церковь Троицы в усадьбе Первитино. Фото к. XIX в. 

   После смерти Александра Фёдоровича[9], прах которого был погребён под амвоном построенной им церкви[10], усадьба Первитино перешла к родному племяннику Артамона Ивановича, Петру Ивановичу Шишкову. [11] Петра Ивановича впереди ждала славная карьера: участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг., прапорщик (1814) Малороссийского кирасирского полка, кавалер прусского высшего военного ордена «За заслуги» [12], с 1823 г. он был адъютантом генерал-лейтенанта (позже генерала от кавалерии) барона И. М. Дуки.

В 1806 г. Троицкой церкви принадлежало 36 десятин земли, в приходе состояло 160 дворов, в них 624 души мужского пола.[13] Для сравнения: в 1903 г. церкви принадлежало уже 41 десятина земли, в приходе было 319 дворов и 1058 душ мужского пола. [14]

   В 1807 г. первитинский священник Андрей Сергеев и девять вотчинных старост, в числе которых были Николай Петрович Хвостов, его брат Александр Петрович, жена Надежда Ивановна (ур. Шишкова), её брат Пётр Иванович Шишков и ещё пять представителей названных фамилий, обратились в Тверскую Духовную консисторию за дозволением установить каменную ограду и новый колокол. В прошении указывалась собранная сумма в 1500 рублей и необходимость установить более тяжёлый колокол в 60 пудов взамен разбитого 47-пудового «в дальнем от села расстоянии живущим прихожанам для лучшего слуху».[15] Новый колокол прослужил до 1819 г., о чём свидетельствует ходатайство священника Сергеева в адрес Архиепископа Тверского и Кашинского Серафима о разрешении установить новый колокол, поправить железную кровлю и обветшавшую местами штукатурку «своим коштом».[16]


Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Первитино. Фото XIX в.

   В 1809 г. описанную за долги усадьбу коллежского асессора Петра Ивановича, приобрёл с публичного торга в Тверском губернском правлении Николай Петрович Хвостов.[17] Н. П. Хвостов (1748–1829)[18], капитан артиллерии, был родным племянником Александра Фёдоровича Шишкова, его жена Надежда Ивановна (ум. в 1813 г.) являлась двоюродной племянницей Артамона Ивановича Шишкова, и доводилась своему мужу троюродной тёткой. [19]

В 1817 г. была построена деревянная часовня Пресвятой Животворящей Троицы (не сохранилась). В храме было три престола: в холодном храме главный Пресвятой Животворящей Святой Троицы, в теплой трапезной придельные в правой части Покрова Пресвятой Богородицы и в левой святителя Николая Чудотворца.[20]


Усадьба Первитино. Главный дом. Первая .тр. XIX в. Фото 2018 г.

В 1829 г. Первитино вместе с «движимым и недвижимым имением», оценённым в 100 000 рублей, унаследовал по завещанию Николая Петровича, составленному им в 1826 г., один из его сыновей, Арсений Николаевич Хвостов (1783–1830). А. Н. Хвостов известен как герой Отечественной войны 1812 г. и участник Заграничных походов, адъютант по ополчению фельдмаршала М. И. Кутузова, адъютант генерал-адъютанта П. М. Волконского и генерал-лейтенанта И. В. Сабанеева, кавалер орденов св. Владимира IV степени и св. Анны II степени. После увольнения в 1815 г. из Санкт-Петербургского ополчения в связи с роспуском последнего, Арсений Николаевич служил исправником Балахнинского земского суда Нижегородской губернии (1816–1818), чиновником по особым поручениям в Департаменте государственных имуществ (1819) и в архиве Департамента разных податей и сборов (1826), получил чин коллежского советника в 1827 г. Женой Арсения Николаевича была парижанка Елизавета Флорентина (урожд. Chastoff). Среди близких семье Хвостовых известных людей были Н. А. Арендт, знаменитый хирург, лейб-медик Николая I, лечивший М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина, генерал-майор Н. Л. Манзей, герой Отечественной войны 1812 г., служивший вместе с Арсением Николаевичем в Главном штабе Кутузова, ставший позднее воспреемником его внука Николая (1840 г.), княгиня С. Г. Волконская, жена министра Императорского двора фельдмаршала А. М. Волконского, она же – сестра декабриста С. Г. Волконского и хозяйка дома, сдававшая квартиру А. С. Пушкину на набережной Мойки, 12 и др. [21]

Хотя А. Н. Хвостов формально являлся владельцем усадьбы всего полтора года, так как умер вскоре после получения наследства в 1830 г., его активность отмечена в связи с ремонтом Троицкой церкви.[22]

   В 1863 г. в церкви был поставлен резной позолоченный трехъярусный иконостас. В 1886 г. живопись в церкви была переписана с использованием клеевых красок. В 1892 г. живопись еще раз обновлялась.[23]

   Сохранившаяся до наших дней Троицкая церковь представляет собой характерный для зодчества ХVIII в. ярусный тип храма (вось­мерик на четверике). Как и в большинстве подобных построек Твер­ского края [24], вось­мерик имеет большие размеры, ширина которого равна ширине четверика, однако по высоте восьмерик превышает четверик, что создаёт массивную, но выразительную компози­цию. Объёмно-пространственная композиция церкви включает в себя храмовую часть с полуциркульной апсидой, двухпридельную трапезную и колокольню.

   Кирпичное здание с белокаменными цоколем и такими же деталями фасадного декора (базы и капители колонн, пилястр, импосты, мутулы, частично карнизы) было оштукатурено и покрыто кровлей из листового железа.


Трапезная Троицкой церкви в Первитине. Фото 2018 г.

   Грани восьмерика гладкие, его углы фланкированы пилястрами с капителями, стилизованными под ионический ордер. Верхняя часть восьмерика трактована как аттик и опоясана широким многообломным карнизом. На восьмигранном барабане, возвышался световой барабан с луковичной главой. На главе стоял крест «железный, фигурный, с завитками, восьмиконечный».[25] Барабан восьмерика прорезан вытянутыми арочными окнами (на восточной и западной гранях ложными), оконные наличники в перемычках оформлены в виде капителей плоских пилястр, а под подоконниками украшены «накладными досками».

   С запада к храму примыкает более широкая двухпридельная трапезная, имеющая в плане форму прямоугольника со скругленными углами. Стены в местах примыкания к скругленным участкам раскрепованы. Предалтарье, углы четверика и углы северной и южной стен трапезной украшены ленточным рустом.

Дверные и оконные проемы четверика, апсиды и трапезной снаружи — прямоугольной вытянутой формы и обрамлены рамочными наличниками, а внутри имеют лучковые перемычки. Дверные наличники четверика над проемами украшены полочками, верхние части которых сделаны из белого камня. Окна трапезной и апсиды чередуются с ложными окнами. В окнах апсиды сохранились фрагменты белокаменных подоконников.


Фрагменты лепного декора Троицкой церкви. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

Завершения оконных наличников четверика украшены «накладными досками» с лепными венками, перевязанными лентами. Такие венки являются уникальными классицистическими деталями архитектурного декора для Тверской области. В целом наружное декоративное убранство церкви отличается тонкой пластичной проработкой деталей. Наличники оконных проемов трапезной и апсиды в завершении украшены лепными драпировками.[26]

   Стройная трёхярусная коло­кольня примыкает к храму с запада. На углах всех ярусов имеются парные колонны, несущие раскрепованные антаблементы. Колонны с тяжёлыми кубическими капителями, имеют лепной декор, стилизованный под ионический ордер. Колонны I яруса поставлены на скруглённые гладкие постаменты, а колонны II и III ярусов на постаменты со скошенными углами и с квадратными филёнками на гранях. Стены верхних ярусов венчают широкие раскрепованные профилированные кирпичные карнизы с крупными сухариками. Карниз III яруса имеет вид архитрава, опирающегося на прямоугольные кронштейны. Перемычки больших арочных проёмов колокольни оформлены капителями плоских пилястр. В проёмах II и III ярусов сохраняются оригинальные металлические ограды.


Колонны колокольни Троицкой церкви в Первитине. Фото 2018 г.

Апсиду, четверик, трапезную и 3-й ярус колокольни охватывает широкий многообломный карниз, верхняя часть которого выполнена из лекального кирпича, а средняя из белокаменных блоков. Колокольня соединена с трапезной, поглотившей в свой объем часть первого яруса колокольни, в том числе конструктивное пространство, предназначенное для второго ряда колонн. Завершают колокольню фи­гурные аттики с круглыми люкарнами Высокий венчающий шпиль колокольни не сохранился.[27] Из I яруса колокольни, покрытого полулотковым сводом, поднимается кирпичная лестница, расположенная в плане в северо-восточной части колокольни.

   Храм покрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от восьмерика к четверику осуществляется с помощью ступенчатых арочных тромпов. Из храма в алтарную часть ведут три арочных проёма.[28] Из центральной части, широкие арочные проёмы ведут в северный и южный приделы. Арочный проём, соединяющий трапезную с колокольней значительно уже проёма, соединяющего трапезную с храмом. Трапезная делится на три части двумя продольными стенами. Кровля трапезной в настоящее время полностью утрачена.[29] В трапезной и приделах не сохранилось внутреннее убранство, растёсано центральное окно северного придела.

   Важную роль в оформлении церковного участка играют кирпичные с белокаменными деталями башни, поставленные по углам утраченной в ХХ веке церковной ограды.

   Объёмно-пространственная композиция башен кубическая, её венчает низкая ротонда с куполом и шпилем.[30] Стены фасадов башен выделены плоскими ризалитами, уличные фасады украшены ленточным рустом и небольшими фронтонами, в которых помещены полуциркульные ниши. Фасады, выходящие внутрь ограды, гладкие, с уступчатыми прямоугольными нишами. Дверные и оконные проёмы северо-западной и юго-восточной башен — с полуциркульными перемычками и высокими нишами по сторонам. В двух других башнях окна ложные. Карнизы широкие простого профиля, цоколь отделан белым камнем.

Благодаря своим правильным пропорциям угловые башни ограды представляют собой хороший образец построек в стиле классицизма[31] и занимают достойное место в ансамбле усадьбы Первитино в целом.


Одна из башен ограды Троицкой церкви в Первитине.

   Интерьер Троицкой церкви создавался во времена наивысшего расцвета барочного монументального изобразительного искусства в провинции (конец 60-х. — начало 90-х гг. XVIII в). Над убранством интерьеров в тверских храмах трудилось самые разные мастера: иконники, позолотчики, резчики, живописцы, столяры, альфресчики и другие мастера. Отличительной особенностью интерьеров этого времени являлась синтетичность убранства, гармоничность исполнения и подчинение единому замыслу.[32]


Роспись в своде восьмерика Троицкой церкви. XVIII в. Фото 2018 г.

В своде восьмерика Троицкой церкви сохраняются фрагменты барочной росписи. Роспись, изображающая восемь архангелов, выполненная в барочной стилистике, замечательно гармонирует с объёмно-пространственной композицией храма. Формат каждого сюжета соотнесён с отдельными треугольными сегментами барабана, фигуры написаны поверх более раннего слоя охристой рокайльной орнаментальной композиции, первоначально призванной объединить свод и стены в единое целое.

Архангелы Варахиил и Рафаил. Роспись в своде Троицкой церкви. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

Из восьми композиций к настоящему времени сохранились лишь шесть, и они обречены на неизбежное разрушение. Лучше прочих сохранились образы несущего на своей одежде белые цветы Варахиила, являющего Божие благословение, и Рафаила с сосудом из тыквы-горлянки в руках, целителя человеческих недугов.

Архангелы Иегудиил и Уриилл. Роспись в своде Троицкой церкви. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

Несмотря на значительные утраты, удаётся атрибутировать славящего Бога Иегудиила, по характерному бичу из чёрных верёвок в руке, символизирующему наказание грешников. Идентификация наставника заблудших Уриила, с ещё просматривающимся обнажённым мечом на груди подтверждается проступившей под осыпаниями красочного слоя надписью, оставленной автором автором в начале работы. Смиренная поза, вкупе с авторским граффити, помогает распознать побуждающего к молитве Селафиила.

   В уцелевшем фрагменте изображения ещё одного архангела примечательна необычная деталь: одна из его стоп водружена на голову одного из порхающих у его ног херувимов, что заставляет предположить редко встречающийся в отечественной иконографии образ Иеремиила, возносителя душ к Богу. Косвенно на него указывает также отведённая в сторону рука, державшая когда-то предмет, ныне уже недоступный для рассмотрения, но который композиционно-обоснованно мог быть весами, атрибутом этого архангела.

Архангелы Селафиил и Иеремиил. Роспись в своде Троицкой церкви. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

Гризайльная живопись, характерная для храмовой стенописи начала — середины XIX в., имитирующая лепной декор, помогает раскрыть эстетические возможности конструктивной основы здания. Карниз в основании свода барабана украшен гризайльным антабле­ментом, выделенным для большей выразительности тенями. Сохранился также небольшой фрагмент обрамления центральной фрески храма на восточной стене барабана, к сожалению, полностью утраченной.


Гризайльный декор в интерьере Троицкой церкви. Усадьба Первитино. Фото 2018 г.

Прочие настенные росписи в интерьере Троицкой церкви сильно пострадали, а в интерьере апсиды не сохранились вообще. По уцелевшим фрагментам, выполненным в традициях академизма, можно предположить, что они относятся к рубежу XIX–XX вв. По качеству живописи, некоторой её несоразмерности к пространству храма эти росписи уступают фрескам барабана.[33]

 Фрагменты настенных росписей в апсиде Троицкой церкви 

   В советское время церковь была закрыта, кресты сброшены, а купольные завершения храма и колокольни сильно разрушены. Троицкая церковь использовалась под под нужды колхоза им. Дзержинского. В алтаре на специально установленном бетонном основании стояли 3 станка (2 стальных и 1 чугунный), в храме располагалась лесопилка, отходы производства не убирались, трапезная использовалась как склад для удобрениями, старых тракторных покрышек и пр. На паперти, в притворе, зашитом досками, находилась столярка. В башнях ограды были устроены керосиновая лавка и склады колхозного магазина.[34]

   К настоящему времени утрачены навершия храма и колокольни, почти отсутствует железная кровля, наружная штукатурка стен сильно осыпалась, обрушился свод трапезной.

Трапезная с разрушенным сводом. Фото 2018 г.

 

 
Вид на колокольню и разрушенный свод трапезной Троицкой церкви в Первитине. Фото 2018 г.

В последние годы силами волонтёров и при поддержке Благотоворительного Фонда имени преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского) были расчищены завалы, разобраны заложенные проёмы храма, ведущие в апсиду, установлена новая дверь в колокольню, сооружён временный иконостас. Ведутся восстановительные работы на территории церковного кладбища.

После 90-летнего перерыва, 16 сентября 2018 г., настоятель Московского храма Николая Чудотворца о. Кирилл провел Божественную литургию в Троицкой церкви.

Состояние церкви Троицы Живоначальной села Первитино требует срочных мер по спасению и восстановлению этого памятника историко-культурного наследия федерального значения.


Иконостас в Троицкой церкви, возведённый силами волонтёров. Фото 2018 г.

 
Часовня в колокольне Троицкой церкви. Фото 2018 г.

_______________________________________________

[1] Троицкая церковь, номер в ЕГРКН РФ № 691610586700006. Сведения из ЕГРКН народов РФ. Портал открытых данных МК РФ. Усадьба Первитино, номер в ЕГРКН РФ № 691610600190016. Сведения из ЕГРКН народов РФ. Портал открытых данных МК РФ.

[2] В настоящее время сохранился главный усадебный дом, который был построен в 1860–70 гг. в стиле позднего классицизма. Два деревянных флигеля, к которым из дома вели крытые стеклянные галереи, разобраны до 1980-е гг. Планировка усадебного парка практически не читается, вырублена значительная часть старовозрастных деревьев.

[3] История усадьбы и её владельцев подробно освящена в статье: Логвинова Е. В. «История и архитектурные особенности тверской усадьбы Первитино» / Русская усадьба. — СПб. 2019. — Вып. 25(41). — С. 372–395. Там же опубликованы мемуары З. М. Маториной об усадьбе Первитино (С. 396–415).

[4] В современной историографии ошибочно бытует мнение, что до 1754 г. в Первитине была деревянная церковь Петра Митрополита (Тверская деревня. Т.1. Лихославльский район. Энциклопедия. — Тверь, 2001. — C. 418–419; Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/5) : «В 1754 г. Анна Петровна Хлопова поручица лейб-гвардии Измайлов­ского полка Петра Семеновича Хлопова, чьей вотчиной было в то время село Первитино, получила разрешение на строительство каменной церкви Казанской Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Петра Митрополита». Однако сведения о церкви Петра Митрополита относятся к одноимённому селу Первитино (Петровское), расположенному в Зубцовском уезде. / Списки населённых мест Российской империи. Тверская губерния. — Т. 43. — Спб., 1862. — С. 145, № 4588). Владелицей этого имения являлась Анна Петровна Хлопова (ур. Толстая) / Шереметевский В. Русский провинциальный некрополь. — Т. 1 . — М., 1914).

[5] ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 4754. Л. 1. «Дела о построении в селе Первитино вместо згоревшей (так в документе) вновь деревянной же церкви», «Прошение А. И. Шишкова и П. И. Левашова члену Синода о строительстве новой церкви на месте сгоревшей».

[6] Веселаго Ф. Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса. — СПб., 1852. — С. 103, 107.

[7] А. Ф. Шишков служил дворянским заседателем в Тверском уездном суде. Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето от рождества Христова 1779. — Санктпетербург, 1779. — Ч. 1. — С. 218.

[8] ГАТО. Ф. 852. Оп. 26. Д. 2017. Л. 1. Тверская губернская чертёжная.

[9] ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 4775. Л. 1. «Дела о даче Тверскаго (так в документе) уезда в селе Первитино зборной (так в документе) книги на окончание строющейся (так в документе) церкви за 1800 г. Прошение в Тверскую консисторию о выдаче шнуровой книги для записи прихода и расхода, с указанием, что вотчиник секунд майор А. Ф. Шишков ныне умер».

[10] Об этом была сделана надпись на западной стене паперти.

[11] РГИА. Ф. 1343, Оп. 31. Д. 2205. Л. 18. Завещание Николая Петровича Хвостова, 2 января 1826 г.

[12] Списки награждённых прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite) орденом 13–18 октября 1814 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pourlemerite.org/ - (Дата обращения 24.12.2018).

[13] ГАТО. Ф. 160, Оп. 3. Д. 4777. Л. 2. О дозволении сделать каменную ограду; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. — С. 33–34, №11.

[14] Тверская деревня. Лихославльский район. Энциклопедия. — Т. 1. — Тверь, 2001. — C. 418–419.

[15] ГАТО. Ф. 160, Оп. 3. Д. 4777. Л. 1–4. О дозволении сделать каменную ограду. 1807 г.

[16] ГАТО. Ф. 160, Оп. 3. Д. 4803. Л. 1. О дозволении исправить ветхости и перелить колокол. 1819 г.

[17] «... доставшееся мне при покупке такоже по покупке с публичного торга в Тверском Губернском правлении и в следствиe оной повыданной из Тверской Гражданской палаты в прошлом 1809 году февраля в 25 день данной на проданном мне описное за долги движимое и недвижимое со крестьянами имение принадлежавшее Коллежскому Асессору Петру Иванову сыну Шишкову состоящее Тверского уезда в селе Первитине ... » / РГИА. Ф. 1343, Оп. 31. Д. 2205. Л. 18. Завещание Николая Петровича Хвостова, 2 января 1826 г.

[18] Н. П. Хвостов был земским исправником в Тверском нижнем земском суде. Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето от рождества Христова 1779. — Санктпетербург, 1779. — Ч. 1. — С. 218.

[19] Родословная Шишковых. [Электронный ресурс]. URL: http://sverch.narod.ru/shishkovy/shishkovy.html - (Дата обращения 24.12.2018).

[20] Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. — С. 33–34, № 11.

[21] Руммель В. и Голубцов В. Родословный сборник. — Т. 2. — Спб., 1886. —С. 590; Подробный журнал исходящих бумаг Собственной канцелярии Главнокомандующего соединенными армиями генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского в 1812 году. — Москва, 1912. — С. 3; РГИА. Ф. 1343. Оп. 31. Д. 2205. Дело о дворянстве рода Хвостовых; РГИА. Ф. 134. Оп. 31, Д. 2205. Л. 11об. –12; ЦГИА. Ф. 189. Оп. 1. Д. 125. Л. 32–35. Комитет временного ополчения С.-Петербургской губернии; Адрес-Календарь или общий штат Российской империи на 1827. — СПб., 1827. — С. 758; Московский некрополь. — Т. 3. СПб., 1908. — С.27; А. А. Петров. Пржецлавский, Осип Антонович // Русский биографический словарь: в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб., 1905. — Т. 14. — С. 784–786; Е. Э. Лямина Пржецлавский, Пшецлавский (Przecławski) Осип Антонович // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь / Главный ред. П. А. Николаев. Москва: Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 137–139; О. А. Пржецлавский. Воспоминания // Поляки в Петербурге в первой половине XIX век / Сост., предисл., подгот. текста воспоминаний О. А. Пржецлавского и коммент. А. И. Федуты. — Москва, 2010.  — С. 29–475.

[22] ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 64. «О дозволении прихожанину [онаго] села коллежскому советнику и кавалеру Арсению Николаеву Хвостову исправить ветхости»; Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Усадьба Первитино. Главный дом. Паспорт 1328/2.

[23] Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/5.

[24] Тверская область: в 6 ч. //Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — Т. 1 — М.: Наука, 2002. — С. 55.

[25] Барабан, глава и крест утрачены. /Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/3.

[26] Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/5.

[27] Стилистика и наружный декор колокольни имеют немало схожих черт с затопленной колокольней Никольского собора в Калязине (1794–1800) (фи­гурные аттики с круглыми люкарнами, лепные рельефные драпировки, кольцевые медальоны, карнизы с сухариками). В Калязине же встречаются схожие лепные драпри (дом П. С.Красильникова, к. XVIII в.). (Тверская область: в 6 ч. //Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — Т. 4. — М., Наука, 2015 — С. 221–222, 239).

[28] В советское время были заложены кирпичом, в настоящее время вновь разобраны.

[29] В настоящее время свод трапезной полностью утрачен.

[30] В настоящее время белокаменная облицовка цоколей и белокаменные подоконники, убранство интерьеров не сохранились. Навершия сохраняются только на двух башнях. В башнях заложены дверные проёмы, пробиты новые отверстия. Одна из башен перестроена под гараж.

[31] Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/1.

[32] Галашевич А. А, Колпакова Г. С. Иконописных дел мастера кон. XVI — нач. XX вв. в Тверском крае // Русская культура XV–XX вв. Материалы, исследования, публикации. — Вып. 4. — Тверь, 2006. — С. 37–38.

[33] В статье приводится мнение Бурмистрова И. А. и Жуковой М. А., художников-монументалистов и иконописцев, членов Союза художников России, авторов росписей храмов и икон, находящихся в России и за рубежом.

[34] Архив ГУ по госохране ОКН Тверской области. Паспорт 1328/1.

© Текст: Логвинова Е. В.

© Фото: Логвинова Е. В.

Фотографии XIX в. предоставлены из фондов Первитинского краеведческого музея.