Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

09 декабря 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Ключевые слова: время, пространство,

Творчество, принципы творчества,

Творчество великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569 гг.) представляет для исследования сложную задачу, так как исследований творчества художника существует немного. Значительной среди них явилась работа Клода-Анри Роке, который обозначил творчество Брейгеля как символ бельгийской литературы и культуры.  К.-А.Роке ссылается на ряд писателей, ля которых Брейгель стал точкой отсчета в их творчестве. Так, Роке упоминает Мориса Метерлинка, который «строит мир своей пьесы не как симфонию..., а как картину, где пространство организовано силовыми линиями, перекличкой тональной, гармонией ритмов и красок». 

«Наследие Брейгеля, живописца и мыслителя … повлияло также (может, не непосредственно, а через более позднюю голландскую живопись) на поэзию  Эмиля Верхарна, которой свойственны интенсивно-эмоциональное восприятие природы (в частности, как у Брейгеля, интерес к годовому циклу и циклу человеческой жизни), «жанровость» (сцены из жизни народа, построенные на зрительных образах), тема города-спрута, перекликающаяся с брейгелевской темой Вавилона», считает Роке.

Исследование творчества Питера Брейгеля рассматривается как попытка раскрыть художника-мыслителя, богослова, философа, влияние которого широко распространилось не только на голландскую живопись, но и на литературу, в том числе современную.

Питер Брейгель своим творчеством оставил значительное наследие и как живописец и как мыслитель-философ и богослов. Исследователь творческого пути художника Роке делает акцент на значении «принципа метафор целого восприятия художника», принципа «цвета» и принципа «места» в творчестве Брейгеля. К.-А. Роке считает наиболее метафоричным и ярким для «Брейгеля – художника»  принцип «сновидение». Брейгель – мыслитель, и это очевидно из его живописных работ.  Изображения,  представленные художником, это прежде всего изображение «жизненного события», происходящего «здесь и сейчас», однако имеющего значение вечности.  Можно не согласиться с К.А.Роке  сего методом изучения творчества как принципов, однако представляется возможным в дальнейшем изучить этот метод для более углубленного понимания творчества художника.

В самый разгар религиозной борьбы  в 1545 году, Питер Брейгель  попадает в Антверпен и становится учеником известного художника при дворе короля Карла V  - Питера Кука ван Апста,  где он изучает графику, и поступает на работу печатать гравюры, оказавшими большое влияние на художника. В типографии печатались тексты Библии с иллюстрациями, влияние которых читается в живописи Брейгеля и становится его стилевой особенностью.

Библия для Брейгеля служила не только вдохновением в его творчестве, но и научила его понимать Слово Божие, видеть его, чтобы стать понятным для других. Характерной особенностью живописных работ Питера Брейгеля является почти буквальное отражение текстов Священного Писания. В них излагаются основы христианского учения. Это и «Триумф смерти», и «Падение ангелов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» , «Избиение младенцев» и другие.

Одним из важных толкований сюжетов картин Брейгеля является рассмотрение их с точки зрения времени и пространства с философской и богословской точки зрения.

Иероним Велленс де Кок  (1518— 10 октября 1570г.)   - фламандский художник, гравёр и издатель; крупнейший издатель гравюр в Северной Европе второй половины XVI века, наряду с Питером Кукке  были безусловными учителями Брейгеля.

В 1546 году Иероним Кок открыл под вывеской «Четыре ветра» лавку эстампов, с которой Брейгель будет сотрудничать всю жизнь. Кок издавал трактаты по архитектуры,   В его мастерской печатались с работ Рафаэля, Босха, Тициана, Микеланджело, сюжеты крестьянской жизни, уличные сценки, пословицы. 

Философ Брейгель выражал свою мысль в гравюре, которая множилась на всю Европу и этот факт привлекал художника.   Умение создавать простые формы и емкие, как пословицы, образы пришло к нему в годы сотрудничества с «Четырьмя ветрами».        «Гравюры, выполненные по рисункам Брейгеля, появились у Кока около 1565 года. На некоторых из них над кораблями летят Дедал и Икар или мчится по небу Фаэтон.  Фаэтон, Икар – это те, кто потерпел кораблекрушение в небе». Икар и Делал, летящие над водной гладью Шельды, - это Овидий, переведенный на язык фламандских торговцев и крестьян, комментирует гравюры биограф.       

Клод-Анри Роке написал литературное произведение о жизни Брейгеля, не настаивая на том, что это правдивое изложение его жизни. Однако, очень точные характеристики работ Брейгеля привлекают к себе внимание и позволяют учитывать мнение Роке.

Творчество Питера Брейгеля- Старшего  пришлось на период начала XVI века, период религиозной борьбы католиков и протестантов, которая определила появления множества новых для этой поры идей и взглядов.

В этой связи необходимо коротко напомнить о задачах Реформации, так как они во многом имели большое значение в творчестве художника.

Распространение Библии, в том числе печатание ее типографским способом, с графическими иллюстрациями текста библии явилось значительным шагом вкладом в искусство и жизнь граждан европейских государств.

Реформация изменила образ жизни христиан по всей Европе, разделив их на католиков, лютеран и кальвинистов.

Мартин Лютер разъясняет христианское учение в своих многочисленных работах, где он проповедует изучение Евангелия.  «Евангелие — учение, в котором преподается нечто намного более величественное и грандиозное, чем мудрость, праведность и религия мира. Оно оставляет эти вещи на присущем им месте и восхваляет их как добрые и благодатные творения Божьи».

Мартин Лютер утверждает своим учением, что церковь не должна иметь богатого убранства, она должна быть доступной и растолковывать Библию, должна утвердить равенство всех людей перед Богом. Лютер считал, что оправдаться можно только верой. Божественная истина не в папе, а в Ветхом и Новом Завете. В своем «Кратком Катехизисе» Лютер пишет: «Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении. И, увы, многие пасторы совершенно неспособны и не готовы учить [так что стыдно и говорить об этом].  Тем не менее, все утверждают, что являются христианами, были крещены и принимают [общее] Святое Причастие, хотя при этом они [не понимают и] не могут даже прочесть по памяти “Отче наш”, “Символ Веры” или Десять Заповедей. Они живут, как безмозглые животные и тупые свиньи».  Лютер настаивает на том, чтобы проповедники избегали множества форм и текстов, но были бы верны одной из формулировок, и не отступали от нее из года в год, что необходимо для укрепления в вере. В Тезисах своего учения Лютер говорит, что «62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога».  

Кальвинисты, признав равноправие всех сословий, создавали законы, которые должны были создать прообраз «града Божьего». Кальвин считал, что каждый человек должен проявить способности, которые заложил в него бог. « Итак, метод Писания, о котором идёт речь, двоякий. Его цель, во-первых, вселить в сердце любовь к справедливости, к которой по своей природе мы отнюдь не склонны. Во-вторых — снабдить нас чётким правилом построения жизни, предохраняющим от ошибок и заблуждений», - пишет Кальвин. «Ведь Евангелие учит не языку, а жизни. Его нужно постигать не только с помощью разума и памяти, как другие науки, но оно должно полностью захватить душу и утвердить свой престол и ковчег в глубине сердца — в противном случае оно не принято. Поэтому пусть они либо не позорят Бога своей похвальбой, либо проявят себя как ученики и последователи Христа.

Первое место в религии мы отвели её учению, поскольку оно является началом нашего спасения. Но чтобы это учение принесло нам пользу и дало свои плоды, оно должно проникнуть в глубину сердца и оказать воздействие на нашу жизнь и даже на свой лад преобразовать нашу природу» .

Более жестко Кальвин причины изменений в отношении к законам, установленным уже римской церковью. «Почему же столь яростно и непримиримо сражаются они за мессу, чистилище, паломничества и прочий хлам? Почему отрицают, что подлинная набожность может существовать помимо безоговорочной веры во все эти вещи, хотя для них не находится никакого подтверждения в слове Божьем? Не потому ли, говорю я, что их брюхо заменяет им Бога, а кухня — веру? Без них они не мыслят себя не только христианами, но и людьми. И хотя одни из них купаются в достатке, а другие прозябают и глодают кости, все они кормятся из одного горшка, который без этого подогрева не только остыл бы, но прямо-таки замёрз. Поэтому тот из них, кто более всего заботится о своём желудке, оказывается и наилучшим ревнителем их веры. Короче, все они стремятся к одному: сохранить либо свою власть, либо набитое брюхо. И нет среди них никого, кто хотя бы в малейшей степени выказывал истинную ревность о вере».

Основная задача реформации была в изменении образа жизни христиан и изучении Священного Писания не только на богослужении, но и самостоятельно с помощью отцов Церкви.       

Главные черты, проявленные в ходе Реформации, - это простота, вера. Эти черты органично проявляются в картинах Питера Брейгеля, где утверждается христианское отношение к жизни, где утверждается простота человека.

Граждане должны были стать образцом морали, в отличие от католического роскошества. Все события, происходившие в рамках нового религиозного воспитания должны были быть направлены на укрепление морали.

Для христианина Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда, поэтому постигать Его можно не чувствами, а разумом. И для этого, пишет Блаженный Августин, «необходим умственный свет, а этот свет есть Бог, Которым создано всё».

Признанный католической, православной и лютеранской церквами святой Августин еще в 413-427 гг. в своем труде «О Граде Божьем» утвердил христианское учение: «Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимым впечатлением на человеческие души, покорило себе всякого рода человеческие умы». 

Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом, им была создана целостная система христианской философии, она явилась для последующих богословов и философов отправной точкой.

«Брейгель, как и Босх, видит мир в его целостности, потому что смотрит на него с огромной высоты — высоты коллективного религиозного опыта, проверенной временем традиции», считает Роке.

Все изображенное Брейгелем – это мир, охваченный одним взглядом, но при этом отдельный человек, увиденный в «масштабной перспективе», не кажется песчинкой. «Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей».  Изображенные им сцены – прозрения верующего. Человек – часть природы, Божие творение, поэтому он не является песчинкой.

В работах Брейгеля очень ясно прочитывается философское понимание понятий времени и пространства. Время – это вечность. Время сотворено Богом и поэтому оно никогда не закончится, хотя оно происходит «здесь и сейчас».  Это пребывание в вечности Брейгель описал в своих живописных работах, чем определил ценность этих работ в смысле понимания насыщенности образа.    В вечности все пребывает как настоящее во всей полноте; прошлое вытеснено будущим и все прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает, и от него исходит: «Пусть оно увидит, что они несравнимы: пусть увидит, что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время, как настоящее, в полноте своей пребывать не может. Пусть увидит, что все прошлое вытеснено будущим, все будущее следует за прошлым, и все прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает, и от Него исходит. Кто удержал бы человеческое сердце: пусть постоит недвижно и увидит, как недвижная пребывающая вечность, не знающая ни прошедшего, ни будущего, указывает времени быть прошедшим и будущим».  Так говорит св. Августин о том, что  не было времени, когда Бог бы не творил мир, ибо само время сотворено Богом. «Все годы Бога одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят», «сегодняшний день Бога – это вечность, поэтому вечен как сам Господь».

Время никогда не останавливается. Настоящее как образ вечности, пребывание в настоящем бесконечно, как бесконечен переход мгновений,  говорит Августин. Начало творения мира – это и начало времени.

Бл. Августин связывает понятие времени с понятием бытия. Бог – источник бытия. Его познание Августин считал возможным путем умопостижения.

Понятия пространства и времени тесно связаны между собой: время как вечность и пространство как существование вечности.

Пространство также есть творение. Августин отождествляет геометрически пространство с сотворенным миром.   

Бл.Августин считает, что творение искусства прекрасно благодаря симметрии. Он считает, что симметрия требует, чтобы части отвечали целому, и в как в части, так и в целом  стремились к единству. Части целого занимают свое место в пространстве.

«Все то, что в чувственном мире нам является как наделенное красотой, все, что называется прекрасным как в природе, так и в искусстве, все это феномен, привнесенный и вписанный в пространство и время, как вписаны тела и их движения. всегда ментальные интуиции, они же нормируют и образуют осмысленность суждений о красоте, когда ум, посредством чувств, признает наличие в телах того, чего нет ни в пространственном измерении, ни в капризной темпоральности".

В 1555-1558гг. Брейгель  пишет картину «Падение Икара», написанную по древнегреческому мифу. Здесь возникает характерный для Брейгеля  композиционный прием: общий вид сверху на событие, изложенное в картине. Композиция представляет взгляд Бога на мир, на земные события,  включая летящего Дедала в небе.  Согласно мифа, один из героев картины – Дедал – совершил преступление и сбежал от наказания за это на остров Крит к царю Миносу. Представляется, что художник отразил в картине ту мысль, что наказание за грех убийства все равно неизбежно. Падение Икара – сына Дедала – это и есть наказание. Грех не может быть безнаказанным,  Бог видит жизнь любого человека. Человек – творение Божие, говорит Брейгель. Человек носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха и свидетельство, что Ты противостоишь гордым», пишет Августин в «Исповеди»*: «И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты «противостоишь гордым».

*Исповедь. Кн.1, гл.1

 «…в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте», говорит Августин. Картина «Падение Икара» это картина мира, в котором каждый занят своим делом и падение Икара проходит для каждого незаметно, как проходит мгновение жизни. Все происходит в настоящей действительности и мимолетно, как сама действительность, через мгновение старновится прошлым и уходит в вечность. Настоящее переходит через мгновения в вечность.

В 1562 году Брейгель пишет «Триумф смерти» и «Падение ангелов». Псалтирь гласит: «Господь с небес взглянул на сынов человеческих, увидеть есть ли разумеющий или ищущий Бога.  Все уклонились , вместе стали негодными, нет делающнго добро, нет ни одного» (Пс.13:2-3).

 «и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его…» (Пс.61:12) Брейгель представил композицию как изображение всего земного пространства, где торжествует  человеческий грех, за который идет расплата. Все происходящее на земле является делом рук человеческих, которые, как писал Августин, несут в себе «свидетельство  греха своего». « Хорошее дерево приносит хорошие плоды, а больное дерево – плохие плоды». (Св. Евангелие от Матфея 7:17).

В Евангелии сказано о жизни вечной, указывая тем самым на время в философском значении.

Такой ключ к пониманию  изображенного времени в работах Брейгеля дает  Августин и это понимание совпадает с длительностью событий в картине, так как созерцание этих событий, которое происходит также во времени, рождает в душе осознание значения их и для художника и для искусства. В момент созерцания картины происходит чувствование времени. Время существует в нашей душе, в памяти, в воспоминаниях.

В 1562 году Брейгель создает картину «Падение ангелов».  Мятежные ангелы падают ниц из-за своего бунта против Бога.

«Падение ангелов» - картина мира, который гибнет как мир греха и хаоса.  Время действия и пространство картины объединены в круговой композиции, которая втягивает как воронка все происходящее, неизбежность происходящего. Время как бесконечность, как вечность.  Грандиозная по силе духовного возрастания картина «Падение ангелов». 

«Падение ангелов» - это картина о двух градах: «Граде земном и Граде небесном». Августин говорит о том, что любовь к себе рождает земной град, любовь к Богу – град небесный.  Земная любовь к себе возносит самое себя, ищет людскую славу. Любовь к Богу устремлена к высшей славе Бога.

Оба града имеют посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу.

«Земной град, который не будет вечным (потому что не будет уже градом, когда будет осужден на вечное наказание)», считает Блаженный Августин.

Проявление абсолютной вечности и есть одна из форм пространства, считает Бл.Августин.

Падение чудовищ, утративших свои светоносные лики, небесный облик.  Они терпят крушение.  Наверху – край светового колодца. Там – обитель Божией славы. Они удалились от Бога.  «Падение ангелов» - это погружение в собственное сердце, которое подвержено и искушениям, и наполнено добродетелью. Стремление к Свету, к которому тянется сердце, определено круговым, вихревым движением композиции.

«Сердце — это всегда пустыня, в которой нас пытаются соблазнить или устрашить разные монстры» - так пишет К.-А.Роке. «Сумею ли я уберечь мое сердце в этих бурях — не уступить врагу, не ослабнуть в борьбе, не стать предателем или богохульником?»

В 1563 году Питер Брейгель пишет картину «Вавилонская башня», которую люди сооружали для достижения вершин неба.

 «И Господь рассеял их оттуда по всему свету, и они перестали строить тот город. 9. Вот почему он был назван Вавилон – ведь Господь смешал там язык всего мира. Оттуда Господь рассеял их по лицу всей земли.  (Книга Бытие 11:8,9)

Единый язык всех народов был  дарован людям для развития братства и равенства, толкует св.Иоанн Златоуст. Но он был обращен людьми во зло, Бог смешал языки так, чтобы они не понимали друг друга,  тем самым воздал им по делам их.

Питер Брейгель сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры. Он соединял в одном образе бесконечно великое и бесконечно малое.

«Вавилонская башня» и есть гигантская миниатюра. Громадная башня и одновременно маленькая желтая птичка, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба. Отчетливо видны крыши города и улочки.  Башня была гигантским олицетворением Тщеты.  Все рано или поздно исчезнет. Роке называет это метафорой вечного детства человечества. Метафора тщетной погони за ветром, которая и есть наша жизнь.  Башня является формой нашего бытия.

Время с 1564 года можно считать периодом расцвета творчества Брейгеля. Он автор таких работ как «Поклонение волхвов», великолепной серии полотен «Времена года», «Перепись в Вифлееме», «Мизантроп», «Вавилонской башни», «Свадебный танец».

В 1565 году Брейгель пишет цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»).

«Жатва» - одна из картин этой серии. Композиция любой из его работ направлена к пониманию пространства картины как стремление к высокому, к Богу, туда, где заканчиваются земные дела и начинается оценка этих дел.

«Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы». (Св. Евангелие от Матфея 13:39).  Брейгель изобразил покой и тишину события. Сбор урожая, собираемого ангелами-жнецами, имеет философское и богословское значение. Поле есть мир, говорит Иисус.

Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.13:36-43). 

«26. Еще Он сказал:  – Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.  27. Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,  28. ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,  29. и когда созреет урожай, человек приходит с серпом, потому что наступила жатва».  

(Св. Евангелие от Марка 4:27-29)

Характерная особенность картин Брейгеля в том, что его библейские сюжеты «присутствуют среди  современников Брейгеля, ведущих свою повседневную жизнь: библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских (или альпийских) городских и сельских пейзажей. Впечатление, которое в результате возникает у зрителя, Роке выразил в названии одной из глав: «Это все (то, что изображено на картине. происходит сейчас…» Причем происходит оно совершенно буднично, незаметно: фигура согнувшегося под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других, попадающих в поле зрения любого из изображенных на картине людей, и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Мир, в котором родился Иисус, Сын  Божий, весь пришел к богу для поклонения. Бог родился в той среде, которую Он должен спасти. Диагональ композиции, идущая от изображения главного события – рождества Христова, проходит в верхний правый угол изображения подчеркивая тем самым источник возвышения и спасения мира.

«Бог, сотворивший всё, ближе к нам, нежели всё сотворенное» – ведь Он освещает нас светом Своей истины, и поэтому благодаря Богу, этому Божественному свету, мы не можем во всем сомневаться, мы уверены в существовании истины и можем ее познавать. Мы ее ощущаем непосредственно присутствующей в нас».

Картина «Избиение младенцев» являет собой «чувственно воспринимаемая форма Евангелия», пишет Роке.

Цикл «Времена года» явился поисками гармонии. Поиски различных сочетаний окружностей, углов, линий в изображении пространства свидетельствуют о том, что это были поиски, положившие в дальнейшем развитии искусства, вплоть до современного искусства. Он хотел добиться тесной взаимосвязи противоположностей с целью пробуждения в зрителях духовности, а также композиционного совершенства  картины.

Шторм (буря на море), 1568 г. .дерево,м, 70,5х97 – одна из последних работ Брейгеля.

Кит спасает Иону.  Роке пишет: «В раскатах грозы внезапно открывалась страшная Библия. Ветер кричал прямо к лицо путницу свою проповедь: «Подумай о себе! Вспомни о смерти!»… Человек ощущал себя поглощенным утробой ночи. Происходит кораблекрушение, моряков ожидает близкая гибель, переход от этого мира к Божьему суду».

Итак, творчество Питера Брейгеля Старшего является значительным явлением в тот исторический период, который послужил не только изменениям в религиозной сфере, но и изменениям в философско-богословском понимании существа христианства. В этот период произошло разделение христианской церкви по национальному признаку и осознание значения жизни сословий в утверждении христианской религии.

Деятели Реформации Лютер и Кальвин боролись за равноправное состояние всех сословий в реальной жизни и поднятие моральной ответственности за свои действия всех граждан. Широкое распространение библии среди народа типографским способом,  иллюстрирование ее текстов способствовало этому процессу.

Питер Брейгель,  начав свою творческую деятельность в типографии как график, обрел свой неповторимый стиль в живописи, в частности, иллюстрируя Писание значительными живописными работами. Сочетание монументальности и миниатюрности позволяют художнику подняться над миром, обобщая жизненное пространство до высоких философских и богословских понятий: понятия времени, пространства, мира, греха, добродетели, веры. Сюжеты картины Брейгеля открыто читаются в Писании,  где изложена христианская вера. Иисус  говорит о вере:  «Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. 14. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Вода, которую Я ему дам, станет в нем источником, текущим в вечную жизнь». (Св. Евангелие от Иоанна 4:13,14)

Мартин Лютер и Жан Кальвин приложили большие усилия для того, чтобы христиане - простые люди, проповедники – смогли освоить христианское учение, сформулированное  отцами Церкви, в частности святым Августином.

______________________________ 

ЛИТЕРАТУРА: