Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

01 декабря 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Евгения Шидловская

ФРЕСКИ КАСТАНЬО. ФЛОРЕНЦИЯ

Октябрь 2010, избранные впечатления

Очарование Тосканы безгранично – завораживающий тосканский пейзаж пленяет раз и навсегда, памятниками искусства можно наслаждаться бесконечно, а тосканская кухня покоряет любого гурмана своей оригинальностью и естественной простотой.

В нашем осеннем путешествии по северной Тоскане было немало удивительных и незабываемых моментов. Многое в этой ежегодной поездке, как и подобает, было спланировано заранее, но что-то происходило совершенно неожиданно, вне программы. Вот так, как бы «случайно» все сложилась и с фресками Андреа дель Кастаньо, которые нам довелось посмотреть во Флоренции.

Далеко не всем известна небольшая трапезная бывшего монастыря Санта Аполлония, неподалеку от площади Сан Марко. Она не входит в «туристический» список памятников Флоренции, не отмечена и во многих путеводителях. В настоящее время Музей Ченаколо ди Сант Аполлония (Museo del Cenacolo di Sant’Apollonia) - это музей Кастаньо, место малопосещаемое, с весьма ограниченными часами работы. Когда мы подошли к зданию, единственный сотрудник, который там был в это время, стоял у входа, наслаждаясь солнечным октябрьским днем. Мы поздоровались, и он любезно предложил пройти внутрь, попросив записать наши фамилии в журнале учета посетителей. После столпотворения в других музеях Флоренции, оказаться в этом маленьком безлюдном месте, было удивительно и даже чуть странно.

В трапезной находится знаменитая «Тайная вечеря» Кастанью (ок.1447-1449), хорошо всем знакомая по книжным репродукциям еще со студенческих времен. Первая ассоциация, которая приходила мне в голову, когда я смотрела на ее воспроизведение в книгах, - театральная коробка со снятой передней стенкой. В натуре фреска производит впечатление, несколько отличное от репродукций. Эта почти десяти метровая композиция действительно, приковывает взгляд своим каким-то «сценическим» эффектом – жесткая горизонталь длинного стола, покрытого белой скатертью, темная фигура похожего на сатира Иуды, сидящего по другую сторону стола, отдельно от Христа и остальных апостолов, Иоанн, который заснул, положив голову на руку Христа. «Тайной вечеря» Кастаньо исполнена одновременно драматизма и приземленности, живописец акцентировал внимание не на традиционной евхаристической интерпретации сюжета, а прежде всего, на человеческой драме и теме предательства. Поражает мощь фигур со «скульптурной» пластикой одежд, смелость ракурсов, а также экспрессивность жестов (особенно сидящих по краям стола апостолов), почти гротескное выражение лиц, напряженность суховатого колорита. Ощущение резкой перспективы усиливается за счет стремительно сходящихся линий неглубокого и невысокого помещения с разделенным на квадраты потолком. Эта фреска обладает неким иллюзорным, почти гипнотическим эффектом. Натуралистично переданные мраморные панели на задней стене комнаты, классические пилястры и статуи сфинксов на переднем плане, краешек красной черепичной кровли наверху, простенки между композицией и углами стены, имитирующими кирпичную кладку, создают эффект trompe-l’oeil и как бы смещают границы евангельской сцены и реальной среды.

Мне всегда хотелось представить, а как же эта композиция выглядит в архитектурном пространстве. Стена трапезной разделена на два яруса. Нижний ярус – это комната со сценой «Тайной вечери». Верхний, располагающийся как бы над домом, в котором сидит Христос с учениками во время последней трапезы, представляет три сцены страстей Христовых, повествующие о грядущих событиях – «Распятие» (в центре), «Положение во гроб» (справа) и «Воскресение» (слева). Все три сцены, изображенные на фоне светлого голубого неба (образуя резкий колористический контраст с «Тайной вечерей»), объединены в одну композицию с общим пейзажным фоном и великолепно вписаны в архитектуру трапезной с оконными проемами. Центральный образ верхнего яруса - Христос, распятый на кресте, к которому устремлены летящие ангелы, - образует четкую смысловую и композиционную доминанту, располагаясь над фигурами Христа и Иуды. Среди фресок верхнего ряда особенно выразительно «Воскресение» с величественной фигурой поднимающегося из саркофага Христа в светлой драпировке.

Долгое время об этих фресках Кастаньо не было известно. Бенедиктинские монахини, которым в прошлом принадлежал монастырь, вели жизнь строгую и замкнутую. Во второй половине XIX века на стене трапезной была обнаружена только «Тайная вечеря», которая первоначально была неверно приписана Паоло Учелло, и лишь позже была атрибутирована как работа Кастаньо. Фрески верхнего яруса были раскрыты позже. Они долгое время были закрашены, и оттого имеют значительно худшую сохранность.

Музей Кастаньо совсем маленький и количество экспонатов в нем можно пересчитать по пальцам. Зато там царит совершенно особая атмосфера, кажется, будто время остановилось. Переступив порог здания, совершенно забываешь о полном туристов бурлящем центре города. Кроме того, просторная трапезная обеспечивает прекрасный обзор фресок. Помимо знаменитой «Тайной Вечери» здесь можно увидеть великолепную фреску «Пьета» с монументально возвышающейся фигурой Христа, поддерживаемого двумя ангелами. Эта роспись люнеты над дверным проемом была выполнена Кастаньо в этом же монастыре в период его работы над фресками трапезной. В ходе реставрации фреска была снята со стены, что дало возможность открыть великолепную синопию, демонстрирующую дар Кастаньо как незаурядного рисовальщика. Фреска и синопия теперь висят рядом. Напротив можно видеть также снятую со стены роспись люнеты «Распятие», выполненную Кастаньо в 1455 для монастыря Санта Мария дельи Анджели во Флоренции. Эта композиция впечатляет пластической выразительностью фигур, полных энергии и силы, своим мощным кватрочентистским реалистическим началом, а также эффектом кьяроскуро, воспринятыми Кастаньо от живописи Мазаччо и скульптур Донателло.

«Экскурсию» по фрескам Андреа Кастаньо во Флоренции можно продолжить, посетив в Оспедале Санта Мария Нуова, где находится одна из его лучших работ - «Распятие со святыми»,(1440-1441). В ней Кастаньо предстает истинным последователем Мазаччо с точки зрения построения перспективы и объемной моделировки фигур. А потом можно пройти в церковь Сантиссима Аннунциата, чтобы увидеть его поздние работы – «Троица со святым Иеронимом» и «Спаситель со святым Юлианом», (1455), и, наконец, в Дуомо, где незадолго до своей смерти Кастаньо выполнил «Конный портрет Никколо ди Толентино», (1456).

А еще нам очень повезло с фресками Кастаньо в галерее Уффици. Если зайти в здание музея со служебного входа, то можно попасть в зал, где находится серия портретов «Знаменитых людей», заказанная Кастаньо в 1449 году для виллы Кардуччи в Леньяйя, около Флоренции. Этот зал, расположен в бывшей старинной церкви San Pier Scheraggio (которая входит в состав Уффици), и куда были перенесены в 1969 году фрески этого цикла. Обычно эта часть музея закрыта, и пройти туда можно только по предварительной договоренности в сопровождении сотрудника галереи. Предварительного заказа у нас не было, да и идея попасть туда возникла достаточно спонтанно. Неутомимый Никита Карзанов настоятельно повторял: «Нам надо как-то туда попасть!» И, разумеется, мы решили попробовать! Подошли к офису администрации, объяснили, кто мы, показали письма, подготовленные АИСом (еще раз спасибо за это руководству АИСа!), попросили о любезности показать фрески Кастаньо. Один из сотрудников охотно согласился нас проводить. Он открыл нам зал, в котором экспонируются фрески. Даже не верилось, что нам так повезло! Может быть, правда, сказалось и то, что я общалась с администрацией музея на их родном итальянском языке, а они это всегда ценят. Цикл «Знаменитые люди» включал изображения девяти прославленных мужчин и женщин. Интересно, что своих современников, трех выдающихся флорентийских деятелей своего времени - Пиппо Спано, Фарината дельи Уберти, Никколо Аччайуоли - Кастаньо изобразил среди героев прошлого - трех лучших поэтов и писателей Флоренции XIV века — Данте, Петрарки и Боккаччо, а также трех женщин древности – царицы Эстер (Эсфирь), царицы Томирис и сивиллы Кумской. Переданные реалистично (поражает выразительность деталей) и одновременно обобщенно, эти портреты скорее напоминают живописные статуи в неглубоких нишах, которые смотрят со стен на зрителя как бы сверху вниз. Эти «скульптурные» образы, почти изваяния, исполнены монументальности, величия и достоинства - истинное олицетворение ренессансной доблести и добродетели.

Обычно эта часть коллекции остается за рамками посещения галереи Уффици. Мы были одни в пустом зале, и было ощущение чего-то нереального – такое чувство нередко возникает в музее, когда там нет посетителей. Наша маленькая группа как-то «растворилась» в просторном помещении бывшей церкви, сотрудник галереи не торопил нас, мы спокойно осматривали фрески. Разумеется, фотографировать в Уффици нельзя, да и не хотелось нарушать музейные правила. Я сделала несколько снимков без вспышки в музее Кастаньо, но они оказались неудачными и не идущими ни в какое сравнение с профессиональными кадрами, которые я нашла в интернете, вернувшись в Москву (см. ссылки ниже). Я в очередной раз задумалась, а не лишаем ли мы себя чего-то очень важного, непрерывно «щелкая» цифровым фотоаппаратом в нашем безудержном стремлении запечатлеть все увиденное. Может, лучше спокойно смотреть и просто наслаждаться, особенно в Италии!


  • Италия 2010_12
  • Италия 2010_11
  • Италия 2010_10
  • Италия 2010_9
  • Италия 2010_8
  • Италия 2010_7
  • Италия 2010_6
  • Италия 2010_5
  • Италия 2010_4
  • Италия 2010_3
  • Италия 2010_2
  • Италия 2010_1

 

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cenacolo_di_Sant'Apollonia

http://www.virtualuffizi.com/uffizi1/artista.asp?Autore=Andrea+del+Castagno

http://www.virtualuffizi.com/uffizi1/Uffizi_Pictures.asp?Contatore=40

http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/a/andrea/castagno/