Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

13 июля 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

 

СОТВОРИЛ СОБСТВЕННЫЙ МИР

 А.Глуховцев Нарт. 1962г., ксилография глух06

В нынешнем году исполнилось бы 110 лет со дня рождения заслуженного художника РСФСР Александра Ерофеевича Глуховцева. Это был художник многогранного таланта, но прежде всего замечательный книжный график, чей творческий труд получил самое высокое общественное и официальное признание. Он выполнил художественное оформление около двухсот книг, изданных в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нальчике, удостоившись за них десятков почетных дипломов, а также Большой серебряной медали ВДНХ. Многие книги, оформленные им, а это русская, советская, мировая художественная литература, детские книжки, сказки и эпос народов Кавказа. стали классикой жанра.

Александр Ерофеевич Глуховцев не получил систематическое художественное образование, но, по его признанию, всю жизнь учился у лучших художников-графиков серебряного века, прежде всего, у мирискусников М.В. Добужинского и Е.Е. Лансере. Он прекрасно владел всеми графическими техниками, умело использовал различные комбинации материалов, смешанные техники, но предпочтение отдавал ксилографии, в которой был истинным мастером. Иллюстрируя книгу, он переосмысливал литературный текст и очень осторожно вмешивался в его образную систему. В каждой из оформленных им книг он выявлял суть изображаемых явлений жизни и своеобразие характеров героев, окрашивая художественную ткань рисунков то трагическими, то драматическими красками, то в унисон настроению писателя придавая ей лирический или юмористический характер. В общем, в его книгах можно встретить все человеческие эмоции. Любое из печатных изданий, оформленных книжным графиком, выполнено в стилистике, близкой литературному тексту, и в то же время в них ярко проявлен творческий темперамент автора рисунков. Обладая талантом искусно стилизовать свои рисунки в духе корейского, калмыцкого или русского народного искусства, обращаясь к различным стилистическим системам, как современным, так и прошлых эпох, он умел создать истинно прекрасные вещи.

Вспоминая начальный период развития книжной графики Кабардино-Балкарии, в первую очередь, следует назвать имя Александра Ерофеевича Глуховцева, поскольку именно он в те годы определял ее лицо. Переехав в Нальчик в 60-х годах прошлого века, он успешно вписался в новую культурную среду, впитав в себя особенности местной культуры, что позволило ему по-новому раскрыть свою творческую индивидуальность. Работы этого периода отличаются строгой красотой, культурой шрифта, умением наилучшим образом интерпретировать литературный материал и использовать возможности полиграфии. Не случайно многие печатные издания мест­ного издательства «Эльб­рус», выполненные А. Глуховцевым, были отмечены многочислен­ными дипломами на международных, всесоюзных и всероссийских книжных выставках.

Жителям Кабардино-Балкарии особенно дороги произведения кабардинских и балкарских писателей, народные сказки коренных народов республики и Нартский эпос. Проиллюстрированные Александром Ерофеевичем, они становились им ближе и понятнее. Начинал свою деятельность художник с «Адыгейских сказок», выполненных в технике тушь, перо, но поиски новых выразительных средств привели его к технике гравирования на линолеуме, дереве, металле. Не удивительно, что приступив одним из первых к иллюстрированию героического эпоса кабардинцев и балкарцев (“Нарты”, Нальчик, 1962 г.), он занялся поисками местного национального колорита, используя стилистику кавказских орнаментов на серебряных изделиях. В этом издании органично слились изобразительные и оформительские элементы, искусно трансформируя мир нартов в незабываемые картины жизни нартских героев. Гравюрам Александра Глуховцева присущи черты строгой красоты, стремление к обобщению и лаконичному решению художественных задач.

Каждое сказание открывается рисунком, в котором герой предстает в характерной для него обстановке с предметами атрибутивного характера. Богатство и яркость фантазии автора гармонично сочетаются с конкретностью, когда рисунки насыщены наблюденными деталями, ведь каждую работу мастер предварял тщательным изучением этнографического материала, делая с натуры зарисовки орнаментов, домашней утвари, одежды. Художник нарочито избегал многофигурных композиций со сценами жестоких битв, авантюрных походов и шумных собраний, столь присущих нартскому племени. Его интерпретация эпоса свидетельствует о поэтико-метафорическом освоении мира нартов. Оттого рисунки носят лирический характер, дышат умиротворением. Ценность работ художника в их графической завершенности и убедительности. Не остаются без внимания ритмика и органика формы, ее линейная структура. Иллюстративный цикл по нартам выполнен А. Глуховцевым с ювелирной отделкой каждой гравюры, с изящными концовками - растительными побегами, которые закручиваются в причудливые узоры, напоминающие национальные орнаменты. Все элементы декора превращаются в знаки, обогащающие текст новыми смыслами. В иллюстрациях ксилографа Александра Глуховцева всегда видно его отношение и к самому литературному произведению, и к его героям, умело передается дух эпохи и одновременно стиль литературного сочинения.

Иллюстрируя поэму “Мадина” Али Шогенцукова (Нальчик, 1976 г.), автор пытается смотреть на мир философски, а не просто описывает жизнь своих героев. Стремясь расширить событийный контекст произведения, он дополняет рисунки символическими элементами, передающими эмоциональный накал ситуации. Прекрасный художник-книжник, знавший все тонкости такого материала, как дерево, пластическими средствами он сумел передать душевное состояние персонажей поэмы в острых драматических ситуациях. Формальная ясность гравюры достигается отказом от всего второстепенного, а выразительность композиции строится на использовании контраста разных оттенков черного цвета рисунка и светлого фона бумаги. Изысканность и красота рисунка, четкость и изящество резца, верность литературной основе позволили ему сотворить зримый мир, параллельный шогенцуковскому. Цикл гравюр и все детали декоративного оформления издания, вплоть до мельчайших, сплавились в целостный художественный организм, где все компоненты внутренне взаимосвязаны и взаимообусловлены, и тем самым активно воздействуют на читателя, приобщая его к национальной литературе.

Значение А. Глуховцева для Кабардино-Балкарии не ограничивается лишь его личным вкладом в ее культуру. Многие местные художники-книжники прошли у него школу мастерства и сегодня продолжают развивать традиции графиков старшего поколения, в первую очередь, А. Глуховцева, одновременно пытаясь по-новoму осмыслить литературный материа­л. Но все же главную ценность для культуры республики представляют произведения самого художника. Творческое наследие Александра Ерофеевича Глуховцева огромно и требует серьезного, основательного изучения.

                                  Жаухар Аппаева