Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://www.ais-aica.ru

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

01 октября 2020

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Sultanova Rausa
Султанова Рауза Рифкатовна

Заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

Доктор искусствоведения

Лауреат республиканской премии им. Д. Сиразиева (2008); Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010); Лауреат республиканской премии им. Б.Урманче (2012).

Окончила Мензелинское педагогическое училище (1978), Казанский государственный университет (1983), Нижегородский институт иностранных языков им. Н. Добролюбова (1991), аспирантуру по специальности 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура (1998). В 2000 году в НИИ Академии художеств (Москва) защитила кандидатскую диссертацию «Тенденции развития изобразительного искусства новых промышленных городов Республики Татарстан (1960–1999 гг.)» по специальности 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура».В 2018 году защитила докторскую диссертацию «Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности  развития (ХХ-нач. ХХIв..» по специальности 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура» (Москва).

В ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ с 1996 года.

Член Ассоциации искусствоведов (с 1997). Член СХ в РТ (2003), член СТД РФ и РТ (2003). Председатель Татарстанского отделения Ассоциации искусствоведов (Тат АИС). Член коллегии критиков и экспертного совета  Министерства культуры РТ.

Основные направления научных исследований

Проблемы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного образования Татарстана; сценография Татарстана и тюркских театров.

Под руководством Р.Р. Султановой защищены кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: Улемновой О.Л. («Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов», 2005 г., Москва); Кривошеевой М.Н. («Скульптура Татарстана: истоки, становление, традиции», 2010 г., Москва); Дониной Л.Н. («Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции», 2010 г., Москва); Хисамовой Д.Д. («Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX – начала XXI века», 2012 г., г. Москва);Вагаповой Ф.Г. («Становление искусства татарской рукописной и печатной книги XVII – начала XX вв: стилистика и символика», 2015 г., Саранск); Шкляевой Л.М. («Народное искусство резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины ХХ-ХХIв.:семантика и стилевые особенности» ,2017, г. Саранск). 

Список научных работ

Монографии и альбомы:

  • Искусство новых городов Республики Татарстан (1960 – 1990-е гг.) Живопись, графика, монументально-декоративное искусство. Скульптура. – Казань, 2000.–194 с.-ил.
  • «Древо жизни» Ильдара Ханова: Альбом. – Казань, 2000.–111с.-ил.
  • ПразатИсанбет. Грани призвания. Сәнгатькәбагышлангангомер. Автор вступительной статьи, составитель. – Казань, 2007. – 150 с.; ил.
  • РифкатВахитов. Альбом. Автор-составитель и автор вступительной статьи Р.Р. Султанова. – Казань: Тат.кн.изд., 2010. – 136 с.: цв.ил.
  • Художники Татарстана: Справочник посвящается 75-летию Союза художников Татарстана.(автор вступительной статьи, разделов “Вехи истории СХ Татарстана”,”Председатели СХ”, “Выставки, проведенные ОВТОО “Союз художников России в РТ” (в соавторстве Ильясовой А.Р.). Казань: Изд-во «Заман», 2011.–308 с.
  • Ильдар Ханов. Воспоминания, размышления о творчестве. Автор - составитель. – Казань, 2015. – 256 с.
  • История татарского театра в плакатном искусстве. – Казань, 2017, – 352 с. – ил. (на рус., тат., англ. яз.).
  • ТанЕникеев. Эскизы. – Оренбург, 2018. – 276 с., ил. (в соавторстве с А. Сагитовой, Л. Медведевой и др. ).
  • ЗуфарГимаев. Казань: Изд-во «Заман», 2018. – 160 с., ил.
  • Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ-нач.ХХI вв.).– Казань, 592 с., ил.

Каталоги:

  • Современная сценография Татарстана: Каталог выставки / Автор вступительной статьи, составитель Р.Р. Султанова. – 2002. – 48 с.
  • Ташмоңы. Мелодия камня. ТһеstoneMelody. Каталог международного симпозиума по скульптуре. 29 июня-18 июля 2014 г. (на тат.,рус.,англ.яз.) – Казань,2015.– 40 с.:ил.и др.

Публикации в научных журналах и изданиях:

  • Этнография татарского народа в изобразительном искусстве // Тартарика. Этнография. Казань –Москва: Изд-во «Феория» 2008, с. 666-672.
  • Продолжая древние традиции (Художественная обработка кожи в дипломных работах в Казанском художественные училище им. Н.Фешина (2002-2006) // Мода дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы 12-й международный научной конференции. С.-Петербург. 23-26 июня 2009 г. – СПб, 2009. – с. 458-463.
  • Пестречинская керамика: история, расцвет и угасание // Вороновские чтения. Теория и практика народного искусства в постперестроечный период. – М., 2010. – с.60-64.
  • Традиционный интерьер татарского дома как один из истоков сценографии национального театра // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. – М., 2009. / № 3. – С. 24-35.
  • Школа мастеров или об истории театрально-декораци­онного отделения КХУ им. Н.И. Фешина // Сцена / № 6 (68). – М., 2011. –С. 39-42.
  • Искусство войлока в аспекте изучения тюркского художественного мышления «Иск-тво войлока в тюркском мире: история и современность». // Материалы международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность». Казань, 29–30 января 2009 г. – Казань: Заман, 2013. – С. 11–15.
  • Теоретические исследования по искусствоведению Татарстана на современном этапе. // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ: материалы Международной научной конференции, Посвященной 135-летию со дня рождения П.М. Дульского, Казань, 16-17 декабря 2014 года. – Казань, 2014. С.116-122. 
  • Неизвестные страницы татарской сценографии (из истории авангарда 1920–30-х годов) // Первые казанские искусствоведческие чтения: Материалы междунар. науч. конф. (Казань, 10–12 сентября 2009 г.). – Казань, 2011. – С. 196–204.
  • Сценографическая интерпретация традиционного интерьера татарского дома // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии: Материалы междунар. науч. конф. (СПб., 29 июня 2011 г.). – СПб., 2011. – С. 450–459.
  • Исламская эстетика и сценография татарского театра // Ислам в мультикультурном мире – 2012: Сб. материалов и тезисов 2-го Казанского междунар. науч. форума (29–31 октября 2012 г.). – Казань: Арт-Лоджик, 2012. – С. 91–92.
  • Татарский театр в эпоху сталинизма: сценография Муртазы Абдуллина // Произведение искусства как документ эпохи. Время, язык, образ. – М.: Буксмар, 2014. – С. 175–187. 
  • «Ходжа Насретдин»: новая версия татарского театра // Сцена. – 2017. – № 1 (105). – С. 20–22.
  • Элементы цирка и клоунады в современном татарском театре (на примере ТГАТ им. Г. Камала) // Современная российская и европейская драма и театр: коллективная монография по итогам международной научной конференции (25–27 октября 2016 г.) / Под ред. Т. Г. Прохоровой и Е. Н. Шевченко. – Казань: РИЦ «Школа», 2017. – С. 156–164.
  • Плакат сәнгатендә татар театры тарихы (1906–2016) // Tatarica. – 2017. – №2 (9). – С.130–139.
  • The history of the Tatar theatre in poster art (1906–2016) // Tatarica. – 2017. – №2 (9).– С.123–130.

В рецензируемых журналах:

  • «Науруз»– праздник тюркских театров // Сцена. – 2006. – № 4. – С.34-36.
  • Чехов и новые тенденции в татарском театре // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского / № 1. – Нижний Новгород, 2009. – С. 268-271.
  • Традиционный интерьер татарского дома как один из истоков сценографии национального театра // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. – М., 2009. / № 3. – С. 24-35.
  • Эволюция сценографического решения музыкальной драмы К. Тинчурина «Голубая шаль» // Проблемы музыкальной науки. Российскийспециализированныйжурнал = Music scholarship. Russian Journal of Academic Studies / № 2(5).– Уфа, 2009. – С. 62-67.
  • Жанровый полифонизм «Легенды о любви» Н.Хикмета (на материале сценографических решений в театрах Татарстана» // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал / № 4. – М., 2009. – С. 221-230.
  • КЭМСТ и татарский театр // Искусствознание / № 1-2 (10). – М., 2010. – С. 549-560.
  • Брехт на казанской сцене (проблемы сценографии) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского / № 6 (ч. 2). – Нижний Новгород, 2009. – С. 182-187.
  • Школа мастеров или об истории театрально-декораци­онного отделения КХУ им. Н.И. Фешина // Сцена / № 6 (68). – М., 2011. –С. 39-42.
  • Сценография М. Абдуллина с точки зрения идеологии 1930-х годов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского / № 6 (ч. 2). – Нижний Новгород, 2011. – С. 384-390.
  • На путях обновления: Б.Урманче в театральном пространстве // Дом Бурганова. Пространство культуры. – М. 2014, №4. С 262-276.
  • Элементы цирка и клоунады в татарском театре (проблемы сценографии). // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. –Тамбов. 2015, №2 (52), ч. II. С. 187-192.
  •  «Науруз». Слово казахским художникам // Сцена. – 2015. – № 4. – С. 40–43.
  • П. П. Беньков – художник театра (своеобразие творческого метода) // Исторические, философские, политические, юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. – 2016. – № 2. – С. 179–185.
  • «Банкрот» ГалиасгараКамала: комедия-фарс в духе времени // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2017. – № 1. – С. 183–188.
  • Афиша татарского театра на этапе становления // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ / Мос. гос. худож. пром. ун-т им. С. Г. Строганова. – 2017. – № 4. – С. 228-241.  идр.

Взарубежныхизданиях:

  • Islamic aesthetics and scenography of the tatar theatre // The Art of the Islamic World and Artistic relationships between Islamic Countries and Europe. Abstracts. – Krakow, 2009. – p.35
  • The theoretical research on the Art of Tatarstan on the modern scene // The History of Art History in Central, Eastern and South-Eastern Europe», Torun, The Centre of Contemporary Art, Septamber 14-16, 2010. Abstracts (in alphabetical order).- p.23.
  • Islamic aesthetics and scenography of the Tatar theatre // The Art of the Islamic World and the Artistic relationships between Poland and Islamic Countries. Frakow, 2011. – P. 459–466.
  • Researches of art history of Tatarstan at the present stage // History of Art History in Central, Eastern and South-Eastern Europe. vol. 1.Torun (Polin), 2012. P. 295–299.
  • Роль и значение конструктивно-экспериментальной мастерской современного театра (КЭМСТ) в театральном искусстве Казани//SztukaEuropyWschodniej / Искусство Восточной Европы: Polska - Rosja. SztukaiHistoria / Польша-Россия. Искусство и История (ежегодник), т. 2: Sztukapolska, sztukarosyjskaipolsko-rosyjskiekontaktyartystyczneXX-XXIwieku / Польское искусство, российское искусство и польско-российские художественные контакты XX-XXI веков. – Варшава, 2014. – С. 145-155; и др.
  • Тенденции развития современной сценографии татарского театра (поиски зрелищности на примере ТГАт им. Г. Камала) // Театр, сценография, изобразительное искусство: синтез временных и пластических искусств», Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Казахского национального университета искусств и Международному Дню театра, проводимой в рамках Международного научного форума ASTANA ART-SCIENCE FORUM «Культура, искусство и образование в контексте духовного возрождения» (16-20 апреля 2018 г. ). – Астана, КазНУИ, 2018. – С. 20–26.

Организатор художественных выставок:

  • 2007 – “Режиссер ПразатИсанбет – художник” в Национальном музее РТ.
  • 2008 – Первая республиканская выставка «Искусство книги Татарстана» в Национальном музее РТ и др.
  • 2009 – международный симпозиум “Искусство войлока в тюркском мире” (Казань).
  • 2014 – симпозиум по скульптуре «Мелодия камня – Ташмоңы» в Казанском кремле (Казань).
  • 2017 – выставочный проект «История татарского театра в плакатном искусстве» в ГЦТМ им. А. Бахрушина (Москва).
  • 2019 – выставочный проект «Театр режиссера Марселя Салимжанова» в ГЦТМ им. А. Бахрушина (Москва) и др.

Контактная информация

420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 12; тел: 8-960-039-93-58, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.