Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Лента не найдена.

Ключевые слова: время, пространство,

Творчество, принципы творчества,

Творчество великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569 гг.) представляет для исследования сложную задачу, так как исследований творчества художника существует немного. Значительной среди них явилась работа Клода-Анри Роке, который обозначил творчество Брейгеля как символ бельгийской литературы и культуры.  К.-А.Роке ссылается на ряд писателей, ля которых Брейгель стал точкой отсчета в их творчестве. Так, Роке упоминает Мориса Метерлинка, который «строит мир своей пьесы не как симфонию..., а как картину, где пространство организовано силовыми линиями, перекличкой тональной, гармонией ритмов и красок». 

«Наследие Брейгеля, живописца и мыслителя … повлияло также (может, не непосредственно, а через более позднюю голландскую живопись) на поэзию  Эмиля Верхарна, которой свойственны интенсивно-эмоциональное восприятие природы (в частности, как у Брейгеля, интерес к годовому циклу и циклу человеческой жизни), «жанровость» (сцены из жизни народа, построенные на зрительных образах), тема города-спрута, перекликающаяся с брейгелевской темой Вавилона», считает Роке.

Исследование творчества Питера Брейгеля рассматривается как попытка раскрыть художника-мыслителя, богослова, философа, влияние которого широко распространилось не только на голландскую живопись, но и на литературу, в том числе современную.

Питер Брейгель своим творчеством оставил значительное наследие и как живописец и как мыслитель-философ и богослов. Исследователь творческого пути художника Роке делает акцент на значении «принципа метафор целого восприятия художника», принципа «цвета» и принципа «места» в творчестве Брейгеля. К.-А. Роке считает наиболее метафоричным и ярким для «Брейгеля – художника»  принцип «сновидение». Брейгель – мыслитель, и это очевидно из его живописных работ.  Изображения,  представленные художником, это прежде всего изображение «жизненного события», происходящего «здесь и сейчас», однако имеющего значение вечности.  Можно не согласиться с К.А.Роке  сего методом изучения творчества как принципов, однако представляется возможным в дальнейшем изучить этот метод для более углубленного понимания творчества художника.

В самый разгар религиозной борьбы  в 1545 году, Питер Брейгель  попадает в Антверпен и становится учеником известного художника при дворе короля Карла V  - Питера Кука ван Апста,  где он изучает графику, и поступает на работу печатать гравюры, оказавшими большое влияние на художника. В типографии печатались тексты Библии с иллюстрациями, влияние которых читается в живописи Брейгеля и становится его стилевой особенностью.

Библия для Брейгеля служила не только вдохновением в его творчестве, но и научила его понимать Слово Божие, видеть его, чтобы стать понятным для других. Характерной особенностью живописных работ Питера Брейгеля является почти буквальное отражение текстов Священного Писания. В них излагаются основы христианского учения. Это и «Триумф смерти», и «Падение ангелов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» , «Избиение младенцев» и другие.

Одним из важных толкований сюжетов картин Брейгеля является рассмотрение их с точки зрения времени и пространства с философской и богословской точки зрения.

Иероним Велленс де Кок  (1518— 10 октября 1570г.)   - фламандский художник, гравёр и издатель; крупнейший издатель гравюр в Северной Европе второй половины XVI века, наряду с Питером Кукке  были безусловными учителями Брейгеля.

В 1546 году Иероним Кок открыл под вывеской «Четыре ветра» лавку эстампов, с которой Брейгель будет сотрудничать всю жизнь. Кок издавал трактаты по архитектуры,   В его мастерской печатались с работ Рафаэля, Босха, Тициана, Микеланджело, сюжеты крестьянской жизни, уличные сценки, пословицы. 

Философ Брейгель выражал свою мысль в гравюре, которая множилась на всю Европу и этот факт привлекал художника.   Умение создавать простые формы и емкие, как пословицы, образы пришло к нему в годы сотрудничества с «Четырьмя ветрами».        «Гравюры, выполненные по рисункам Брейгеля, появились у Кока около 1565 года. На некоторых из них над кораблями летят Дедал и Икар или мчится по небу Фаэтон.  Фаэтон, Икар – это те, кто потерпел кораблекрушение в небе». Икар и Делал, летящие над водной гладью Шельды, - это Овидий, переведенный на язык фламандских торговцев и крестьян, комментирует гравюры биограф.       

Клод-Анри Роке написал литературное произведение о жизни Брейгеля, не настаивая на том, что это правдивое изложение его жизни. Однако, очень точные характеристики работ Брейгеля привлекают к себе внимание и позволяют учитывать мнение Роке.

Творчество Питера Брейгеля- Старшего  пришлось на период начала XVI века, период религиозной борьбы католиков и протестантов, которая определила появления множества новых для этой поры идей и взглядов.

В этой связи необходимо коротко напомнить о задачах Реформации, так как они во многом имели большое значение в творчестве художника.

Распространение Библии, в том числе печатание ее типографским способом, с графическими иллюстрациями текста библии явилось значительным шагом вкладом в искусство и жизнь граждан европейских государств.

Реформация изменила образ жизни христиан по всей Европе, разделив их на католиков, лютеран и кальвинистов.

Мартин Лютер разъясняет христианское учение в своих многочисленных работах, где он проповедует изучение Евангелия.  «Евангелие — учение, в котором преподается нечто намного более величественное и грандиозное, чем мудрость, праведность и религия мира. Оно оставляет эти вещи на присущем им месте и восхваляет их как добрые и благодатные творения Божьи».

Мартин Лютер утверждает своим учением, что церковь не должна иметь богатого убранства, она должна быть доступной и растолковывать Библию, должна утвердить равенство всех людей перед Богом. Лютер считал, что оправдаться можно только верой. Божественная истина не в папе, а в Ветхом и Новом Завете. В своем «Кратком Катехизисе» Лютер пишет: «Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении. И, увы, многие пасторы совершенно неспособны и не готовы учить [так что стыдно и говорить об этом].  Тем не менее, все утверждают, что являются христианами, были крещены и принимают [общее] Святое Причастие, хотя при этом они [не понимают и] не могут даже прочесть по памяти “Отче наш”, “Символ Веры” или Десять Заповедей. Они живут, как безмозглые животные и тупые свиньи».  Лютер настаивает на том, чтобы проповедники избегали множества форм и текстов, но были бы верны одной из формулировок, и не отступали от нее из года в год, что необходимо для укрепления в вере. В Тезисах своего учения Лютер говорит, что «62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога».  

Кальвинисты, признав равноправие всех сословий, создавали законы, которые должны были создать прообраз «града Божьего». Кальвин считал, что каждый человек должен проявить способности, которые заложил в него бог. « Итак, метод Писания, о котором идёт речь, двоякий. Его цель, во-первых, вселить в сердце любовь к справедливости, к которой по своей природе мы отнюдь не склонны. Во-вторых — снабдить нас чётким правилом построения жизни, предохраняющим от ошибок и заблуждений», - пишет Кальвин. «Ведь Евангелие учит не языку, а жизни. Его нужно постигать не только с помощью разума и памяти, как другие науки, но оно должно полностью захватить душу и утвердить свой престол и ковчег в глубине сердца — в противном случае оно не принято. Поэтому пусть они либо не позорят Бога своей похвальбой, либо проявят себя как ученики и последователи Христа.

Первое место в религии мы отвели её учению, поскольку оно является началом нашего спасения. Но чтобы это учение принесло нам пользу и дало свои плоды, оно должно проникнуть в глубину сердца и оказать воздействие на нашу жизнь и даже на свой лад преобразовать нашу природу» .

Более жестко Кальвин причины изменений в отношении к законам, установленным уже римской церковью. «Почему же столь яростно и непримиримо сражаются они за мессу, чистилище, паломничества и прочий хлам? Почему отрицают, что подлинная набожность может существовать помимо безоговорочной веры во все эти вещи, хотя для них не находится никакого подтверждения в слове Божьем? Не потому ли, говорю я, что их брюхо заменяет им Бога, а кухня — веру? Без них они не мыслят себя не только христианами, но и людьми. И хотя одни из них купаются в достатке, а другие прозябают и глодают кости, все они кормятся из одного горшка, который без этого подогрева не только остыл бы, но прямо-таки замёрз. Поэтому тот из них, кто более всего заботится о своём желудке, оказывается и наилучшим ревнителем их веры. Короче, все они стремятся к одному: сохранить либо свою власть, либо набитое брюхо. И нет среди них никого, кто хотя бы в малейшей степени выказывал истинную ревность о вере».

Основная задача реформации была в изменении образа жизни христиан и изучении Священного Писания не только на богослужении, но и самостоятельно с помощью отцов Церкви.       

Главные черты, проявленные в ходе Реформации, - это простота, вера. Эти черты органично проявляются в картинах Питера Брейгеля, где утверждается христианское отношение к жизни, где утверждается простота человека.

Граждане должны были стать образцом морали, в отличие от католического роскошества. Все события, происходившие в рамках нового религиозного воспитания должны были быть направлены на укрепление морали.

Для христианина Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда, поэтому постигать Его можно не чувствами, а разумом. И для этого, пишет Блаженный Августин, «необходим умственный свет, а этот свет есть Бог, Которым создано всё».

Признанный католической, православной и лютеранской церквами святой Августин еще в 413-427 гг. в своем труде «О Граде Божьем» утвердил христианское учение: «Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимым впечатлением на человеческие души, покорило себе всякого рода человеческие умы». 

Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом, им была создана целостная система христианской философии, она явилась для последующих богословов и философов отправной точкой.

«Брейгель, как и Босх, видит мир в его целостности, потому что смотрит на него с огромной высоты — высоты коллективного религиозного опыта, проверенной временем традиции», считает Роке.

Все изображенное Брейгелем – это мир, охваченный одним взглядом, но при этом отдельный человек, увиденный в «масштабной перспективе», не кажется песчинкой. «Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей».  Изображенные им сцены – прозрения верующего. Человек – часть природы, Божие творение, поэтому он не является песчинкой.

В работах Брейгеля очень ясно прочитывается философское понимание понятий времени и пространства. Время – это вечность. Время сотворено Богом и поэтому оно никогда не закончится, хотя оно происходит «здесь и сейчас».  Это пребывание в вечности Брейгель описал в своих живописных работах, чем определил ценность этих работ в смысле понимания насыщенности образа.    В вечности все пребывает как настоящее во всей полноте; прошлое вытеснено будущим и все прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает, и от него исходит: «Пусть оно увидит, что они несравнимы: пусть увидит, что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время, как настоящее, в полноте своей пребывать не может. Пусть увидит, что все прошлое вытеснено будущим, все будущее следует за прошлым, и все прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает, и от Него исходит. Кто удержал бы человеческое сердце: пусть постоит недвижно и увидит, как недвижная пребывающая вечность, не знающая ни прошедшего, ни будущего, указывает времени быть прошедшим и будущим».  Так говорит св. Августин о том, что  не было времени, когда Бог бы не творил мир, ибо само время сотворено Богом. «Все годы Бога одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят», «сегодняшний день Бога – это вечность, поэтому вечен как сам Господь».

Время никогда не останавливается. Настоящее как образ вечности, пребывание в настоящем бесконечно, как бесконечен переход мгновений,  говорит Августин. Начало творения мира – это и начало времени.

Бл. Августин связывает понятие времени с понятием бытия. Бог – источник бытия. Его познание Августин считал возможным путем умопостижения.

Понятия пространства и времени тесно связаны между собой: время как вечность и пространство как существование вечности.

Пространство также есть творение. Августин отождествляет геометрически пространство с сотворенным миром.   

Бл.Августин считает, что творение искусства прекрасно благодаря симметрии. Он считает, что симметрия требует, чтобы части отвечали целому, и в как в части, так и в целом  стремились к единству. Части целого занимают свое место в пространстве.

«Все то, что в чувственном мире нам является как наделенное красотой, все, что называется прекрасным как в природе, так и в искусстве, все это феномен, привнесенный и вписанный в пространство и время, как вписаны тела и их движения. всегда ментальные интуиции, они же нормируют и образуют осмысленность суждений о красоте, когда ум, посредством чувств, признает наличие в телах того, чего нет ни в пространственном измерении, ни в капризной темпоральности".

В 1555-1558гг. Брейгель  пишет картину «Падение Икара», написанную по древнегреческому мифу. Здесь возникает характерный для Брейгеля  композиционный прием: общий вид сверху на событие, изложенное в картине. Композиция представляет взгляд Бога на мир, на земные события,  включая летящего Дедала в небе.  Согласно мифа, один из героев картины – Дедал – совершил преступление и сбежал от наказания за это на остров Крит к царю Миносу. Представляется, что художник отразил в картине ту мысль, что наказание за грех убийства все равно неизбежно. Падение Икара – сына Дедала – это и есть наказание. Грех не может быть безнаказанным,  Бог видит жизнь любого человека. Человек – творение Божие, говорит Брейгель. Человек носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха и свидетельство, что Ты противостоишь гордым», пишет Августин в «Исповеди»*: «И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты «противостоишь гордым».

*Исповедь. Кн.1, гл.1

 «…в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте», говорит Августин. Картина «Падение Икара» это картина мира, в котором каждый занят своим делом и падение Икара проходит для каждого незаметно, как проходит мгновение жизни. Все происходит в настоящей действительности и мимолетно, как сама действительность, через мгновение старновится прошлым и уходит в вечность. Настоящее переходит через мгновения в вечность.

В 1562 году Брейгель пишет «Триумф смерти» и «Падение ангелов». Псалтирь гласит: «Господь с небес взглянул на сынов человеческих, увидеть есть ли разумеющий или ищущий Бога.  Все уклонились , вместе стали негодными, нет делающнго добро, нет ни одного» (Пс.13:2-3).

 «и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его…» (Пс.61:12) Брейгель представил композицию как изображение всего земного пространства, где торжествует  человеческий грех, за который идет расплата. Все происходящее на земле является делом рук человеческих, которые, как писал Августин, несут в себе «свидетельство  греха своего». « Хорошее дерево приносит хорошие плоды, а больное дерево – плохие плоды». (Св. Евангелие от Матфея 7:17).

В Евангелии сказано о жизни вечной, указывая тем самым на время в философском значении.

Такой ключ к пониманию  изображенного времени в работах Брейгеля дает  Августин и это понимание совпадает с длительностью событий в картине, так как созерцание этих событий, которое происходит также во времени, рождает в душе осознание значения их и для художника и для искусства. В момент созерцания картины происходит чувствование времени. Время существует в нашей душе, в памяти, в воспоминаниях.

В 1562 году Брейгель создает картину «Падение ангелов».  Мятежные ангелы падают ниц из-за своего бунта против Бога.

«Падение ангелов» - картина мира, который гибнет как мир греха и хаоса.  Время действия и пространство картины объединены в круговой композиции, которая втягивает как воронка все происходящее, неизбежность происходящего. Время как бесконечность, как вечность.  Грандиозная по силе духовного возрастания картина «Падение ангелов». 

«Падение ангелов» - это картина о двух градах: «Граде земном и Граде небесном». Августин говорит о том, что любовь к себе рождает земной град, любовь к Богу – град небесный.  Земная любовь к себе возносит самое себя, ищет людскую славу. Любовь к Богу устремлена к высшей славе Бога.

Оба града имеют посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу.

«Земной град, который не будет вечным (потому что не будет уже градом, когда будет осужден на вечное наказание)», считает Блаженный Августин.

Проявление абсолютной вечности и есть одна из форм пространства, считает Бл.Августин.

Падение чудовищ, утративших свои светоносные лики, небесный облик.  Они терпят крушение.  Наверху – край светового колодца. Там – обитель Божией славы. Они удалились от Бога.  «Падение ангелов» - это погружение в собственное сердце, которое подвержено и искушениям, и наполнено добродетелью. Стремление к Свету, к которому тянется сердце, определено круговым, вихревым движением композиции.

«Сердце — это всегда пустыня, в которой нас пытаются соблазнить или устрашить разные монстры» - так пишет К.-А.Роке. «Сумею ли я уберечь мое сердце в этих бурях — не уступить врагу, не ослабнуть в борьбе, не стать предателем или богохульником?»

В 1563 году Питер Брейгель пишет картину «Вавилонская башня», которую люди сооружали для достижения вершин неба.

 «И Господь рассеял их оттуда по всему свету, и они перестали строить тот город. 9. Вот почему он был назван Вавилон – ведь Господь смешал там язык всего мира. Оттуда Господь рассеял их по лицу всей земли.  (Книга Бытие 11:8,9)

Единый язык всех народов был  дарован людям для развития братства и равенства, толкует св.Иоанн Златоуст. Но он был обращен людьми во зло, Бог смешал языки так, чтобы они не понимали друг друга,  тем самым воздал им по делам их.

Питер Брейгель сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры. Он соединял в одном образе бесконечно великое и бесконечно малое.

«Вавилонская башня» и есть гигантская миниатюра. Громадная башня и одновременно маленькая желтая птичка, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба. Отчетливо видны крыши города и улочки.  Башня была гигантским олицетворением Тщеты.  Все рано или поздно исчезнет. Роке называет это метафорой вечного детства человечества. Метафора тщетной погони за ветром, которая и есть наша жизнь.  Башня является формой нашего бытия.

Время с 1564 года можно считать периодом расцвета творчества Брейгеля. Он автор таких работ как «Поклонение волхвов», великолепной серии полотен «Времена года», «Перепись в Вифлееме», «Мизантроп», «Вавилонской башни», «Свадебный танец».

В 1565 году Брейгель пишет цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»).

«Жатва» - одна из картин этой серии. Композиция любой из его работ направлена к пониманию пространства картины как стремление к высокому, к Богу, туда, где заканчиваются земные дела и начинается оценка этих дел.

«Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы». (Св. Евангелие от Матфея 13:39).  Брейгель изобразил покой и тишину события. Сбор урожая, собираемого ангелами-жнецами, имеет философское и богословское значение. Поле есть мир, говорит Иисус.

Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.13:36-43). 

«26. Еще Он сказал:  – Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.  27. Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,  28. ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,  29. и когда созреет урожай, человек приходит с серпом, потому что наступила жатва».  

(Св. Евангелие от Марка 4:27-29)

Характерная особенность картин Брейгеля в том, что его библейские сюжеты «присутствуют среди  современников Брейгеля, ведущих свою повседневную жизнь: библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских (или альпийских) городских и сельских пейзажей. Впечатление, которое в результате возникает у зрителя, Роке выразил в названии одной из глав: «Это все (то, что изображено на картине. происходит сейчас…» Причем происходит оно совершенно буднично, незаметно: фигура согнувшегося под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других, попадающих в поле зрения любого из изображенных на картине людей, и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Мир, в котором родился Иисус, Сын  Божий, весь пришел к богу для поклонения. Бог родился в той среде, которую Он должен спасти. Диагональ композиции, идущая от изображения главного события – рождества Христова, проходит в верхний правый угол изображения подчеркивая тем самым источник возвышения и спасения мира.

«Бог, сотворивший всё, ближе к нам, нежели всё сотворенное» – ведь Он освещает нас светом Своей истины, и поэтому благодаря Богу, этому Божественному свету, мы не можем во всем сомневаться, мы уверены в существовании истины и можем ее познавать. Мы ее ощущаем непосредственно присутствующей в нас».

Картина «Избиение младенцев» являет собой «чувственно воспринимаемая форма Евангелия», пишет Роке.

Цикл «Времена года» явился поисками гармонии. Поиски различных сочетаний окружностей, углов, линий в изображении пространства свидетельствуют о том, что это были поиски, положившие в дальнейшем развитии искусства, вплоть до современного искусства. Он хотел добиться тесной взаимосвязи противоположностей с целью пробуждения в зрителях духовности, а также композиционного совершенства  картины.

Шторм (буря на море), 1568 г. .дерево,м, 70,5х97 – одна из последних работ Брейгеля.

Кит спасает Иону.  Роке пишет: «В раскатах грозы внезапно открывалась страшная Библия. Ветер кричал прямо к лицо путницу свою проповедь: «Подумай о себе! Вспомни о смерти!»… Человек ощущал себя поглощенным утробой ночи. Происходит кораблекрушение, моряков ожидает близкая гибель, переход от этого мира к Божьему суду».

Итак, творчество Питера Брейгеля Старшего является значительным явлением в тот исторический период, который послужил не только изменениям в религиозной сфере, но и изменениям в философско-богословском понимании существа христианства. В этот период произошло разделение христианской церкви по национальному признаку и осознание значения жизни сословий в утверждении христианской религии.

Деятели Реформации Лютер и Кальвин боролись за равноправное состояние всех сословий в реальной жизни и поднятие моральной ответственности за свои действия всех граждан. Широкое распространение библии среди народа типографским способом,  иллюстрирование ее текстов способствовало этому процессу.

Питер Брейгель,  начав свою творческую деятельность в типографии как график, обрел свой неповторимый стиль в живописи, в частности, иллюстрируя Писание значительными живописными работами. Сочетание монументальности и миниатюрности позволяют художнику подняться над миром, обобщая жизненное пространство до высоких философских и богословских понятий: понятия времени, пространства, мира, греха, добродетели, веры. Сюжеты картины Брейгеля открыто читаются в Писании,  где изложена христианская вера. Иисус  говорит о вере:  «Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. 14. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Вода, которую Я ему дам, станет в нем источником, текущим в вечную жизнь». (Св. Евангелие от Иоанна 4:13,14)

Мартин Лютер и Жан Кальвин приложили большие усилия для того, чтобы христиане - простые люди, проповедники – смогли освоить христианское учение, сформулированное  отцами Церкви, в частности святым Августином.

______________________________ 

ЛИТЕРАТУРА: